Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие товарного рынка, его функционирование, инфраструктура.






Понятие рынка

Различное понимание рынка:

1) рынок - территория, место, где встречаются продавцы и покупатели (бытовое)

2) рынок - сфера, территория обращения определённого товара: город, субъект РФ, РФ в целом, мировой или региональный рынок (такое понимание ФЗ «О защите конкуренции»)

3) рынок – суммарный платежеспособный спрос, т.е. совокупность потребитлей (экономическая категория);

4) рынок – саморегулирующийся механизм спроса и предложения (экономическая категория)

 

Товарный рынок – совокупность структурно связанных продавцов и покупателей определённого товара, деятельность которых регулируется сходными правилами.

 

Понятие «товарный рынок» введено в законодательство в связи с принятием Закона о конкуренции на товарных рынках.

 

Товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Т.е. критерии:

1) сфера обращения товара (заменимого или незаменимого);

2) наличие определённых границ (главный критерий границ: отсутствие возможности или целесообразности приобрести товар за границей рынка). Возможность может быть экономической, технической и иной (ФАС, например, определила рынок в пределах аэропортов, где Кофехаус завышал цену => был монополистом на рынке кофеен в аэропортах)

Понятие товар

Товар - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи (ГОСТ Р 51303-99).

Не относится к товарам (ст.2 Венской Конвенции о м/н купле продаже 1980 г.):

1. товары, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, за исключением случаев, когда продавец в любое время до или в момент заключения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования (т.е. будут товарами в случае перепродажи, но не в случае покупки для перепродажи);

2. фондовые бумаги, акции, обеспечительные бумаги, оборотных документов и денег;

3. судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке;

4. электроэнергии;

+

5. недвижимость, любая энергия, все ЦБ, товары на розничных рынка (ст. 1 ФЗ «О ГРТД»).

 

ИТОГ: товар имеет разные значения:

1) 1ый широкий подход: товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот => включает ещё работу и услугу.

2) 2ой широкий подход Товар - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи (ГОСТ Р 51303-99) => просто объект купли - продажи.

3) узкий подход: Товар – не ограниченная в обороте вещь, которая предназначена для введения в торговые оборот (не входят товары, продаваемые потребителям, ЦБ, суда, недвижимость, электроэнергия) => Пугинский, но на счёт электроэнергии хз?

 

 

Роль гос-ва в регулировании рынка:

Зависит от степени конкруенции, развитости экономики, уровня спроса предложения и иных факторов.

3 режима регулирования рынка:

1) активное регулирование – где обращаются важные объекты: энергоносители, транспортные услуги и т.д.

2) умеренное регулирование – устанавливаются определённые требования к продукции и организациями (соблюдение технических регламентов, наличие лицензий и т.д.), но не затрагивается свобода договора.

3) минимальное регулирование – туризм, зрелищные мероприятия и т.д., где не требуется госуадарственного вмешательства.

 

 

Структура и инфраструктура рынка

Структура товарного рынка – совокупность объединяемых договорно-хозяйственных связей звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям => т.е. по сути связи между 3 звеньями.

3 участника рынка (структура товарного рынка):

1) изготовители;

2) посредники (оптовые торговые и иные посреднические организации)

3) приобретатели (розничные торговые организации и организации-потребители)

 

Есть ещё организаторы товарного рынка (биржи, ярмарки т.д.)

Инфраструктура товарного рынка – совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения.

· Программа развития инфраструктуры товарных рынков на 1998-2005 гг. (ПП РФ от 15 июня 1998 г. № 593) - подготовил Пугинский.

