Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философская мысль Беларуси: периоды, основные проблемы. 2 страница






Трехмерность пространства является условием существования устойчивых связанных систем (атомов, планет и т.п.). Можно предположить, что трехмерное пространство и одномерное время свойственны только нашему макромиру. Возможны материальные образования с многомерным пространством, со временем, текущем либо в обратном нашему направлению, либо текущем в двух направлениях. Идея неисчерпаемого многообразия мира методологически не исключает обнаружения миров с пространственно-временными свойствами, не представляемыми наглядно.

Следует отметить, что каждый уровень структурной организации материи обладает своей пространственно-временной структурой. Например, для биологического пространства-времени характерна пространственная ассиметрия, т.е. неравенство «левого» и «правого» в группировках атомов, что несвойственно для неживой природы. Здесь различают три шкалы времени: филогенез, онтогенез и конкретная ситуация, а также «биологические часы», жизненные ритмы.

Социальное пространство функционально расчленено на ряд подпространств, характер и взаимосвязь которых исторически меняются по мере развития общества. Социально-историческое время течет неравномерно. Оно замедляется или ускоряется по мере характера жизнедеятельности людей. Пространство-время индивидуального бытия человека определяется конкретной значимостью для него событий.

 

18. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ, ЕЕ ПРИНЦИПЫ, ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ. Диалектика – это такой способ понимания мира, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций в процессах изменения, развития.

Термин «диалектика» первоначально использовался далеко не в философском значении, поскольку им обозначали искусство вести беседу (именно в таком значении впервые его вводит в оборот древнегреческий философ Сократ), или один из приемов риторики, а то и собственно раздел риторики. Такой нефилософский статус за термином сохраняется вплоть до Нового времени. Но, несмотря на это, исторически первой формой диалектики считается именно античная диалектика, а ее главными признаками являются стихийность, фрагментарность и наивность. Задолго до того как появился термин «диалектика» древнегреческий философ Гераклит Эфесский своими утверждениями («миром правит война – единство и борьба противоположностей», «все течет и изменяется, и в одну и ту же реку нельзя войти дважды») демонстрирует способ понимания мира, спустя столетия обозначенный как диалектический. И только в начале 19 века немецкий философ Гегель создает теорию диалектики и противопоставляет диалектику, как способ мышления, метафизике. Но диалектика Гегеля идеалистическая, поскольку ее принципы, законы и категории распространялись только на некую идеальную первооснову мира (Абсолютную Идею), которая в лоне чистого своего бытия была ни чем иным как логическим мышлением.

Потребность естествознания второй половины 19-го века в философских обобщениях показала, что ни гегелевская диалектика, ни метафизика не отвечают запросам времени. В этот же период остро стояла проблема выявления общих закономерностей исторического развития общества. Необходим был метод, который вытекал бы из принципа материального единства мира. Материалистическим содержанием диалектика наполняется в рамках марксисткой философии.

 

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики, категории и принципы.

Принципы диалектики – это ее основополагающие идеи, придающие философскому качественную определенность, системность и целостность знанию

ПРИНЦИП СУЩНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ И ИСТОРИЗМА Движение вечно, покой относителен. В мире нет ничего постоянного, окончательно завершенного, все находится на пути к иному. Любой объект необходимо изучать в его развитии: с учетом того, как он возник, какие этапы в своем развитии прошел, чем стал теперь, чем может стать в будущем.
ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ Мир представляет собой сложную совокупность явлений, находящихся в самых разнообразных связях и отношениях друг с другом. Любые предметы и события – звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое. Знание об объекте всегда носит неполный, относительный характер, поскольку в процессе его изучения человек вынужден абстрагироваться от бесконечного множества отношений, которые связывают данный объект с другими объектами реальности.
ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА Утверждает причинность как универсальный вид связи. Причинность - это генетическая связь явлений, в которой одно при определенных условиях порождает другое. Всякое изменение или развитие имеет свою причину и следствие. Объективное знание целых систем причинно-следственных связей явлений самой различной природы позволяет предвидеть будущие их состояния.   Детерминизму противостоит индетерминизм и телеология.

