Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области зоотехнии и ветеринарии в каче­стве






И. Н. НИКИТИН

 

ОРГАНИЗАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО

ВЕТЕРИНАРНОГО

НАДЗОРА

 

Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области зоотехнии и ветеринарии в каче­стве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 111201 «Ветеринария»

 

 

МОСКВА «Зоомедлит» 2010

 

 

УДК 614.9(075.8)

ББК48.1я73

Н62

 

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках федеральной целевой программы «Культура России»

 

Редактор О. П. Степанова

 

Рецензенты: доктор вет. наук, профессор Н. М. Василевский (ФГОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана»); Ф. Ф. Хисамутдинов (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Респуб­лике Татарстан)

 

Никитин И. Н.

 

Н62 Организация государственного ветеринарного надзора. — М.: Зоомедлит, 2010. — 263 с: ил. — (Учебники и учеб. по­собия для студентов высш. учеб. заведений).

ISBN 978-5-91223-013-4

 

 

Изложены основы законодательной регламентации ветеринарного дела в России, вопросы организации государственного ветеринарного надзора на уровне Российской Федерации, субъектов РФ, городов, сельских муни­ципальных образований, на транспорте, государственной границе, в обла­сти международного сотрудничества. Рассмотрены порядок оформления и выдачи ветеринарных документов, ответственность за нарушение ветери­нарного законодательства. Значительное внимание уделено ведению вете­ринарной отчетности.

Для студентов вузов по специальности «Ветеринария».

 

УДК 614.9(075.8)

ББК 48.1я73

 

Оригинал-макет книги является собственностью ООО «Зоомедлит»,

и его воспроизведение в любом виде, включая электронный,

без согласия издателя запрещено.

 

ISBN 978-5-91223-013-4 © ООО «Зоомедлит», 2010

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организация государственного ветеринарного надзо­ра как составная часть ветеринарной науки объединяет совокупность специальных знаний по теории и практике осуществления надзорных функций государственной ве­теринарной службой.

В системе ветеринарного образования, в том числе профессиональной подготовки ветеринарных врачей, дисциплина «Организация государственного ветеринар­ного надзора» занимает особое место. Опираясь на тео­рию права, специальные ветеринарные науки, она разра­батывает принципы и формы организации государствен­ного ветеринарного надзора в современных условиях.

Предмет науки составляют теоретические и практи­ческие аспекты организации контроля и надзора за вы­полнением международных, федеральных и региональ­ных норм и правил в области ветеринарии, обеспечива­ющих благополучие животноводства, охрану здоровья населения и производство доброкачественных и безопас­ных продуктов питания.

«Организация государственного ветеринарного надзо­ра» включает в себя основы ветеринарного законодатель­ства, организацию ветеринарного надзора в Российской Федерации, ее субъектах, городах, районах, сельскохозяй­ственных организациях, на предприятиях по производ­ству, переработке, хранению, перевозке, реализации про­дукции животного происхождения, а также при осуществ­лении экспортных и импортных операций с этой продукцией.

Ветеринарное законодательство включает в себя За­кон Российской Федерации «О ветеринарии» и прини­маемые в соответствии с ним законодательные и право­вые акты субъектов Российской Федерации, а также пра­вительственные акты и издаваемые Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федераль­ной службой по ветеринарному и фитосанитарному над­зору нормативно-правовые документы, регулирующие ветеринарную деятельность, в том числе государствен­ный ветеринарный надзор.

Организация государственного ветеринарного надзора в стране, субъектах Российской Федерации, городах, райо­нах, на сельскохозяйственных и перерабатывающих пред­приятиях включает порядок осуществления ветеринарного надзора в соответствии с действующими законодательны­ми и правовыми актами, положениями, правилами; формы и методы работы государственных ветеринарных инспек­торов, их полномочия и функции; взаимоотношения госу­дарственных ветеринарных инспекторов с подконтрольны­ми субъектами.

Организация государственного ветеринарного надзо­ра на транспорте, государственной границе Российской Федерации рассматривает организацию такого надзора при перевозках животных, продукции животного проис­хождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств ветеринарного назначения внутри страны, между Россией и зарубежными странами в соответствии с дей­ствующими правовыми нормами Российской Федера­ции, стран СНГ и Международным ветеринарным ко­дексом.

Ветеринарное делопроизводство — это организация ведения соответствующих дел в органах исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в области ветеринарии, в ветеринарных учреждениях. Это подготов­ка ветеринарных свидетельств, справок, протоколов, ак­тов, сертификатов по вопросам государственного ветери­нарного надзора; ведение ветеринарного учета; составле­ние форм ветеринарного статистического наблюдения; автоматизированная система передачи и анализа ветери­нарной информации.

