Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технические данные

Размеры шаттла

Размеры шаттла по сравнению с «Союзом»

Высота на стартовой позиции 56, 14 м
Масса при старте 2045 т
Масса полезного груза 29, 5 т
Процент полезного груза от общего веса 1, 4 %
Подъёмная сила при старте 30 806 кН (3141 тс)

Твердотопливный ускоритель[править | править исходный текст]

Основная статья: Боковой ускоритель МТКК Спейс шаттл

Длина 50 м
Диаметр 3, 71 м
Общая масса двух ускорителей 1180 т
Подъёмная сила двух ускорителей 25 500 кН (2600 тс)
Удельный импульс 269 с
Время работы 123 с

Внешний топливный бак[править | править исходный текст]

Бак содержит топливо (водород) и окислитель (кислород) для трёх жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) SSME (RS-24) на орбитальном аппарате и не снабжён собственными двигателями.

Внутри топливный бак разделён на три секции. Верхнюю треть бака занимает ёмкость, предназначенная для охлаждённого до температуры − 183 °C (− 298 °F) жидкого кислорода. Объём этой ёмкости составляет 650 тыс. литров (143 тыс. галлонов). Нижние две трети бака предназначены для охлаждённого до температуры − 253 °C (− 423 °F) жидкого водорода. Объём этой ёмкости составляет 1, 752 млн литров (385 тыс. галлонов). Между ёмкостями для кислорода и водорода находится кольцевидный промежуточный отсек, который соединяет топливные секции, несёт в себе оборудование, и к которому крепятся верхние концы ракетных ускорителей.[5]

Начиная с 1998 года баки изготавливались из алюминиево-литиевого сплава. Поверхность топливного бака покрыта термозащитной оболочкой из напылённой пены полиизоциануритатолщиной в 2, 5 см. Задачи этой оболочки — защитить топливо и окислитель от перегрева и предотвратить образование льда на поверхности бака. В месте крепления ракетных ускорителей во избежания образования льда установлены дополнительные нагреватели. Для защиты водорода и кислорода от перегрева внутри бака также имеется система кондиционирования. Особая электрическая система встроена в бак для защиты от молний. За регулировку давления в топливных ёмкостях и за поддержание безопасных условий в промежуточном отсеке отвечает система клапанов. В баке находится множество датчиков, сообщающих о состоянии систем. Топливо и окислитель из бака подаются к трём маршевым ЖРД орбитального ракетоплана по магистралям питания диаметром 43 см каждая, которые затем разветвляются внутри ракетоплана и подводят реагенты к каждому двигателю.[5] Баки изготавливались компанией «Lockheed Martin».

Длина 47 м
Диаметр 8, 38 м
Масса при старте 756 т
Тяга на уровне моря (104, 5 %) 5252 кН (535, 5 тс)
Удельный импульс 455 с
Время работы 480 с
Топливо жидкий водород
Масса топлива при старте 103 т
Окислитель жидкий кислород
Масса окислителя при старте 616 т

 

Суборбитальный полёт - полёт аппарата с эллиптической скоростью по баллистической траектории с апоцентром, находящимся выше границы космоса, и с перицентром, находящимся ниже поверхности планеты, то есть без выхода на орбиту искусственного спутника планеты. Суборбитальными полётами в основном занимаются в США.

Аппараты для суборбитальных полётов, совершавшие запуски:

· Ракетоплан X-15 (США использовался 1963 – 1970 гг.)

Основная задача Х-15 — изучение условий полета на гиперзвуковых скоростях и входа в атмосферу крылатых аппаратов, оценка новых конструкторских решений, теплозащитных покрытий, психофизиологических аспектов управления в верхних слоях атмосферы. Ракетопланы Х-15 были спроектированы и изготовлены фирмой North American по заказу ВВС и ВМС США, а также Национальной администрацией США по аэронавтике и астронавтике (НАСА). Максимально достигнутая высота Х-15 составляла 108 км на скорости ~ 6000 км/ч. Этот самолёт не мог взлетать сам, его поднимал в воздух и разгонял до скорости примерно 800 км/ч самолёт-носитель B-52 и на высоте свыше 12 км отпускал. Продолжительность самостоятельного полёта Х-15 около 25 мин., а дальность до 650 км. Как боевой аппарат он не может быть использован. Но зато можно ощутить все эффекты космического путешествия, без разгона до первой космической скорости и выхода на орбиту. Всего в программе X-15 было совершено 199 запусков.

 

· SpaceShipOne (США использовался 2003 – 2004 гг.)

Председателем Scaled Composites Бёртом Рутаном и одним из основателей Microsoft Полом Алленом в апреле 1996 года основана частная космическая программа, известная как Tier One. Её целью стало продвижение коммерческого космического туризма. Начав, программа уже через несколько лет, на примере SpaceShipOne, показала перспективность своих разработок. В дальнейшем компания планирует осуществлять суборбитальный космический туризм на аппарате SpaceShipTwo. Этот аппарат поднимал на высоту примерно 14 км специальный самолёт WhiteKnight, затем аппарат летел самостоятельно. Аппарат развивает скорость 3500 км/ч. SpaceShipOne набрал максимальную высоту 112 км и побил рекорд X-15 (108 км). Испытания на этом аппарате сделали большой вклад в развитие космического туризма.

 

Аппараты в разработке:

· SpaceShipTwo

SpaceShipTwo - является частью программы Tier One, базируется на успешном проекте «SpaceShipOne», выигравшем конкурс Ansari X-Prize. В отличие от последнего, сможет нести на борту до 8 человек (6 пассажиров + 2 пилота), будет крупнее и комфортнее. Также будут устранены некоторые конструктивные недостатки. Система из SS2 и WK2 будет приблизительно в 3 раза больше системы из SS1 и WK. 10 октября 2010 года на аэродроме в пустыне Мохаве состоялся первый испытательный полёт ракетоплана Enterprise (известен также как SpaceShipTwo). Аппарат был поднят самолётом-носителем WhiteKnightTwo на высоту 15 км, после отделения от самолёта-носителя и 15-минутного свободного полёта совершил посадку. Полёт и приземление ракетоплана прошли хорошо. По уверениям разработчиков первый реальный суборбитальный полёт мог состояться осенью 2010 года.

 

В России суборбитальные аэрокосмические системы разрабатываются на базе дозвуковых самолетов-носителей - высотного самолета М-55 " Геофизика" и самолета-транспортировщика ЗМ-Т. Самолет ЗМ-Т ранее применялся для воздушной транспортировки многоразового орбитального корабля " Буран" и элементов ракеты-носителя " Энергия". По замыслу специалистов, крылатый космический аппарат будет стартовать с самолета-носителя и разгоняться с помощью твердотопливного ракетного ускорителя до скорости 1000-1200 метров в секунду, достигая высоты полета 105-120 километров.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Текст опросника. Опросник Мини-мультпредставляет собой сокращенный вариант MMPI, содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные | Общая емкость цепей, состоящей из последовательно соединенных трех конденсаторов с емкостями С1, С2, и С3:3




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.