Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель процесса стратегического менеджмента






Стратегический менеджмент представляет собой сложный процесс научнообоснованного управления достижением организациями, регионами и государствами устойчивости и высокой эффективности развития на основе применения своих интеллектуальных ресурсов для разработки и реализации стратегий. Организации и государства, использующие более эффективные системы стратегического менеджмента, становятся лидерами, менее эффективные переходят на более низкие позиции, а неэффективные занимают положение аутсайдеров.

Возможны два варианта развития экономики, общества и компаний РФ:

1) на основе теоретической разработки собственных новых концепций и систем стратегического управления; 2) путем прямого заимствования и копирования зарубежных методов.

Второй путь наиболее прост, но его результаты крайне недолговечны, незначительны, а те, кто шли по этому пути попали в прямую зависимость от других лидеров, разрабатывающих методы управления.

Сегодня вновь в России повторяются ошибки стратегического управления прошлых периодов. Развитие систем и методов управления идет по пути механического копирования и трансляции зарубежных методов и методик.

Но универсальная закономерность развития мировой экономики заключается в том, что нельзя стать лидером, не обеспечив лидерство в методах и системах стратегического управления.

Между тем многие зарубежные методы далеко не совершенны и, как показал опыт многочисленных крупных российских просчетов, их применение часто приводило к резкому ухудшению стратегической ситуации. Следует обратить внимание и на рост неустойчивости развития зарубежных корпораций - лидеров западной экономики в последние десятилетия, которые, несмотря на использование методов западного стратегического менеджмента, не смогли предотвратить внутренние кризисы и эффективно противостоять внешним угрозам.

Однако эти методы, сегодня все более интенсивно продвигаются в Россию через бизнес-школы, различные программы, гранты, некритичные переводы западных изданий и по другим направлениям.

Анализ ряда базовых принципов и методик стратегического менеджмента западных корпораций и стран показывает, что в действительности им присущ ряд дефектов, которые проявили себя и в российской экономике. Рассмотрим базовую концептуальную модель стратегического менеджмента, применяемую за рубежом и предлагаемую сегодня российской экономике.

Традиционная базовая модель процесса стратегического менеджмента была разработана в 70- е годы прошлого включает ряд последовательных этапов: формулировка миссии, анализ внешней среды, анализ внутренней среды по модели SWOT, конкурентный анализ, разработка специфических стратегий, реализация стратегии и стратегический контроль.

Достоинство этой модели на первый взгляд простота и компактность. Но в действительности в реальном управлении всегда действует ряд факторов, которые в ней не учитываются, а их действие принципиально отличается от положений этой модели.

Традиционная модель чрезмерно и необоснованно упрощает сложный процесс стратегического управления, превращает его в формальный. В ней в явном виде нет влияния человеческого фактора, также нет системы управления реализацией стратегии, нарушены принципы эффективного контроля.

Процесс разработки и реализации стратегии состоит из пяти взаимосвязанных управленческих задач. 1. Формирование стратегического «видения» будущего компании, создание модели будущего образа компании, определение долгосрочной перспективы развития. 2.Постановка целей. 3.Разработка стратегии. 4. Реалиация стратегии. 5. Оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей». Эти задачи затем рассматриваются отдельно.

Но этот подход слишком упрощен и является повтором схемы процесса общего менеджмента «планирование – внедрение – контроль», не раскрывая сущности организации процесса стратегического менеджмента в организациях, не показывая как конкретно с научных позиций организовать эффективный процесс стратегического менеджмента и избежать ошибок.

Р. Мэтьюз, А. Агеев и З. Большаков предложили подход к описанию процесса стратегического менеджмента в виде графической модели девятиугольника, вписанного в окружность (авторы назвали ее эниаграммой), узлы которого представляют собой: «1. Видение, целеполагание. 2. Решение проблем финансирования. 3. Определение необходимых видов деятельности. 4. Рассмотрение альтернатив. 5.Выбор наилучшего варианта стратегии. 6. Принятие необходимых решений и соединение ресурсов в сети. 7. Практическая реализация стратегии. 8. Контроль и адаптация стратегии. 9. Бизнес-среда» Авторы отметили слабые стороны централизованного сбора информации, статичность и нелинейность бизнес – среды и предложили подход на основе соединения различных элементов стратегического менеджмента.