Под ветеринарным надзором понимают систему не­прерывного контроля, осуществляемого ветеринарными специалистами в различных отраслях производства, пе­реработки и реализации продукции животного проис­хождения.

Цели государственного ветеринарного надзора:

предотвращение и пресечение нарушений федераль­ного законодательства в области ветеринарии;

предотвращение и пресечение нарушений Междуна­родного ветеринарного кодекса, международных догово­ров Российской Федерации в области ветеринарии;

предотвращение и пресечение нарушений законода­тельств субъектов Российской Федерации в области ве­теринарии и других нормативно-правовых актов;

предупреждение последствий, связанных с нарушени­ем международного, федерального и регионального за­конодательства в области ветеринарии;

обеспечение производства безопасной и безвредной продукции животноводства;

предотвращение возникновения и распространения заболеваний животных;

охрана здоровья людей от болезней, общих для челове­ка и животных.

Организация государственного ветеринарного надзо­ра регламентирована федеральным законодательством в области ветеринарии, в котором изложены основные по­ложения государственного ветеринарного надзора, ветеринарно-санитарные правила для различных типов жи­вотноводческих хозяйств, перерабатывающих предприя­тий и других подконтрольных объектов.

Функции государственного ветеринарного надзора:

выявление причин возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;

организация противоэпизоотических мероприятий;

разработка ветеринарных правил и других норматив­ных документов и контроль за их выполнением;

контроль за проведением ветеринарных мероприя­тий;

установление порядка производства и применения ветеринарных препаратов;

осуществление мер по пресечению нарушений зако­нодательства в области ветеринарии и применение санк­ций в соответствии с административными кодексами РФ и ее субъектов.

Государственный ветеринарный надзор осуществляют:

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), территориальные орга­ны Россельхознадзора в субъектах Российской Федерации;

государственные ветеринарные инспекции субъектов Российской Федерации;

ветеринарные службы Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ;

государственные ветеринарные учреждения, подчи­ненные Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветерина­рии.

Субъекты государственного ветеринарного надзора:

Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации — заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, который назначается и освобождается Правительством Российской Федерации;

главные госветинспекторы субъектов Российской Фе­дерации, которые назначаются и освобождаются глав­ным госветинспектором Российской Федерации;

главные госветинспекторы на объектах Министерства обороны Российской Федерации;

главные госветинспекторы на объектах Министерства внутренних дел Российской Федерации;

главные госветинспекторы на объектах Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

начальники отделов госветнадзора территориальных управлений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору — главные госветинспекторы этой службы;

главные госветинспекторы муниципальных образова­ний, районов и городов;

руководители государственных ветеринарных учреж­дений.

Объекты государственного ветеринарного надзора:

животноводческие хозяйства, в них животные, по­мещения для животных, прифермские территории, корма, транспортные средства, продукция, навозохра­нилища, пастбища, водоемы, силосные сооружения, кормокухни, склады, предметы ухода, пункты убоя, утильустановки, скотомогильники, биотермические ямы;

базы для передержки скота;

транспортные средства (вагоны, суда, баржи, самоле­ты, автомашины);

рынки (места торговли, продукты);

предприятия по убою и переработке скота и птицы (территория, помещения, животные, продукты, сырье);

предприятия по заготовке и переработке молока и мо­лочных продуктов;

предприятия по заготовке, хранению и переработке сырья животного происхождения;

государственная граница.

Методы государственного ветеринарного надзора:

наблюдение — самый доступный метод госветнадзора;

проверка, обследование и осмотр — более фундамен­тальный метод надзора, осуществляется планово;

специальные исследования воды, кормов и других объектов при особо опасных болезнях животных;

ветсанэкспертиза (оценка) — основной метод госвет­надзора в перерабатывающей промышленности, на рын­ке при оценке качества продукции;

проверка документов — эффективный метод госвет­надзора для установления благополучия хозяйств;

досмотр на транспорте, который включает: изучение сопроводительных документов; осмотр транспортных средств; контроль за погрузкой и выгрузкой; выписку ве­теринарных сопроводительных документов; оформление актов, журналов.

Из методов исследования проблем организации государ­ственного ветеринарного надзора используют общеприня­тые в экономике: статистико-экономический, моногра­фический, расчетно-конструктивный, эксперименталь­ный и абстрактно-логический.

С помощью статистико-экономического метода изу­чают массовые явления, связанные с оценкой осуществ­ления государственного ветеринарного надзора в субъек­тах Российской Федерации, городах и сельских районах. Этот метод включает в себя статистическое наблюдение, экономические группировки, статистико-экономичес-кий анализ взаимосвязей и теоретическое обобщение.

