Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Со всех сторон окружены.






РУССКАЯ ПРИРОДА В ПОЭЗИИ Ф. Я. ТЮТЧЕВА

Для Федора Ивановича Тютчева природа — не просто одна из постоянных тем его творчества, предмет поэтических раздумий. Вряд ли можно найти поэта, который пренебрёг бы пейзажными описаниями, не любовался бы красотой звездного неба или утренней зари.

У Тютчева же — нечто гораздо большее: в образах природы отражена душа человека, выражено философское понимание мира, общее ощущение трагедийности бытия.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа в стихах Тютчева наделяется собственным характером; она погружается в различные состояния — от бурного ликования до томительного сна.

Сравнив два четверостишия:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой... И

Здесь, где так вяло свод небесный

На землю тощую глядит, —

Здесь, погрузившись в сон железный,

Усталая природа спит...

В первом случае речь идет об активности жизненных сил, о буйстве мироздания. Во втором — о земной усталости и внутренней неподвижности. Оба состояния и оба настроения равноправны и существуют в поэтическом мире Тютчева как два полюса единого целого.

Человек, по Тютчеву, — это всего лишь частичка природного мира, и потому он не свободен от темных хаотических инстинктов. Стремясь приобщиться к природной жизни, душа человеческая в равной степени впитывает в себя и ее гармоническую певучесть и саморазрушительное начало:

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

На землю с ее бедами и радостями поэт смотрит с очень большой высоты, высоты Космоса. И с этой точки зрения земные заботы тонут в безбрежном океане мирозданья:

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, —

И мы плывем, пылающей бездной

Со всех сторон окружены.

«Бездна», «рок», «роковой», «древний хаос» — эти слова можно считать кл ючевыми для лирики Тютчева. Тема грозных, роковых явлений природы, всеобщих катаклизмов, бросающих вызов воле и бесстрашию человека, — во всей мощи и конкретности впервые зазвучала в русской поэзии именно у Тютчева, хотя отдельные мотивы встречались у Ломоносова, Державина, Пушкина, Лермонтова.

Однако изображением одного хаотического разброда в мире природы Тютчев не ограничивается. Для него важно творческое созидательное начало, которое составляет один из важнейших законов мироздания.

Вот, например, стихотворение «Последний катаклизм»:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.