Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура характера






 

Структура характера – целостная организация отдельных свойств, каждое из которых проявляется в деятельности, формируется и закрепляется в отношениях человека к действительности.

Структура и содержание характера каждого человека определяются:

§ динамикой воли (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность);

§ спецификой проявления эмоций человека, которые сопровождают те или иные его поступки (жизнерадостность, впечатлительность, угнетенность, безразличие);

§ интеллектуальными особенностями человека (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность);

§ взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны ли они между собой или же, наоборот, находятся в конфликте).

Элементарной единицей характера является отдельная его черта.

Черты характера – это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекают одна линия поведения, поступки.

В каждой черте характера выражается отношение человека к конкретным обстоятельствам его жизни и деятельности, а индивидуальное своеобразие совокупности черт характера личности определяет индивидуально-типические способы реагирования (отношений и переживаний) на соответствующие ситуации индивидуальное своеобразие способов и качеств действий и поведения личности в этих обстоятельствах (рис. 1).

 

    Х А Р А К Т Е Р  
  Черты характера
  Индивидуальные особенности, образующие характер человека
По отношению к другим людям
По отношению к деятельности
По отношению к самому себе
По отношению к вещам
Волевые
Эмоциональные
Интеллектуальные

 

 


Рис. 1. Особенности характера

 

В чертах характера зафиксирован социальный опыт человека, т.е. усвоенные им общественно выработанные способы поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Как правило, они соотнесены с социальными нормами. Поэтому по своему происхождению и сущности характер представляется социальным образованием личности. Он возникает у человека в процессе воспитания, в ходе которого его приучают к общественно принятым способам поведения в различных жизненных ситуациях. Отсюда каждая черта характера содержит в себе инструментальное начало, т.е. аккумулированный способ поведения – привычку, ставшую устойчивым личностным свойством. В каждой черте характера выражается отношение человека к кому-то или чему-то, что и определяет ее содержание (рис. 2).

К первой группе относятся черты, проявляющиесяпо отношению к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и т.п. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принци-пиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.

 

Требовательность
Самокритичность
Скромность
Самоуверенность
Самолюбие
Индивидуализм / коллективизм
Эгоизм / альтруизм
Безразличие / чуткость
Грубость / вежливость
Жестокость / доброта
Организованность / неорганизованность
Лень / трудолюбие
Инициативность / пассивность
Ответственность / безответственность
Аккуратность / неряшливость
К себе
К труду (деятельности)
К общественным и личным ценностям
К другим
Скупость
Неряшливость
Экономность
Бережливость
Аккуратность
Отношение

 


Рис. 2. Черты характера

 

Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к деятельности. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами. Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них следует также выделить черты характера, выражающие отношение к дисциплине, правопорядку: исполнитель-ность, пунктуальность.

Третья группа – это система отношений человека к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности и т.д.). Черты, в которых проявляется отношение человека к самому себе, тесно переплетаются с чертами характера, проявляющимися в отношениях с людьми. По тому, как человек относится к себе, можно предположить, каким будет его отношение к окружающим. Отношение к другим людям во многом формирует отношение человека к самому себе. В эту группу входят такие черты, как скромность и самовлюб-ленность, самокритичность и самоуверенность, гордость и приниженность, альтруизм и эгоизм, тщеславие и неуверенность в своих силах.

Четвертая группа включает черты, характеризующие отношение лич-ности к общественным и личным ценностям (вещам), причем не только отно-шение к собственности вообще, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и т.п. К таким чертам можно отнести: щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и мн. др.

Черты характера любой из этих групп могут быть ведущими в структуре характера того или иного человека и определять его тип.

Устойчивость – это временная характеристика черт характера. Она определяется тем, насколько они неизменны в жизненном времени человека. Продолжительность их существования может измеряться годами, десятиле-тиями и всей сознательной жизнью. Наиболее устойчивые черты чаще всего являются ведущими в структуре характера.

Обобщенность черт характера определяется пространством их существо-вания и функционирования. Чем шире оно, тем выше уровень их обобщен-ности. Можно выделить два ее измерения: содержательное и социальное. Обобщенность в содержательном плане измеряется тем, насколько широк круг конкретных жизненных ситуаций, в контексте которых они проявляются. Чем шире круг разных по содержанию ситуаций, тем выше обобщенность черты. Обобщенность в социальном плане определяется тем, насколько широк круг людей, при общении с которыми черты могут проявляться. Чем он шире, тем выше уровень обобщенности. Если же некоторое поведение человека прояв-ляется лишь в общении с каким-то конкретным лицом, то в данном случае не следует говорить о черте характера. Предельно обобщенные черты характера аккумулируют в себе соответствующий личный опыт поведения, максимально обобщенного и в содержательном, и социальном плане. Такие черты занимают ведущее место в структуре характера.

Черты характера человека имеют нравственное измерение. Они соотно-симы с существующими в обществе моральными нормами. В зависимости от этого выделяются положительные (нравственно приемлемые) и отрицательные (нравственно неприемлемые) черты.

Характер нельзя рассматривать лишь как систему закрепленных в опыте индивида исполнительских приемов поведения. В характере интегрируются все его психические особенности. То, какие формы поведения отбираются индиви-дом, зависит не только от среды, но и от его эмоциональной и интеллек-туальной организации. Угасают те поведенческие направления, которые попа-дают в сферу индивидуального самоосуждения. «Утверждаются» приемы, содействующие самореализации личности.

Важнейшим качеством характера является способность индивида адек-ватно оценивать поведенческие ситуации, принимать и реализовывать опти-мальные решения. Формирование характера связано со способностью индивида к научению, с реальными возможностями научения в различных возрастных периодах, на различных этапах его психического созревания.

В характере человека проявляются его потребности, интересы, убеж-дения, мировоззрение. По отдельным свойствам характера иногда можно определить, что именно доминирует в структуре ценностей человека: духовные или материальные, узкокорыстные потребности, интересы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.