Монографический метод применяют при изучении опыта проведения государственного ветеринарного над­зора в отдельных государственных ветеринарных учреж­дениях.

Расчетно-конструктивным методом находят наилуч­шие формы организации государственного ветеринарно­го надзора на подконтрольных объектах и дают техноло­гическую и экономическую оценку использования тех или иных ветеринарных мероприятий.

Экспериментальным методом определяют эффектив­ность различных форм организации государственного ве­теринарного надзора путем сопоставления эксперимен­тальных данных с наилучшими результатами, полученны­ми на практике ветеринарного надзора.

Абстрактно-логический метод (индукция, дедукция, анализ, синтез, сопоставление, моделирование) приме­няют для изучения факторов, влияющих на эффектив­ность государственного ветеринарного надзора.

 

Глава 1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ

 

1.1. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ВЕТЕРИНАРНОГО ДЕЛА

 

Федеральное законодательство в области ветеринарии — сово­купность юридических норм, охватывающих своим действием сферу профессионального труда ветеринарных специалистов и труда других лиц, связанного с животноводством, переработкой, реализацией и транспортированием продукции животного проис­хождения.

Федеральное законодательство регулирует отношения в обла­сти ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасной в ветеринарном отношении продукции животного происхождения и защиты населения от болезней, общих для чело­века и животных.

Цель соблюдения установленных норм — сохранение пого­ловья скота и птицы, правильное их содержание, кормление и производственное использование, предотвращение бесконтроль­ного передвижения животных, реализации недоброкачественной продукции животного происхождения, недопущение других по­добных нарушений. На основе норм разработаны и утверждены определенные правила и обязательные мероприятия на случай по­явления заразных болезней, чтобы не дать им распространиться и ликвидировать в первичном очаге заболевания в кратчайшие сро­ки и с наименьшими потерями.

Чтобы ветеринарные специалисты могли эффективно выпол­нять свои функции, регламентированы их взаимоотношения с владельцами животных, специалистам предоставлены определен­ные права при исполнении служебных обязанностей и установле­на мера ответственности за нарушение ветеринарных норм и пра­вил. Порядок решения всех этих вопросов установлен Законом Российской Федерации «О ветеринарии», правовыми актами Пра­вительства Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что не каждый вопрос в ветеринарном деле нуждается в регламентации. Например, меры лечения при незаразных болезнях, правила хирургической и акушерской работы, способы кастрации животных и другие виды ветеринарной ра­боты не излагаются в форме инструкций и наставлений.

Регламентация необходима в случаях, когда:

требуется строгое проведение определенного комплекса меропри­ятий, невыполнение которого (в целом или определенных элементов его) ставит под угрозу ветеринарное благополучие животноводства;

несоблюдение установленных правил может стать причиной заболеваний людей или животных;

дело касается постановки диагноза на заразную болезнь или подтверждения здорового состояния животного или стада по ин­фекционным болезням;

требуется установить ответственность руководителей сельско­хозяйственных или перерабатывающих предприятий, граждан за выполнение ветеринарных требований, а также определить права и обязанности ветеринарных учреждений или специалистов.

Федеральное законодательство в области ветеринарии регла­ментирует:

ветеринарные мероприятия, обязательные для выполнения в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских), подсобных хозяйствах граждан, занятых разведением и выращива­нием животных;

обязательные зоогигиенические и ветеринарно-санитарные ус­ловия содержания, кормления и производственного использова­ния животных;

порядок и условия карантинирования животных, охраны хо­зяйств, населенных пунктов, водоемов от заноса возбудителей за­разных болезней;

ветеринарные требования при реализации животных, продук­ции животного происхождения;

правила ветеринарно-санитарной экспертизы;

способы и условия применения биологических, химиотерапевтических, дезинфицирующих препаратов, их дозировку; методики проведения диагностических исследований, направленных на вы­явление инфекционных и инвазионных болезней, и других специ­альных мероприятий;

порядок и критерии оценки результатов диагностических ис­следований;

обязательные нормы материального обеспечения ветеринар­ных мероприятий;

нормы затрат труда ветеринарных специалистов на выполнение ветеринарных работ;

правовые вопросы ветеринарного дела;

систему государственного ветеринарного надзора, порядок его организации, основные гарантии деятельности должностных лиц, осуществляющих государственный ветеринарный надзор;

право на ветеринарную деятельность специалистов, имеющих зысшее и среднее специальное ветеринарное образование;

систему и порядок финансирования ветеринарной деятельности;

организационную структуру ветеринарной службы;

полномочия федеральных органов исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования, оказания государ­ственных ветеринарных услуг и ветеринарного надзора.

В основе законодательной регламентации ветеринарного дела лежат достижения науки и практики в области ветеринарии.

