Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция управленческой мысли и школы менеджмента. Основные черты (особенности) современного менеджмента.






1.Древние организации и формирование управленческой мысли. Эволюция менеджмента: этапы, теории школы

2. Эволюция менеджмента в школах научного управления.
3. Управленческие концепции 40-60 гг. Эмпирическая школа управления.
4. Развитие теории и практики менеджмента в 60-80 гг. Современная система взглядов на менеджмент.
5. Особенности Российского менеджмента

7. Смена парадигмы управления в период радикальных преобразований в экономике Российской Федерации.

8 Система образования по бизнесу и менеджменту в США, Японии и странах Европы.

1. На протяжении всей истории человеческого общества с момента, когда труд стал носить общественный характер в первобытной семье и вплоть до начала развития машинного производства в конце ХIХ века процесс управления носил упрощённый авторитарный характер. Глава первобытной семьи рода племени, за счет своего авторитета позднее – владелец средств производства силой власти авторитарно управляли производством: ставили задачи распределяли задания следили за выполнением, силой приказа побуждали людей к труду.

Документальным подтверждением древности практики управления являются глиняные таблички датированные третьем тысячелетием до нашей эры, на которых написаны сведения о коммерческих сделках и законах древней химерии. Археологические раскопки свидетельствуют о более древних фактах практики управления. Даже доисторические люди часто жили организованными группами в каждой из которой был свой лидер.

Крупные организации древности имели формальные структуры, в которых можно выделить уровни управления. В них были цари и генералы губернаторы территории и казначеи погонщики и надсмотрщики работ и другие управленцы которые помогали обеспечить деятельность существовавших различных организаций. Так, например такие грандиозные сооружения пирамиды Египта могли появиться на свет только вследствие координированных организационных усилий направляемых управленцами.

На разных этапах мировой истории существовали такие крупные организации, как Макидония при Александре Макидонском, Персия Римская империя и др. С годами управление некоторыми организациями становилось все более четким и сложным, а сами организации становились более сильными и устойчивыми. Так например, армия Римской империи просуществовавшей сотни лет имела четкую структуру управления планирования и дисциплину.

Практический опыт управления был изучен такими учеными как К.Маркс, Ф Энгельс, Р. Оуэн, Ч. Бэбидж. И др. Однако они отмечая сам факт процесса управления не раскрывали весь механизм управления производством и управления экономикой страны.

Развитие управления, как научной дисциплиной представляло собой не последовательные шаги вперед, а несколько различных подходов (школ) которые по одним параметрам совпадали, а по другим различались.

В конце 19 века и первой половине 20 века получили развития 4 четко различимых школы управленческой мысли.

  1. Школа научного управления
  2. Административная школа
  3. Школа психологии и человеческих отношений
  4. Школа науки управления.

Каждая из этих школ внесла значительный вклад в область совершенствования управления. Возникновение данных школ носит эволюционный характер управления мысли и пересекается в вопросах теории практики в рамках одной организации.

2. а. Школа научного управления 1885-1920 гг. Подход научного управления был изложен в работах Ф.Тейлора, Ф.и Л. Гиберты, Г.Ганта, М.Вербера, и др. Они считали что используя наблюдения замеры логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Они проводили анализ содержания работы и определяли ее основные компоненты. Так, например, Тейлор считавшейся родоначальником теории управления скорпулезно замерял количество руды и угля которые человек может поднять на лопатах различного размера. Гилберты изобрели прибор часы-микрохронометр и используя его в сочетании с кинокамерой выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки сделав затем рекомендации по рациональной организации труда.

Основываясь на полученной информации авторы подхода изменили рабочие операции чтобы устранить лишние не продуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудования, стремились повысить эффективность работы достигая существенных результатов.

б. Административная школа управления 1920-1950 гг. Авторы этой школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни. И др. Их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений и основывались на научной методологии. Они старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы пытаясь определить общие характеристики и закономерности организации. На основании проведенных анализов и сиснтезов определили 5 функций управления и 14 принципов управления, используя которые руководители организации проводили системное управление.

в. Школа психологии и человеческих отношений 1930 –1950 гг. основоположниками этой школы считаются М.Фаллетт, Э Мейо. М.Фаллетт первой определила как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Эксперименты Э.Мейо, особенно те, которые производились на заводе в Хоторне показали что иногда работники реагируют гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе чем на желание руководства и материальные стимулы. А.Маслоу позднее развил эту теорию. Он предполагал что мотивами поступков людей являются, в основном не экономические стимулы, а различные потребности, которые могут быть частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих выводах авторы школы считали, что если руководство проявляет большую заботу о работниках то, и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что должно вести и к увеличению к производительности труда. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями включающими более эффективные действия непосредственных руководителей консультации с работниками и предоставление и более широких возможностей общения на работе.

г. Школа науки управления (количественная школа)1950 – по настоящее время. Существенный вклад в теорию управления внесли Л. Берталанфи, А. Рапопорт и др. и такие науки как математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знаний.
Количественные методы сгруппированные под общим названием исследование операций, используются при решении многообразных проблем возникающих в организации. По своей сути, исследования операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модель облегчает понимание сложности реальности.
Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров.

  1. Эмпирическая школа управления.