 

Категории диалектики – это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, а также выражающие подвижность и противоречивость бытия. Категории диалектики носят чаще парный характер (нередко образуют триады), благодаря которому делается возможным отражение полярных сторон целостных явлений, процессов, подвижность, переходы и противоречивость бытия. Они образуют определенную иерархию, отражающую движение познания от простого к сложному.

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
ЕДИНИЧНОЕ - характеризует существование отдельных предметов (вещей, явлений, процессов). ОБЩЕЕ - указывает на наличие в каждом единичном того, что характерно и другим предметам, на их однотипность. ОСОБЕННОЕ – означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении, отражает специфику в реализации общего, характерного для данного объекта.
ЯВЛЕНИЕ - отражает внешние, чувственно воспринимаемые стороны предметов. СУЩНОСТЬ - отражает глубинные связи и отношения, присущие предметам.
ФОРМА - отражает способ существования содержания. СОДЕРЖАНИЕ - совокупность различных элементов, свойств, связей, внутренних процессов и тенденций, которые образовывают данный предмет.
ПРИЧИНА - явление, действие которого при определенных условиях вызывает какое-нибудь новое явление. СЛЕДСТВИЕ - новое явление, вызванное при определенных условиях действием каких-либо предшествующих ему явлений.
НЕОБХОДИМОСТЬ - преимущественно внутренняя, устойчивая, устойчивая, существенная и закономерная связь вещей и явлений, которая отражает обязательность их существования. СЛУЧАЙНОСТЬ – в основном внешние, несущественные, неустойчивые связи вещей и явлений.
ВОЗМОЖНОСТЬ – предпосылка возникновения того, чего еще нет в настоящем, реальном бытии. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - реальное бытие предметов. ВЕРОЯТНОСТЬ – степень возможной реализации данного события при данных условиях.
КОЛИЧЕСТВО – определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. КАЧЕСТВО – внутренняя определенность предмета, интегрированная совокупность свойств. МЕРА – интервал количественных изменений, в границах которого основное качество сохраняется.
           

 

Закон есть существенный, устойчивый регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме. Понятие закона диалектики является результатом совмещения диалектических принципов всеобщей взаимосвязи и развития, а также результатом связи и взаимодействия некоторых категорий диалектики. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности, раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, переход количества в качество, отрицания отрицания.

 

ЗАКОН СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ ПОЗНАВАТ. ЦЕННОСТЬ
ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ   Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя. Тождество и различие представляют собой нечто целое только в своем единстве. Кроме того, любое явление внутренне раздвоено, содержит в себе взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции. Противоположность – это одна из взаимоисключающих сторон любого объекта. Они не только взаимоисключают, но и взаимополагают друг друга, а потому представляют собой стороны единого целого, выступая при этом источником постоянного развития. Тождество, различие, противоречие, противоположность.   Закон объясняет источник и движущие силы развития.  
ЗАКОН ВЗАИМОСВЯЗИ И ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ   Изменение качества данной вещи совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной меры. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность. Качество, количество, мера, скачок.   Закон раскрывает общий механизм развития.  
ЗАКОН ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ   Развитие складывается из определенных циклов. Способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Отрицание – это этап развития, означающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Процесс же такого превращения предполагает сохранение некоторых положительных элементов отрицаемого качества и подъем на новую, более высокую ступень. Отрицание, преемственность, «возврат к якобы старому».   Закон характеризует развитие со стороны его направленности и результата.  

 

 

19. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА СОЗНАНИЯ. Проблема генезиса сознания систематически разрабатывалась в рамках социокультурного подхода, и прежде всего, в марксистской философии. Сознание здесь определяется как высшая функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание представлено как сложный, внутренне противоречивый феномен единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. В рамках данного подхода выделяют четыре аспекта сущности сознания: онтологический, гносеологический, исторический и праксеологический.

Онтологический аспект утверждает, что сознание – это функция высокоорганизованного мозга, а, значит, возникновению и развитию сознания должно предшествовать формирование высокоорганизованного мозга. Гносеологический аспект утверждает, что сознание – субъективный образ объективной реальности. Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения. Исторический аспект утверждает, что сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать. Праксиологический аспект утверждает, что формирование и развитие сознания предполагает с необходимостью включенность человека в социальную практику.