 

1.2. ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ВЕТЕРИНАРИИ»

 

Закон Российской Федерации «О ветеринарии» принят Вер­ховным Советом РФ 14 мая 1993 г. Федеральными законами от 30.12.2000 г. № 196-ФЗ, от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ, от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ, от 18.12.2006 г. №232-Ф3, от 30.12.2006 г. № 266-ФЗ, от 21.07.2007 г. № 191-ФЗ, от 12.06.2008 № 88-ФЗ в него внесены из­менения и дополнения.

В первом разделе Закона Российской Федерации «О ветерина­рии» с учетом внесенных изменений и дополнений сформирова­ны общие положения о ветеринарии в Российской Федерации, нормативно-правовое регулирование в ветеринарии, право на ве­теринарную деятельность и полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области ветеринарии.

В законе определено, что под ветеринарией понимается об­ласть научных знаний и практической деятельности по предуп­реждению болезней животных и их лечению, выпуску полноцен­ных и безопасных продуктов животноводства и защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Основные задачи ветеринарии в Российской Федерации:

проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных (по перечню, утвержденному феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим фун­кции по выработке государственной политики и нормативно-пра-зовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, зключая ветеринарию) болезней животных, включая сельскохо­зяйственных, домашних, декоративных и других животных, пуш­ных зверей, рыб и пчел, и осуществление региональных планов зетеринарного обслуживания животноводства;

подготовка специалистов в области ветеринарии, производство препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организация научных исследований по проблемам ветери­нарии;

контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, органи­зациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объедине­ниями, международными организациями и иностранными юри­дическими лицами, гражданами Российской Федерации, иност­ранными гражданами и лицами без гражданства — владельцами животных и продуктов животного происхождения ветеринарного законодательства Российской Федерации;

охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств, осуществление государственного ветеринарного надзора.

Право заниматься ветеринарной деятельностью предоставлено лицам, имеющим высшее или среднее специальное ветеринарное образование. Ветеринарные специалисты-предприниматели (вра­чи и фельдшеры) обязаны зарегистрироваться в органах исполни­тельной власти в области ветеринарии. В своей деятельности спе­циалисты руководствуются федеральным законодательством в об­ласти ветеринарии и подконтрольны уполномоченному в области ветеринарии органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

К полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии от­носятся:

принятие законов Российской Федерации в области ветерина­рии;

формирование и реализация на территории Российской Феде­рации мероприятий в области ветеринарии;

организация и обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти в области ветеринарии;

установление и отмена на территории Российской Федерации карантина, других ограничений, направленных на предотвраще­ние распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;

разработка технических регламентов в области ветерина­рии, в том числе разработка и утверждение ветеринарно-санитарных требований и норм безвредности кормов и кормовых добавок;

охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;

сотрудничество с международными организациями и иност­ранными государствами по вопросам ветеринарии;

регистрация лекарственных средств для животных и кормовых добавок для животных;

обеспечение лекарственными средствами проведения противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опас­ных болезней животных.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области вете­ринарии относятся:

участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации;

организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации бо­лезней животных и их лечению;

зашита населения от болезней, общих для человека и живот­ных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ве­дению Российской Федерации;

регистрация специалистов в области ветеринарии, занимаю­щихся предпринимательской деятельностью;

контроль деятельности специалистов в области ветеринарии;

решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключени­ем вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Второй раздел регламентирует деятельность государственной ветеринарной службы Российской Федерации, ведомственной ветеринарно-санитарной и производственной ветеринарной служб.

Задачи государственной ветеринарной службы Российской Фе­дерации:

предупреждение и ликвидация заразных и массовых незараз­ных болезней животных;

обеспечение безопасности продукции животного происхожде­ния в ветеринарно-санитарном отношении;

защита населения от болезней, общих для человека и живот­ных;

охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.

В систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации входят:

федеральный орган исполнительной власти в области норма­тивно-правового регулирования и оказания государственных ус­луг в области ветеринарии и подведомственные ему организации;

федеральный орган исполнительной власти в области ветеринар­ного надзора и подведомственные ему территориальные органы;

ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена воен­ная служба;

в субъектах Российской Федерации — уполномоченные в обла­сти ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации и подведомственные им учреждения.

Главный государственный ветеринарный инспектор Россий­ской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.

Руководители органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации в области ветеринарии — главные государ­ственные ветеринарные инспекторы субъектов Российской Феде­рации — назначаются на должность и освобождаются от должно­сти органами исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации по согласованию с Главным государственным ветеринар­ным инспектором Российской Федерации.