· Стратегия развития торговли до 2020 (Приказ Минпромторга от 21.05.2011 № 422)

 

 

Подсистемы (Программа развития инфраструктуры рынка (ПП РФ от 15 июня 1998 г. № 593)):

1) подсистема складского хозяйства => нет ФЗ

· реконструкцию и обновление складского хозяйства;

· создание сети складов - отелей, консигнационных и таможенных складов;

· строительство новых и реконструкцию действующих холодильников и баз для хранения сельскохозяйственной продукции;

· совершенствование технологий складирования товаров (разработка современных проектов складов, новых видов оборудования, механизация и автоматизация складов);

· развитие сети организаций оптовой торговли и складского хозяйства для обслуживания отдельных секторов товарных рынков;

· создание и развитие объектов инфраструктуры малого предпринимательства, реорганизацию старых и создание новых организаций по закупке сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией на переработку или длительное хранение;

· создание оптовых продовольственных рынков межрегионального и регионального уровней, а также местного значения;

 

2) транспортная подсистема => ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» 2003, Транспортные уставы и кодексы.

· создание и развитие транспортных мощностей и средств, обеспечивающих непрерывность торгово - складских и сбытовых процессов, выполнение погрузочно - разгрузочных операций;

· создание торгово - транспортных фирм;

· создание и развитие транспортных терминалов, обеспечивающих комплексное обслуживание транспортом, складскими помещениями, погрузочно - разгрузочными средствами, развесочными, расфасовочными цехами, тароупаковочными средствами, торговыми площадями и др.;

· применение терминальных технологий;

· развитие сферы услуг и повышение их эффективности при транзите грузов по территории России;

· применение методов и организационных форм логистики в организациях транспортных услуг. Развитие организаций, оказывающих логистические услуги. Сокращение совокупных затрат (издержек) при транспортировке грузов на основе логистического подхода к совершенствованию методов их расчета и учета;

· развитие региональных объектов транспортного обслуживания торговли;

· сокращение продолжительности доставки грузов;

· обеспечение сохранности товаров при их транспортировке.

 

 

3) подсистема тароупаковочной индустрии

· создание научно - технической базы производства новых видов тароупаковочных материалов и тароупаковочного оборудования, а также переработки использованной тары и упаковки;

· развитие производственной базы выпуска конкурентоспособных тароупаковочных материалов и оборудования;

· развитие производства оборудования для сбора и переработки использованной тары и упаковки;

· расширение производства конкурентоспособной тары и упаковки;

· создание системы сбора и переработки вышедшей из употребления тары и упаковки;

· совершенствование нормативного обеспечения, стандартизации и сертификации тары и упаковки с учетом требований международной торговли;

· организацию выставок, конференций, подготовку кадров.

 

4) подсистема информационного обеспечения (перечень изготовителей, товаров и т.д.)

· создание общедоступной федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей товаров оперативной информацией;

· создание общероссийского информационно - маркетингового центра товарных рынков;

· разработку и внедрение информационно - аналитических сетей по стратегическому маркетингу, использование геоинформационных систем для передачи и обработки информации;

· создание сети региональных информационно - маркетинговых центров;

· формирование системы наблюдения за состоянием товарных рынков и механизмов распространения информации и рекламы;

· разработку методического и программного обеспечения, формирование информационных банков данных.

 

 

5) кредитно - финансовая система:

· организацию рационального товародвижения на основе безналичных денежных расчетов по товарным поставкам, сведение к минимуму бартерных сделок между организациями;

· разработку оптимальных схем лизинга, экспортных поставок;

· развитие различных видов кредитования;

· организацию работы по долговым обязательствам;

· создание методической базы ценообразования в организациях инфраструктуры товарных рынков;

· развитие конкурентного ценообразования в сфере поставок продукции для государственных нужд;

· организацию подготовки кадров;

· развитие страхования финансовых рисков при торговых операциях, деятельности инвесторов и кредиторов организаций инфраструктуры;

· создание новых страховых компаний и перестраховочных обществ;

6) организационное обеспечение - организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития инфраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их исполнителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рынков и способствующие снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя;

7) подсистема правового обеспечения.


 

 

2. Сущность товарных бирж,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.