Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура программы






Программа состоит из блоков, в которых раскрываются основные задачи коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с ОНР (III уровень) направленной на предупреждение и возникновение нарушений письма.

I Блок «Диагностический»

Для успешности воспитания и обучения детей с речевой патологией необходима пра­вильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

· своевременно выявить детей с речевыми нарушениями;

· выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ре­бенка с ОВЗ;

· определить оптимальный педагогический маршрут;

· спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

· оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

· определить условия воспитания и обучения ребенка;

· консультировать родителей ребенка.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного речевого развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследова­ние, оценку особенностей развития ребенка с ОНР, обусловленным дизартрией всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, со­стояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, не­врологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает меди­цинское и психолого-педагогическое обследование.

II Блок «Коррекционно - развивающий»

Коррекционно- развивающееся направление включает работу по преодолению речевых нарушений и развитию речевых и коммуникативно – деятельностных умений и навыков. Она проводиться на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровне, условно разделено на 3 этапа.

1 этап коррекционной работы на фонетическом уровне

На этом этапе основное внимание уделяется развитию слухового и зрительного внимания, фонематического восприятия, слуховых дифференцировок.

Наряду с этим в процессе ритмических интонационных игр, действий с предметами, моделирование содержания слова, обозначающего данный предмет. Происходит уточнение и углубление смысла слова, восприятие его фонетико – фонематического образа, звукового и звуко-буквенного анализа, деление на слоги.

Вводится дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Практическое освоение языковых и неязыковых средств устного общения: интонация, громкость, темп, паузы, логические ударения, жест, мимика.

Поэтому в качестве подготовительной работы для знакомства со звуком речи на данном этапе проводится цикл занятий по знакомству детей с языком как важнейшим средством общения, с правилами речевого общения.

2 этап коррекционной работы на лексическом уровне

Продолжение работы является совершенствование дифференциации согласных звуков по глухости и звонкости и фонем, имеющих акустико – артикуляуионное сходство.

Основным содержанием работы является обогащение словаря на материале слов из разных частей речи (сущ., прил, глагол, наречие). Знакомство с отношениями между родственными словами, отношениями паронимы, антонимы, многозначные слова; изменение формы слова с помощью приставки, суффикса, окончания; дифференцирование слов близких по акустическим признакам.

Проводится обучение практическому овладению составлением словосочетаний, построение предложений, его интонационное оформление.

3 этап коррекционной работы на синтаксическом уровне - развитие связной речи

Решение задач в большой степени направлено на формирование умений осознано строить предложения, выделять модели предложений различных синтаксических конструкций; составлять связный текст из отдельных предложений; определять особенности текстов разных типов.

Продолжается начатая на втором этапе работа по уточнению и совершенствованию грамматического оформления речи, согласование существительных с прилагательными и глаголами, дифференциация предлогов и приставок. Завершается работа по дифференциации фонем имеющих акустико – артикуляционное сходство.

Особенности планирования коррекционной работы

Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы.

Работа по развитию речевых и неречевых процессов протекает параллельно.

Формирование фонематических процессов, развитие лексико – грамматического строя речи, развитие связной речи идет одновременно с коррекцией звукопроизношения.

На каждом этапе работы допустимо групповое занятие разбивать на подгрупповые и индивидуальные занятия (например, при постановке или автоматизации звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.

Информационно – просветительская работа

1. Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, касающимся воспитания и обучения младших школьников с ОНР в условиях школьного логопункта. Для реализации этой задачи организуется работа семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов и др. Информационные мероприятия по данному разделу проводятся в течение учебного года. Ответственные за организацию и проведение: учителя начальных классов и учитель-логопед.

2. Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОНР. Посещение и организация учителями начальных классов и учителем-логопедом семинаров, методических объединений, родительских собраний, консультаций. Кроме этого, учитель-логопед регулярно посещает районные методические объединения и семинары для логопедов, консультируется с логопедами, работающими на кафедре «Коррекционной педагогики и психологии» в НИПКИПРО, изучает новую методическую литературу в области логопедии, изучает научно – методические журналы «Логопед», «Дефектология». Изучение новых методик и практического опыта педагогов помогает повышать уровень своей компетенции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.