Финансовое и материально-техническое обеспечение полно­мочий в области ветеринарии осуществляется за счет средств соот­ветствующих бюджетов.

Специалистам государственной ветеринарной службы Россий­ской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддер­жки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральными органами исполнительной власти в области обороны и внутренних дел создаются ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы, организационная структура и порядок фи­нансирования которых определяются указанными федеральными органами исполнительной власти.

Ветеринарные службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны и внутренних дел осуществляют свою деятельность под методическим руководством федеральных орга­нов исполнительной власти в области ветеринарии.

Третий раздел посвящен организации государственного вете­ринарного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора. Раздел содержит: понятие о государственном ветеринарном надзоре и его основных функциях; перечень должностных лиц, осуществля­ющих государственный ветеринарный надзор; права Главного госу­дарственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, главных государственных ветеринарных инспекторов субъектов Российской Федерации, их заместителей и других лиц, уполномо­ченных осуществлять государственный ветеринарный надзор.

Государственный ветеринарный надзор — это деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений зако­нодательства Российской Федерации о ветеринарии.

Государственный ветеринарный надзор направлен:

на защиту населения от болезней, общих для человека и живот­ных;

предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незараз­ных болезней животных;

обеспечение безопасности продукции животного происхожде­ния в ветеринарно-санитарном отношении;

выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней жи-зотных;

организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране террито­рии Российской Федерации от заноса заразных болезней живот­ных из иностранных государств и надзор за их выполнением;

разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, со­держании животных, производстве, хранении, перевозке и реали­зации продуктов животноводства;

проведение организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприя­тий с соблюдением действующих ветеринарных норм и правил.

Соблюдение законодательства о ветеринарии, действующих норм и правил при производстве и применении биологических, химических и других лекарственных средств для животных, осу­ществлении специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф;

применение мер, направленных на пресечение нарушений за­конодательства Российской Федерации в области ветеринарии.

Государственный ветеринарный надзор осуществляют должност­ные лица, указанные в Законе РФ «О ветеринарии», а также долж­ностные лица органов государственного ветеринарного надзора в Российской Федерации, к которым относятся федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, его тер­риториальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии. Порядок осуще­ствления надзора определяется Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным Правительством РФ.

Главный государственный ветеринарный инспектор Россий­ской Федерации, главные государственные ветеринарные инспек­торы субъектов Российской Федерации и их заместители, главные государственные ветеринарные инспекторы территориальных ор­ганов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, главные государственные ветеринарные инспекторы го­родов, районов, их заместители, являющиеся начальниками (ди­ректорами) районных, городских станций по борьбе с болезнями животных, начальниками (директорами) районных, городских ве­теринарных лабораторий, государственные ветеринарные инспек­торы территорий, обслуживаемых возглавляемыми ими ветери­нарными лечебницами, ветеринарными пунктами, и другие лица, уполномоченные осуществлять государственный ветеринарный надзор, имеют право:

беспрепятственно в порядке, установленном законодатель­ством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследо­вать организации в целях проверки исполнения ими законода­тельства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил;

предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нару­шений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

устанавливать причины, условия возникновения и распростра­нения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;

вносить предложения в органы государственной власти Рос­сийской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления: о создании в установленном законода­тельством Российской Федерации порядке чрезвычайных проти­воэпизоотических комиссий; о введении на отдельных территори­ях Российской Федерации карантина и иных ограничений, на­правленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;

принимать решения о проведении диагностических исследова­ний и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям;

привлекать в установленном порядке к ответственности долж­ностных лиц организаций и граждан за нарушение законодатель­ства о ветеринарии.

Главный государственный ветеринарный инспектор Россий­ской Федерации имеет право участвовать в подготовке и подписа­нии международных договоров с участием Российской Федерации по вопросам ветеринарии.

Ввоз на территорию Российской Федерации (вывоз с ее терри­тории), а также транзит через территорию Российской Федерации продукции животного происхождения, кормов, кормовых доба­вок, лекарственных средств для животных осуществляются при наличии письменного разрешения Главного государственного ве­теринарного инспектора Российской Федерации.

Главный государственный ветеринарный инспектор Россий­ской Федерации, главные государственные ветеринарные инспек­торы субъектов Российской Федерации и их заместители имеют право вносить в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представления об изъя­тии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

Четвертый раздел регламентирует общие требования по пре­дупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства. Законом предусмотрено при планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов и дру­гих предприятий по производству и хранению продуктов живот­новодства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей природной среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных.

Важное место в.законе занимают меры по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; заготовке, переработке, хранению, пере­возке и реализации продуктов животного происхождения; произ­водству, внедрению и применению вакцин и других средств защи­ты животных от болезней.