В основе теории этой школы лежало изучение и последующие распространение конкретного опыта управления фирмами, корпорациями, и т.д., что являлось наиболее полезным способом совершенствования менеджмента. Отсюда и название школы эмпирическая (эмперия-опыт) Ее представители Р.Девис, Ч. Бернард, Э.Дейл. А. Слоун.
Представители крупного бизнеса (А.Слоун) способствовали практическому распространению ее концепции.

Возникновение эмпирической школы явилось реакцией на недостаточную практическую направленность ряда положений научного менеджмента и школы человеческих отношений. Сторонники эмпирической школы не отрицали значения теоретических принципов, но считали более важным анализ непосредственного опыта управления. Ими были разработаны специальные методологии обучения управлению на основе конкретных управленческих ситуаций. Эмпирическая школа внесла существенный вклад в практику внутрифирменного менеджмента. Было разработано большое число ценных рекомендаций по управленческим структурам, по организации линейных и функциональных служб, систем технического и информационного обеспечения. Большая работа была проведена по исследованию и внедрению в практику новых эффективных приемов обучения менеджеров.

В практическом плане школа предусматривает всесторонний анализ состояния обьекта управления, затем даются рекомендации исходя из прошлого опыта управления, предусматривая использования комплекса управленческих методов – административных, экономических, социально-психологических. Теория систем в практике управления активно начала использоваться в колнце 50 годов.

4. Для рассматриваемого периода характерно одновременное развитие нескольких подходов к управлению внутри которых возникли следующие школы и теории.

Западные теоретики выделили 4 таких подхода:

1. Системный

2. Ситуационный

3. Процессуальный

4. Количественный.

Эти подходы не являются противоположными. Они в определенной степени самостоятельны, либо связанны один с другим как дополняющие или развивающие отдельные идеи какого-нибудь направления.

1. Системный подход. До этого исследователи сосредотачивали внимание на управлении отдельными элементами системы. Применение системного подхода к управлению позволило увидеть всю организацию как систему в единстве и взаимосвязи составляющих ее частей.

Сторонники нового подхода внесли существенный вклад в науку управления они не только разработали специальные новые принципы управления но и положили начало новому способу мышления по отношению к организации управления.

2. Ситуационный подход. Вместе с системным подходом теоретический и практический менеджмент в это время вышел еще один подход ситуационный.

В центре внимания при таком подходе оказывается ситуация т.е. определенный обьект который оказывает большое влияние на организацию в данное конкретное время. Задача – справится с переменами влияющими на эффективность управления в различных ситуациях.

3. Процессуальный подход. Его особенностью является повышенное внимание управленцев к самоуправлению, такие действия получили название управленческие функции.

4. Количественный подход. Это обобщенное название всех приемов в управлении, связанных со знанием математики, статистики, инженерных наук, кибернетики. Этот подход был реакцией на достижения в области производства, техники, биологии и был вызван необходимостью совершенствования управленческого труда. Повсеместная компьютеризация позволила освободить управленческий труд от большого числа технических операций.

5.Менеджмент как любой вид управленческой деятельности имеет свои общие и специфические черты. Общие: Отражают этап развития цивилизации, модель экономики и социально-экономических потребностей управления, уровень научно-технического прогресса. Специфические: Научные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономического развития в конкретной стране.
Реальный менеджмент всегда содержит общие особенности в определенном соотношении и сочетании. В мире существуют понимание не только менеджмента вообще, как концепции, типа управления, но и понимание различных моделей менеджмента (Японского, Немецкого, Французского и др), поэтому по аналогии с этим можно говорить и о Российском менеджменте. Понимание Российского менеджмента имеет большое значение для современной практики развития управления в нашей стране. Для развития менеджмента в России необходимо учитывать специфику России.

Особенности российского менеджмента проявляются в 4 – х факторах:

  1. Приоритеты в проблематики с акцентом на специфику предприятий АПК.
  2. Инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его существования.
  3. Комплекс факторов затрудняющих развития менеджмента в России.
  4. Особенности общественного сознания, которое изменить в короткое время невозможно.

В Российской действительности в настоящее время существуют противоречия во взаимодействие факторов затрудняющих и благоприятствующих укреплению концепции менеджмента. Поэтому их надо рассматривать и оценивать в систематизированном виде.
В настоящее время Россия взяла курс на проведение рыночных реформ. Это предопределяет необходимость формирование новой управленческой концепции. В настоящее время сформировались следующие системы взглядов на управление экономикой в переходный период:

1.Гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов;

2.Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субьектов как открыты, социально ориентированных систем;

3.Самоуправление на всех уровнях;

4.Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики.

 

3.Субъекты и объекты менеджмента. Современные требования к управленческому персоналу.

Субъекты управления

Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами.

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:
1) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;
2) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.
Полная привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления наблюдается в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата. Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам.
Объекты управления

Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на ОУ, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:
1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования ОУ и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;
2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.
Информационный подход к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением, включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.
Согласно информационному подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.
Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.

Основными группами функций системы управления являются:
1) функции принятия решений (преобразования содержания информации)– выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий). Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии ОУ и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов, при порождении и выборе альтернатив. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;
2) рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;
3) функции обмена информацией связаны с доведением выработанных воздействий до ОУ и обменом информацией (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.