Сознание – это высшая форма отражения.Отражение, являясь всеобщим свойством материи, есть ключ к решению проблемы возникновения сознания и раскрытия его сущности и содержания, форм проявления и функций. Отражение – это способность одной материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить внутри себя некоторые особенности другой материальной системы и при этом сохранять свою целостность. Отражение присуще всей материи и проявляется в разнообразных формах, которые зависят от уровня структурной организации ее. В процессе развития на основе физико-химических процессов, характерных для неорганического мира, возникают биологические формы отражения: раздражимость, чувствительность и психика. На уровне психики, присущей высшим живым организмам, под влиянием различных факторов, таких как природно-биологического, так и социального характера, сформировалось сознание как высшая форма психического отражения мира в идеальных образах.

Появлению сознания человека уже предшествовала:

1) сложная рассудочная деятельность животных, связанная с функционированием ЦНС и головным мозгом;

2) зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков;

3) стадная форма обитания животных;

4) звуковая сигнализация для передачи информации.

Сравнительный анализ антропологических артефактов выявил зависимость между усложнением предметно-орудийной деятельностью предков человека и увеличением объема мозга, что привело исследователей к выводу о роли коллективного труда в формировании сознания человека.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ УРОВЕНЬ ОРУДИЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕМ МОЗГА
АВСТРАЛОПИТЕК (южная обезьяна) 3 млн. лет назад Зачатки орудий труда. Например, использование камней с заостренными (скорее всего в результате воздействия природных стихий) краями. 600 см3
СЕМЕЙСТВО ГОМИНИД ПИТЕКАНТРОП (человекообразная обезьяна) 1 -1, 5 млн. лет назад Изготовление примитивных орудий труда. Покорение огня. 850 – 1225 см3
НЕАНДЕРТАЛЕЦ 35 – 100 тыс. лет назад Усложнение форм орудийной деятельности: каменные ножи, костяные иглы; одежда, жилище. 1100 – 1600 см3
КРОМАНЬОНЕЦ (современный человек) 40 тыс. лет назад Интенсивное развитие материальной и духовной культуры. Развитая техника. 1400 см3

 

.

Биологическая эволюция создает предпосылки перехода к труду как предметно-практической деятельности, основанной на производстве и систематическом применении орудий труда. Но труд – это, прежде всего, процесс отношений между людьми, сложная система взаимоотношений, связанных с изготовлением и применением средств деятельности, организацией и регулированием деятельности и распределением результатов ее. Во-первых, коллективный труд предполагал сотрудничество людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым осмысление связи своих действий с действиями других членов коллектива. Отсюда в психике формируется способность к целеполаганию. Во-вторых, коллективный труд требовал и определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления о нормах, начинает формироваться воля. В-третьих, возникает потребность в передаче информации о предметах и действиях с ними последующим поколениям, что реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка. Как следствие, развивается и совершенствуется психика, формируются способности образования понятий, логического мышления, рационального постижения мира с помощью абстрактно-логических средств. Развитие трудовой деятельности, историческое разделение труда порождают мораль, искусство, религию, науку, формируют социальные программы поведения человека, приводят к культуре как сфере специфически человеческой жизнедеятельности.

 

20. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ. Сознание – одна из фундаментальных философских категорий, прошедших длинный и сложный путь формирования от первых анимистических представлений до современных научных концепций. Сознание является основой духовности человека, выражает его способность к познанию, выступает средством регуляции межчеловеческих отношений, обмена опытом и передачи его от поколения к поколению. Сознание объединяет творческие возможности человека, обеспечивает ценностные ориентации и является средством коммуникации и условием рационального поведения людей, что отличает человека от всех других живых существ. Сознание – это высшая функция мозга, присущая только человеку и связанная с речью функция мозга, обеспечивающая познание и осмысление мира и регуляцию жизнедеятельности людей.

В содержании понятия сознания можно выделить три основных аспекта: 1) когнитивный, указывающий на сознание как средство познания, организации практической деятельности, регуляции и оценки взаимоотношений между людьми, коммуникации и передачи опыта. Этот аспект раскрывает инструментально-функциональную сторону сознания; 2) феноменологический аспект отражает особенности структуры сознания, координации и субординации разнообразных идеальных явлений (феноменов), процессов и состояний сознания; 3) интенциональный аспект характеризует направленность сознания на определенный объект и выражает его целесообразность и связь с условиями, средствами и формами отражения.