В случаях появления угрозы возникновения и распространения «разных и массовых незаразных болезней животных Правитель­ством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании представлений главных государственных ве­теринарных инспекторов, государственных ветеринарных инспек­торов по закрепленным территориям обслуживания, их заместите­ли вводятся ограничительные мероприятия (карантин).

Для оперативного руководства и координации деятельности юридических и физических лиц по предупреждению распростра­нения и ликвидации очагов заразных и массовых незаразных бо­лезней животных органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органы местного самоуправления создают в установленном порядке специальные комиссии.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции обеспечивают проведение предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных.

В данном разделе закона изложены обязанности предприятий, учреждений и граждан — владельцев животных и производителей продуктов животноводства. Ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск неопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов жи­вотноводства — производители этих продуктов.

Владельцы животных и производители продуктов животновод­ства обязаны:

осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопа­сность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов живот­новодства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружаю­щей среды отходами животноводства;

соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требо­вания при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;

предоставлять специалистам в области ветеринарии по их тре­бованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов обо всех случаях внезапного падежа, одновременно­го массового заболевания животных, а также их необычного пове­дения;

до прибытия специалистов в области ветеринарии принимать меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; со­блюдать установленные ветеринарно-санитарные правила пере­возки и убоя животных, переработки, хранения и реализации про­дуктов животноводства;

выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Законом предусмотрено изъятие животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, принимае­мым по представлениям государственных ветеринарных инспекто­ров. Животные и (или) продукты животноводства могут быть изъя­ты с выплатой их собственнику стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствую­щего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собствен­нику соответствующего документа о таком изъятии. В случаях, если очаги особо опасных болезней животных имеют федеральное или межрегиональное значение и мероприятия по их ликвидации, в том числе изъятие животных и (или) продуктов животноводства, прово­дятся на основании решения Главного государственного ветери­нарного инспектора Российской Федерации, субсидии на проведе­ние указанных мероприятий выделяются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории кото­рых проводятся указанные мероприятия, в размере 50 % стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства.

Перечень особо опасных болезней животных определяется фе­деральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. Порядок изъятия жи­вотных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством РФ.

Оценка стоимости изымаемого имущества может быть оспоре­на собственником имущества в суде.

Пятый раздел регламентирует защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений. В этом разделе определены: порядок, условия осуществления ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животноводства; взаимо­действие федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора и федерального органа исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей и благопо­лучия человека.

Мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.

Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция ра­стительного происхождения непромышленного изготовления, ре­ализуемая на продовольственных рынках или используемая на объектах, подведомственных:

федеральному органу исполнительной власти, осуществляюще­му функции по выработке и реализации государственной полити­ки, нормативно-правовому регулированию в области обороны;

федеральному органу исполнительной власти, осуществляюще­му функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

федеральному органу исполнительной власти, осуществляюще­му правоприменительные функции, функции по контролю и над­зору в сфере исполнения уголовных наказаний;

федеральному органу исполнительной власти, осуществляюще­му функции по выработке государственной политики, норматив­но-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере госу­дарственной охраны, федеральному органу исполнительной вла­сти, осуществляющему государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации.

Организация и проведение ветеринарно-санитарной эксперти­зы, условия использования продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых до­бавок растительного происхождения определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями и нормами безопасности кормов и кормовых доба­вок, издаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные регламенты и требования устанавливают ветеринарно-санитарные нормы, которым должны соответствовать продук­ция животного происхождения, корма и кормовые добавки расти­тельного происхождения, а также продукция растительного про­исхождения непромышленного изготовления, производимая организациями и гражданами, реализуемая ими или торговыми организациями на рынках.

Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, мо­лока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного про­исхождения, кормов и кормовых добавок растительного проис­хождения и продукции растительного происхождения непромыш­ленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.

Порядок переработки и использования кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения определяется действую­щими ветеринарно-санитарными правилами.

Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок расти­тельного происхождения и продукции растительного происхожде­ния непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, воз­никающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии;

ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны;

ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правопримени­тельные функции, функции по контролю и надзору в сфере ис­полнения уголовных наказаний;

ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны;

ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государствен­ное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Федеральный орган исполнительной власти в области ветери­нарного надзора и федеральный орган исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия че­ловека осуществляют в пределах своей компетенции взаимодей­ствие по вопросам защиты населения от болезней, общих для че­ловека и животных, и пищевых отравлений.

В шестом разделе предусмотрена ответственность за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации. Уста­новлено, что виновные в нарушении ветеринарного законодатель­ства Российской Федерации несут дисциплинарную, администра­тивную, уголовную и иную ответственность. Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от обязанно­стей возместить ущерб в порядке, установленном законодатель­ством РФ.