Но по этой модели также неясно как организовывать и осуществлять процесс стратегического менеджмента фирмы, где начало процесса, в чем заключаются его этапы. Данной модели также присущи недостатки традиционной модели, поэтому ее следует рассматривать как разновидность подхода к описанию содержания процесса стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент представляет собой сложный процесс. Обобщая различные подходы к построению моделей процесса стратегического менеджмента можно определить его важнейшие задачи:

формирование потребностей в стратегических преобразованиях;

интеграционный анализ внешней и внутренней сред;

формирование концепции стратегических целей и направлений развития;

разработка стратегии организации и обеспечивающих ее стратегий подразделений;

планирование реализации стратегии и распределения ресурсов;

управление реализацией стратегического плана;

контроль стратегических результатов;

коррекция стратегии, ее изменение или переход к новой стратегии.

Модель процесса стратегического менеджмента необходима для эффективной организации процесса управления разработкой и реализаций стратегии. Однако существующие модели носят общий и не конкретный характер. В них в явном виде отсутствует главный элемент, определяющий эффективность стратегического управления – человеческий фактор, и в первую очередь, такие его составляющие, как уровень мотивации, подготовки и компетентности разработчиков стратегии и работников ее реализующих. В целом традиционные модели стратегического менеджмента недостаточно отражают процессы эффективного стратегического управления.

Анализ многочисленных просчетов и дефектов стратегического управления в РФ показывает, что модель эффективного процесса стратегического менеджмента должна обладать следующими существенными свойствами:

быть системной, что означает связывать в единое целое все основные элементы стратегического процесса и учитывать взаимосвязи между ними;

реалистичной, отражать процессы стратегического управления, в первую очередь связанные с человеческим фактором в управлении, логические взаимосвязи между ними;

последовательной, каждый этап процесса стратегического менеджмента должен быть логично связан с предшествующим и последующим этапами;

обеспечивать управление процессом внедрения стратегии на основе создания систем стратегического контроля и управления реализаций стратегии;

учитывать периодичность (цикличность) процесса, разработки, реализации и коррекции стратегий;

гибкой, по мере необходимости в процессы разработки и внедрения стратегии могут вноситься изменения.

С учетом этого модель эффективного процесса стратегического менеджмента целесообразно представить в следующем виде:

В модели процесса стратегического менеджмента имеются 3 фазы, каждая из которых состоит из ряда этапов. Основные фазы включают:

подготовку и стратегического интеграционного анализа внешней и внутренней сред;

разработку стратегических сценариев, стратегий и стратегических планов;

внедрение, оценку результатов и принятие стратегического решения об изменении, завершении или продолжении стратегии.

Принципиальные отличия новой концепции стратегического менеджмента от традиционной:

В традиционной модели процесс стратегического менеджмента начинается непосредственно с формулировки миссии и анализа проблем организации.

Но в действительности только после возникновения потребностей в стратегических изменениях и действиях, мотивации персонала для осуществления, совместного анализа внешней и внутренней сред и идентификации ключевых ценностей руководители и менеджеры могут правильно понять сущность проблем, сформулировать миссию, стратегические цели, разработать варианты стратегий. Процесс разработки стратегии начинается с возникновения потребностей в стратегических преобразованиях, мотивации и организации подготовки работников, разрабатывающих стратегии.

В традиционной модели не учитываются в явном виде факторы мотивации и подготовки работников, а они определяют качество и результаты всего стратегического процесса.

Но, если разработку стратегии фирмы осуществляют не мотивированные и не подготовленные работники, то такая стратегия никогда не будет эффективной. В этом одна из причин стратегических просчетов. Человеческий фактор активно действует на всю систему стратегического менеджмента. Наиболее сильное влияние на стратегический процесс оказывают мотивация работников, их внутренние ценности и социальная ответственность, уровень их подготовки и компетенции в сфере стратегического управления. Часто разработку стратегии проводят либо квалифицированные, но не мотивированные работники, либо работники с сильной мотивацией, но слабой подготовкой, нередко слабая подготовка сочетается с отсутствием мотивации. В этих условиях весь стратегический процесс теряет смысл.

Существенный недостаток традиционной модели процесса менеджмента заключен в раздельном анализе внутренней и внешней сред компании.