В историко-философском процессе сформировались и на различных его этапах обуславливали понимание сознания несколько подходов. Исторически первым был субстанциональный подход. Истоки его обнаруживаются уже у Платона и Аристотеля, рассматривавших сознание в качестве самостоятельного духовного мира. Наиболее полно этот подход реализован в новоевропейской философии, в которой сознание рассматривается как субстанциональный элемент бытия (Декарт), либо как отграниченная от мира, самодостаточная субъективность как принцип бытия (Лейбниц). Субстанциональный подход ориентировал философию на обнаружение и осмысление различных “познавательных способностей” и способствовал изучению структуры сознания.

Функциональный подход сформировался в трудах материалистов-метафизиков XVIII в. как результат осмысления и обобщения достижений физиологии и медицины. Сторонники этого подхода (Ламетри, Гольбах) под сознанием понимали специфическую функцию мозга, которая воплощается в познании и самопознании. В рамках этого подхода разрабатывалась психофизиологическая обусловленность сознания, зависимость его от телесной организации человека и внешней среды. Крайней формой функционального подхода стал “вульгарный материализм” ХІХ в. (Фохт, Бюхнер, Молешот), который мышление и его результат – мысль считал материальными. Исследования сторонников этого подхода содействовали обнаружению связи, а также форм и способов взаимодействия сознания и психофизиологических процессов. Однако в этих исследованиях игнорировались социокультурные условия возникновения и функционирования сознания.

Социокультурный подход первоначально был разработан в немецкой классической философии, где сознание рассматривалось как обусловленная универсалиями культуры индивидуальная способность мышления, представления и воли (Кант). Либо как дух, обусловленный историческими формами общественной жизни (Гегель). Еще один вариант этого подхода был разработан в марксистской философии. Маркс и Энгельс отрицали субстанциональный характер сознания и рассматривали его как функцию мозга, возникающую и развивающуюся под воздействием социокультурных факторов в процессе практически-предметной деятельности людей.

Постклассическая философия предлагает различные программы исследования сознания, заданные главным образом экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традициями. В рамках первой традиции возникает интенционалистская программа исследования сознания. Сторонники этой программы отказываются от традиционного “субъект-объектного” объяснения сознания и обращаются к анализу интенциональности как направленности сознания на объект (предмет, явление, процесс) и способов данности объекта посредством актов и операций субъекта. Иначе говоря, интенциональная программа направлена не на объяснение сознания, а на обнаружение условий и возможностей осуществления сознательных процессов.

Психоаналитическая традиция создает кондиционалистскую программу (conditio – условие), которая ориентируется на обнаружение скрытых факторов телесной и психической организации человека, а также анализ социальной среды и культуры, которые обуславливают поведение человека и влияют на его сознание, хотя и не присутствуют в нем (у Фрейда, Юнга, Фромма – персональное и коллективное бессознательное).

В структурализме (Фуко) и философской герменевтике (Гадамер) проблема существования сознания решается на основе анализа структур языка, механизмов продуцирования и трансляции безадресных сообщений по каналам коммуникации.

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ:

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Ядро сознания индивида образуют ощущения, восприятия, представления, мышление. Важную роль в жизни сознания играют такие феномены психики человека, как внимание, память, воля, эмоциональная сфера, бессознательное. Общественное сознание - это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни.
Формирование сознания, будучи зародившегося в глубинах психики конкретного человека, происходит под воздействием как субъективных факторов, например, наследственность, так и объективных, например, микро- и макросреда. Формируется под воздействием многих факторов, например, условия социальной среды, обмен между людьми опытом, средства массовой информации. В результате вырабатываются общие для определенных социальных групп взгляды, оценки явлений, а также общие интересы и цели.
Имеет «границы» жизни, обусловленные жизнью конкретного человека. Охватывает жизнь множества поколений.
Определяется личными характеристиками индивида, например, уровнем его развития, характером, возрастом, полом и т.д. Общественное сознание надличностно. Оно включает только общее, характерное для индивидуального сознания людей.
Является источником новообразований в общественном сознании, источником его развития. Сложившееся в виде элементов духовной культуры общества, предшествует каждому формирующемуся сознанию, выступает как условие его формирования и развития.