Седьмой раздел регламентирует международные договоры по вопросам животноводства, ветеринарии, импорта и экспорта жи­вотных и продуктов животноводства в соответствии с Законом РФ «О ветеринарии».

 

1.3. ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЕТЕРИНАРИИ

 

Руководствуясь положением, изложенным в первом разделе За­кона «О ветеринарии», субъекты Российской Федерации прини­мают законы и другие нормативные правовые акты, дополнитель­но регулирующие ветеринарную деятельность с учетом полити­ческих, экономических и социальных особенностей данных субъектов.

Например, в Законе Республики Татарстан «О ветеринарном деле в Республике Татарстан», принятом 13 июля 1993 г., с уче­том изменений и дополнений, внесенных в 2000, 2003, 2005, 2006, 2007 и 2008 гг., содержатся следующие дополнительные правовые нормы.

Установлены полномочия органов государственной власти Рес­публики Татарстан и органов местного самоуправления: Государ­ственного Совета Республики Татарстан — по законодательному регулированию ветеринарного дела; Кабинета министров Республики Татарстан — по разработке и принятию нормативных и пра­вовых актов по ветеринарному делу и осуществлению государ­ственного управления в этой области; органов местного самоуп­равления — по организации контроля за санитарным состоянием окружающей среды в зоне деятельности сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских), личных подсобных хо­зяйств, предприятий по переработке продукции животного проис­хождения.

В систему государственной ветеринарной службы Республики Татарстан отнесены уполномоченный орган исполнительной вла­сти в области ветеринарного дела, республиканская ветеринарная лаборатория, станция, государственные ветеринарные объедине­ния районов и городов.

Подробно изложены права уполномоченного республиканско­го органа исполнительной власти в области ветеринарии по руко­водству ветеринарным делом, контролю за деятельностью учреж­дений государственной ветеринарной службы, координации противоэпизоотических мероприятий, разработке республиканских программ по ветеринарной защите животных, организации ветеринарно-лечебной работы и т. д.

Четко регламентировано изъятие животных и продукции жи­вотного происхождения при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решению главного государственного вете­ринарного инспектора Республики Татарстан.

Предусмотрены льготы, предоставляемые ветеринарным спе­циалистам: ветеринарным врачам и фельдшерам устанавливается надбавка за непрерывный стаж работы свыше 5 лет — 10 %, свыше 10 лет — 25, свыше 25 лет — 50 % должностного оклада.

В Законе Чувашской Республики «О ветеринарии», принятом 6 июня 1997 г., содержатся следующие дополнительные правовые нормы: полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Чувашской Республики в области вете­ринарии; право ветеринарных врачей иметь личную круглую пе­чать; назначение на должность начальника Главного управления ветеринарии при Кабинете министров Чувашской Республики и освобождение от должности Президентом Чувашской Республи­ки; установление надбавок ветеринарным врачам и фельдшерам за непрерывный стаж работы по специальности в соответствии с по­ложением, утвержденным Кабинетом министров Чувашской Рес­публики.

В Законе Республики Башкортостан «О ветеринарии», приня­том 3 марта 1994 г., предусмотрены: освобождение ветеринарных специалистов от уплаты 50% -го налога на доходы с физических лиц; право на повышение должностных окладов и тарифных ста­вок за работу в сельской местности, поселках городского типа; доплаты за вредные и особо вредные условия труда, за почетные звания, ученые степени и ученые звания; установление обязатель­ного государственного личного страхования на сумму десятилет­него денежного содержания.

В Законе Алтайского края «О ветеринарии», принятом 4 нояб­ря 1998 г., предусмотрены: уточненные полномочия органов госу­дарственной власти в области ветеринарии; установление статуса государственных служащих — начальников районных (городских) учреждений ветеринарии, начальника краевой станции по борьбе с особо опасными болезнями животных, директора краевой вете­ринарной лаборатории, начальника отдела ветеринарно-санитарной экспертизы подразделений государственного ветеринарного надзора при управлении ветеринарии; правовое регулирование муниципальных ветеринарных учреждений; повышение роли го­сударственной ветеринарной службы края при решении вопросов о реализации импортной продукции животного происхождения.

 

1.4. ДОКУМЕНТЫ, ИЗДАВАЕМЫЕ В РАЗВИТИЕ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ВЕТЕРИНАРИИ»

 

Правительство Российской Федерации в развитие Закона РФ «О ветеринарии» может принимать постановления по отдельным вопросам, утверждать положения о государственном ветеринар­ном надзоре в Российской Федерации, а также по вопросам нор­мативно-правового регулирования в ветеринарии, оказания госу­дарственных услуг в области ветеринарии и ветеринарного надзо­ра. Эти меры направлены на совершенствование государственной ветеринарной службы и оперативное проведение общегосудар­ственных ветеринарных мероприятий.