Но оценивать сильные и слабые стороны компании (внутренняя оценка), без учета конкретных условий внешней среды, в том числе конкурентов, невозможно и бессмысленно. Также невозможно анализировать внешние потенциальные возможности отраслевых рынков, без учета особенностей фирмы. Конкретные особенности внутренней среды фирмы определяющим образом влияют на характер анализа внешней среды. Так крупные фирмы и фирмы малого бизнеса ориентируются на использование различных факторов внешней среды. Поэтому достоверные выводы могут быть получены только в условиях синтеза анализа внешней и внутренней сред, на основе интеграционного подхода, в результате которого можно правильно сформулировать проблемы и концепции развития, миссию организации, комплексы стратегических целей. Этот анализ должен проводиться не раздельно, а совместно, так как внешняя и внутренняя среда фирмы диалектически связаны друг с другом.

Раздельный анализ приводит к тому, что многие фирмы неправильно определяют приоритеты факторов. Вместо наиболее важных факторов внешней и внутренней сред менеджеры анализируют факторы, мало влияющие на стратегии фирмы. Многие главные факторы влияния ошибочно считаются второстепенными или не рассматриваются, весь анализ становится формальным и малосодержательным.

Анализ внутренней и внешней сред фирмы нельзя отделять, так как окружающая фирму внешняя среда описывается сотнями тысяч показателей, которые невозможно учесть менеджерам. Но для конкретной фирмы или отрасли количество параметров внешней среды на порядки уменьшается, что позволяет проведение анализа. С позиций системного подхода этап 3 (рис. 2) объединяет анализ внешней и внутренней среды.

Одной из наиболее сложных задач является внедрение разработанной стратегии. Традиционная модель не дает ответа на вопрос как преодолеть разрыв в разработке и внедрении стратегии.

Стратегический процесс должен включать механизм управления внедрением стратегии, что на практике постоянно нарушается. Этот разрыв можно преодолеть на основе разработки системы стратегического контроля и системы управления реализацией стратегии. Часто вместо организации внедрения стратегии на базе матричной структуры управления или на основе сети проектов, формально поручают этот процесс административным подразделениям организации. В результате целостную стратегию разрезают на части, которые затем не удается соединить воедино, и проявляются все присущие функциональным звеньям слабые стороны – внутренняя борьба за ресурсы и власть, личные конфликты, бюрократия, функциональная обособленность, плохая координация и другие. Поэтому разработку систем стратегического контроля и управления реализацией стратегии необходимо осуществлять еще на стадии планирования стратегии.

Традиционная модель не учитывает периодический (циклический) характер стратегического менеджмента.

Но процесс разработки и внедрения стратегии имеет четко очерченные временные рамки и разделяется на ряд периодов. Обычно продолжительность одного периода год. В условиях быстрых изменений этот срок может сокращаться. В крупных корпорациях разрабатываются временные графики планирования и внедрения стратегий. В конце каждого периода внедрение стратегии оценивается по ее результатам и эффективности, принимается стратегическое решение – завершение стратегии в случае достижения поставленных стратегических целей или невозможности ее реализации и разработка новой, продолжении реализации стратегии, ее изменение, переход на другую, ранее разработанную альтернативную.

В традиционной модели стратегического менеджмента линии обратной связи от стратегического контроля замыкаются на все элементы стратегического процесса одновременно.

Но при таком подходе, как показывает практика управления, в организациях часто наступает хаос. На руководство обрушивается лавина разрозненных данных из различных подразделений. Если сигналы об отклонениях в реализации стратегии поступают по обратной связи во все звенья, которые осуществляли ее разработку, то менеджеры принимают несогласованные и противоречивые решения по устранению отклонений. Невозможно создать целостную картину причин отклонений в стратегическом управлении и принять обоснованные решения.

В результате возникает модель управления по типу известной басни Крылова «Лебедь, рак и щука». Например, требуются дополнительные ресурсы, но никто не может принять необходимое решение или сразу принимается несколько противоречащих решений. Такие ситуации часто возникали и возникают сегодня на коллегиях российских министерств и в советах директоров фирм. В результате теряется много времени на обсуждение, а «воз и ныне там», проблемы остаются нерешенными.

Это можно устранить только, если при возникновении отклонений информация последовательно пройдет все этапы стратегического процесса в обратном направлении. Последовательная обратная связь в управления исключает возможность дезорганизации и неупорядоченности, обеспечивает согласованность и целостность стратегического анализа причин отклонений и решений по их устранению. Потери времени на прохождение информации при этом минимальны, а многие проблемы часто решаются на промежуточных этапах стратегического процесса.

Оценка эффективности реализации стратегии в традиционной схеме также отсутствует.