 

Развитие психологии, физиологии высшей нервной деятельности, медицины позволило обнаружить наиболее существенные структурные элементы сознания: интеллект, эмоции, волю, внимание, память. Под интеллектом обычно понимают способность к мышлению и познани на основе понятий. Важную роль в структуре сознания выполняют эмоции. Эмоциональные процессы отражают внутреннее состояние человека, его отношение к внешнему миру, к другим людям и к самому себе. Природа эмоций амбивалентная: они одновременно выступают и как познавательно-информационное средство, и как инструмент оценки. Воля обеспечивает регуляцию человеческой жизнедеятельности и преодоление препятствий на пути достижения целей. Воля придает человеку способность и готовность действовать, порождает настойчивость в достижении целей. Память, как фактор сознания, позволяет человеку сохранять и воспроизводить свой жизненный опыт, связывать себя со своими предшественниками, включаться в культуросозидательный процесс. Но память нельзя интерпретировать как обращение к прошлому. Память – это средство воспроизводства прошлого в современности и прогнозирования на этой основе будущего. Память придает сознанию единство и целостность.

Развитие науки в ХХ в. позволило выявить в духовной жизни человека широкую сферу бессознательного, в которую не проникает свет разума. Эта сфера неосознанных и неосмысленных переживаний во многом определяет деятельность сознания и влияет на поведение человека. Это значит, что сознание не сводится только к мышлению и познанию, но включает в себя многочисленные и разнообразные формы и элементы психической жизни человека.

В этом широком значение сознание выполняет целый ряд функций, имеющих важное значение для жизнедеятельности человека. Познавательная функция проявляется в способности человека добывать, накапливать и сохранять знания о мире и самом себе. Целевая функция отражает способность сознания формулировать цели и разрабатывать планы деятельности человека в природной и социальной среде. Регулятивная функция позволяет регулировать и контролировать разнообразные отношения между людьми, а также между людьми и внешним миром. Креативная функция отражает способность сознания человека определять ценности и ценностные ориентации существования и творчески преобразовывать условия своего бытия.

Носителем сознания является отдельный человек. Но формируется эта индивидуальная способность только в обществе, в сложной системе социальных отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности. Природа в процессе эволюции создает только биологические предпосылки сознания, но реализуются они только в обществе.

 

 

21. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. Проблема сущности и бытия человека – одна из ключевых проблем философии. Проблема эта вечная и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни, ее содержание, научные знания, сам человек. Каждый раз она является проблемой иного человека, живущего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, человека, иначе мыслящего, чувствующего и понимающего мир. Особенно остро философское осмысление проблемы человека встает в переломные кризисные периоды жизни человеческого общества, требующие максимального напряжения всех духовных и физических сил человека. Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает в своем основании решение проблемы человека, его природы, положения в мире и обществе.

Все философские концепции человека можно разделить на две части: объективистские и субъективистские. В концепциях первой части человек. Способ его существования и жизненное предназначение обусловлены внешним миром и познаются через него. Иначе говоря, объективисты идут от мира к человеку, при этом человек рассматривается как существо, зависимое от объективных сфер космоса, космической разумности, божественной воли, исторической необходимости. В теориях другой части человек предстает как существо автономное, а его постижение – это, прежде всего, самопостижение, которое одновременно является и условием постижения мира. Путь здесь противоположный объективистскому: от человека к миру во имя человека. К объективистам принадлежали Демокрит, Платон, Фома Аквинский, французские просветители-материалисты, Гегель, Маркс. К субъективистам относятся софисты, Беркли, Кант, экзистенциалисты, персоналисты.

Первоначальные представления о человеке формируются значительно раньше, чем рождается религия, а тем более философия. Древняя мифология не расчленяет мир: природа, человек и бог в мифологическом сознании слиты вредино. В этом сознании человек не рассматривается в качестве самостоятельного существа, человек и космос здесь едины. Вопрос о происхождении мира является одновременно и вопросом о происхождении человека. Космос – это прообраз, человек же выступает как его несовершенное отражение. Что есть в космосе, то есть и в человеке, а человеческое присутствует в космосе. В мифологическом сознании космос человечен, а человек космичен. Между космосом и человеком нет посредников, связи между ними прямые и непосредственные. Человек – это “микрокосм”мир же – “макрокосм”.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.