В соответствии с действующим законодательством Российс­кой Федерации правительства субъектов Российской Федерации осуществляют руководство государственной ветеринарной служ­бой, вводят карантин при особо опасных инфекционных болез­нях животных, обеспечивают соблюдение ветеринарно-санитарных правил на животноводческих предприятиях, в крестьянских i фермерских) и личных подсобных хозяйствах граждан, на пред­приятиях, перерабатывающих продукты животного происхожде­ния.

По представлению органов исполнительной власти в области ветеринарии главы администраций субъектов Российской Федера­ции, городов и районов, правительства республик принимают по­становления по следующим вопросам:

о мерах профилактики и ликвидации инфекционных и инвази­онных болезней животных на сельскохозяйственных предприятиях, в крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйствах граждан;

о ветеринарно-санитарных правилах содержания животных в городах и селах;

о строительстве ветеринарных учреждений;

об организации ветеринарного обслуживания животноводчес­ких предприятий;

о введении и отмене карантина, ограничений.

Постановления органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органов местного самоуправления обязатель­ны для исполнения всеми предприятиями, организациями, уч­реждениями, гражданами, поэтому они играют важную роль в улучшении ветеринарно-санитарного состояния животноводства, обеспечении благополучия животноводческих ферм по инфекци­онным и инвазионным болезням.

Федеральные органы исполнительной власти в области ветери­нарии и ветеринарного надзора издают положения, наставления, правила, нормы, указания и т. д. Эти документы являются обяза­тельными для хозяйств, предприятий, учреждений, связанных с животноводством, производством, транспортировкой, переработ­кой продуктов и сырья животного происхождения, а также для должностных лиц, в том числе ветеринарных специалистов, и на­селения.

Инструкция — документ, устанавливающий обязательные ме­роприятия в ветеринарии (Инструкция о мероприятиях по пре­дупреждению и ликвидации заболеваний животных ящуром).

Наставление — документ, определяющий технику и методику выполнения ветеринарной работы (Наставление по применению жидкой вакцины против сибирской язвы животных из штамма 55).

Методические указания — документ, определяющий обязатель­ную методику выполнения ветеринарной работы (Методические указания по диагностике, профилактике и лечению отравлений сельскохозяйственных животных нитратами и нитритами).

Правила — документ, устанавливающий порядок и условия со­держания животных в хозяйствах или их реализации, порядок и возможные решения в отношении объектов ветеринарно-санитар­ного надзора (Ветеринарно-санитарные правила для молочных ферм; Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов; Вете­ринарные правила по предупреждению заражения пастбищ, водо­источников и трасс перегона (перевозки) скота возбудителями бруцеллеза, туберкулеза, а также их обеззараживанию).

Положение — документ, устанавливающий обязанности, права и юридический статус ветеринарных органов, учреждений, орга­низаций и должностных лиц ветеринарной службы.

Положения о массовых ветеринарных учреждениях или массо­вых должностных лицах ветеринарной службы называются типо­выми (Положение о главном государственном ветеринарном инс­пекторе района, Типовое положение о лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках).

Нормы — документ о размерах трудового или материального обеспечения ветеринарной службы (Нормы оснащения ветери­нарным имуществом учреждений и организаций государственной ветеринарной сети; Нормы численности ветработников комплек­са по производству молока на 800 коров).

Рекомендация — документ об обязательных ветеринарных ме­роприятиях, установленных научными учреждениями и проводи­мыми в период до утверждения соответствующей инструкции (Ре­комендация по борьбе с мухами в животноводстве).

Указание — документ федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о проведении разовых или периодических мероприятий в масштабе страны или респуб­лики (Указание о проверке ветеринарно-санитарного состояния свиноводческих хозяйств и ферм).

Методика — документ о технике выполнения ветеринарной ра­боты (Методика определения нитратов и нитритов в кормах, ово­щах, бахчевых культурах, крови, патологическом материале, моло­ке и молочных продуктах).

Ветеринарно-санитарные требования — документ об обязатель­ных ветеринарных нормах, предъявляемых к определенным пред­приятиям, связанным с животными, продуктами животного про­исхождения (Ветеринарно-санитарные требования к племенным рыбоводным хозяйствам).

При подготовке отдельных инструкций, наставлений, правил, рекомендаций и т. д. их согласовывают с заинтересованными ве­домствами, например с Министерством здравоохранения и соци­ального обеспечения РФ или Министерством экономики и фи­нансов РФ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.