Но реализация стратегии без комплексной оценки ее результатов и эффективности ведет к потере управляемости стратегическим процессом. В условиях отсутствия оценок эффективности стратегий и их контроля неизбежно возникает бюрократия, результатом которой являются конгломераты хаотичных процессов, крупные затраты и никаких конкретных результатов. Реализуется известный бюрократический принцип «движение все – конечная цель ничто». Напротив эффективный менеджмент исходит, прежде всего, из принципов планирования и достижения конкретных результатов, а процессы нужны лишь для их обеспечения.

Оценки социально - экономической эффективности стратегий практически повсеместно в экономике РФ носят формальный характер, принимая вид наборов разнородных показателей, либо не проводятся вообще.

Для принятия обоснованных и эффективных решений целесообразно применять методы комплексной оценки стратегических инвестиций, учитывающих полные экономические результаты на основе реальных финансово-экономических показателей. В расчетах экономических результатов инвестиций следует учитывать такие составляющие как чистую прибыль от стратегических инвестиций дополнительную чистую прибыль от реинвестирования, изменение стоимости бизнеса, инвестиционные вложения.

Вместе с экономическими оценками следует учитывать социально-экономические результаты стратегического инвестирования - улучшение экологии, условий труда, развитие человеческого потенциала, защиту от чрезвычайных ситуаций.

Хотя традиционная модель стратегического менеджмента представляет собой ряд формализованных процедур, в то же время она не технологична и не показывает, что конкретно нужно сделать для организации эффективного процесса стратегическог менеджмента.

Но опыт показывает, что разработчикам стратегии непонятно как, следуя традиционной модели организовать процесс управления разработкой и внедрением стратегии, как обеспечить последовательность, целостность и системность этого сложного процесса. В отличие от нее системная модель стратегического менеджмента содержит все основные фазы и этапы развития стратегического процесса.

Одним из основных барьеров на пути развития стратегических процессов в РФ является слабый уровень подготовки и серьезный дефицит знаний в области стратегического управления многих руководителей и менеджеров. Многие руководители ошибочно считают, что опыт заменит им любые новые знания, а в результате они еще на стадиях планирования и прогнозирования проигрывают конкурентам, использующим научно - обоснованные методы и системы стратегического менеджмента. Однако стратегии, разработанные «кустарным» образом, вместо использования высоких технологий, ведут к потере управления стратегическими процессами и банкротствам.

В качестве примера можно привести стратегию одной из крупных компаний, руководство которой представляет ее в виде хаотичного набора разнородных мероприятий по реорганизации и ничем не обоснованных показателей ожидаемых прибылей. При этом практически все положения этой стратегии ошибочны. Так главным фактором конкурентоспособности считают снижение цен. Это в условиях, когда весь мир ориентирован в первую очередь на качество, мобильность, другие составляющие, комплексный подход к конкурентоспособности.

Вся стратегия сведена к слиянию фирм, реорганизации отделов, жесткой централизации управления. В то время как мировая экономика развивается по пути гибкой децентрализации. Механически копируется структура кадров зарубежных компаний, без учета технологических различий. Отсутствует даже система стратегических целей. Масса и других ошибок. Нет никаких признаков организации процесса стратегического менеджмента и применения современных моделей. Вместо этого чаще всего звучит «утвердить», «провести реструктуризацию», «интеграцию». В целом материалы стратегии представляют собой хаос бессвязных терминов, показателей, схем, таблиц и невольно напоминают слова поэта «Смешались в кучу кони, люди...».

Действие фактора слабой подготовки руководителей, осуществляющих стратегические процессы в РФ, в полной мере еще не осознано, но негативные последствия этого для многих отраслей и компаний российской экономики проявятся уже в ближайшие годы. Ситуация осложнится еще больше в условиях роста международной конкуренции на внутренних рынках после вступления России во Всемирную торговую организацию.

Неэффективное управление процессом стратегического менеджмента, нарушение принципов целостности и системности нередко вызывает последствия, исправить которые невозможно, так как потери от стратегических просчетов слишком велики. В результате вместо инновационного прорыва и роста эффективности, о необходимости которых сегодня много говорят, часто возникает лишь их видимость и отсутствие ощутимых результатов.

Применение новой модели процесса стратегического менеджмента в компаниях, органах государственного и регионального управления, местного самоуправления, обеспечивает руководителей и менеджеров научной методологией стратегического управления, дает возможность избежать типичных ошибок, повышает конкурентоспособность компаний, будет способствовать их защите от агрессивной конкуренции.

Развитие теории стратегического менеджмента в условиях динамичных изменений во всех сферах является одним из основных факторов успешного развития компаний и экономик стран в целом.

 

26. Понятие и роль маркетинга в функционировании и развитии организации

Развертывание и полный ход второй фазы приватизации, становление в стране цивилизованного рынка ценных бумаг и угроза банкротств переводят проблемы реконструкции предприятий в разряд неотложных.

Реконструкция предприятий – это не просто вопрос воли руководителя и предприятия таких жестких административных решений, как сокращение численности работников или закрытие каких-то направлений деятельности.

Современный руководитель должен уметь анализировать различные варианты развития производств, видеть перспективу своей компании, фирмы на рынке, обладать волей и способностью вовлекать коллектив в реализацию намеченных решений.

Вместе с тем российская промышленность обладает огромным интеллектуальным запасом, прекрасно образованными руководителями, высококвалифицированными рабочими, а наши недра богаты природными ресурсами. Все это дает основания для честолюбивых замыслов выйти на мировые рынки и занять там достойное место. Но для того чтобы эти замыслы стали реальностью, работники фирм – и компаний должны понимать, в чем заключается реконструкция производства, какие подходы, методики, инструменты имеются в их распоряжении для организации работы в новых условиях. Немыслимо в одиночку принимать все решения. Директор должен создавать команду единомышленников.

Важно помнить и другое – наилучший способ оказать поддержку своей стране в трудный период реформ, улучшить общую ситуацию в России – сделать свою компанию, фирму процветающей, выпускать хорошую продукцию по доступным для потребителей ценам, создавать стабильные и хорошо оплачиваемые рабочие места. Со временем это должно воплотиться в прибылях – одном из главных показателей эффективности работы компании и ее фактора. Если добиться хороших результатов, то российские и иностранные инвесторы будут вкладывать деньги в развитие компании, и другие фирмы будут сотрудничать.

Российские фирмы и предприятия (пока не все) уже нашли подходы к решению этих проблем, успешно провели у себя реструктурирование и начинают играть заметную роль на внутреннем рынке и на рынках зарубежных стран.

Свободный рынок предлагает покупателям широкое разнообразие товаров и услуг. Успех фирмы, предприятия зависит от того, что выберут покупатели: вашу продукцию или продукцию ваших конкурентов. Предприятиям нужно выявить и понять потребности своих потенциальных клиентов. Затем нужно найти способ удовлетворить эти потребности лучше, чем это может сделать конкурент. Чтобы работать успешно, перспективной фирме необходимо быть такой организацией, вся деятельность которой ориентируется на покупателя.

Таким образом, маркетинг - это система организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги и получение прибыли[3].

Маркетинг использует средства массовой информации и другие способы, чтобы завладеть вниманием и убедить многих людей – людей, которые могут вообще не иметь никакого прямого контакта ни с кем из компании данного сбытовика, создавая спрос.

Маркетинг – это больше, чем набор правил и организационных процессов. Это так же и образ мышления. Успеха добиваются фирмы, разработавшую такую стратегию маркетинга, которая на первое место поставит желания покупателей и создаст правила, процессы и отделы (то, что в мировой практике организации маркетинга называется структурами), обеспечивающие лучшее, чем у конкурентов удовлетворение этих желаний. За разработку и выполнение этих правил и процессов может нести ответственность специальный отдел или группа высших руководителей фирмы, компании. В этом отношении маркетинг можно определить как деятельность, обеспечивающую разработку, производство и предложение покупателю тех товаров и услуг, которые представляют для него ценность.

Важнейшей задачей управления является установление и поддержание динамического взаимодействия организации с окружающей ее средой, призванное обеспечить ей преимущества в конкурентной борьбе, что достигается за счет предоставления покупателю продукта фирмы. Маркетинг - «это весь бизнес, представленный в том виде, как он выглядит точки зрения конечного результата, т. е. с точки зрения клиентов.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что маркетинг играет особую и исключительно важную роль в стратегическом управлении. Пронизывая все его процессы, маркетинг делает возможной ориентацию фирмы на запросы потребителей и тем самым обеспечивает более гибкое и адаптивное включение фирмы в окружающую среду. В то же время переход к стратегическому управлению послужил мощным импульсом к развитию маркетинга и изменению его роли в фирме. Именно стратегическое управление выдвинуло маркетинг на передний план, существенно повысив его значимость и качественно изменив его роль в осуществлении бизнеса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.