Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание: Проанализируйте данные произведения по предложенным вопросам.






А. Пушкин «Элегия»

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино, — печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Что такое элегия?

Подчеркните знаки времени (см. выше) в стихотворении. Подчеркните словосочетания по теме «время».

Разделите первые шесть строк на двустишия. Какой временной пласт соответствует каждому двустишию?

Какие эпитеты сопровождают образы времени? С какими чувствами лирический герой говорит о прошлом и настоящем?

Какой метафорой охарактеризовано будущее? Какие чувства вызывает будущее? Что для поэта значит «мыслить и страдать»?

8 сентября 1830 года А.С. Пушкин пишет гениальное произведение под названием «Элегия» (Безумных лет угасшее веселье...). В стихотворении сосредоточены основные мотивы, связанные с мыслями о прошлом, раздумьями о настоящем, размышлениями о своем жизненном пути, о цели и смысле существования.

Стихотворение состоит из двух строф. Первая – условно поделена на три двустишия, в которых поэт представляет как бы три этапа человеческой жизни. Первое двустишие означает подведение итогов прошлой жизни:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Второе двустишие отделено от первого противительным союзом НО, при помощи которого поэт указывает на временный переход от прошлого к настоящему. Таким образом, второе двустишие передает ощущение сегодняшнего дня:

Но, как вино – печаль минувших дней

В моей душе чем старее, тем сильней.

Третье двустишие вводит тему будущего, которое рисуется пока фатально и однозначно:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

По мнению Л.Н. Степанова, метафора «волнуемое море» передает трагичность ожидания будущего [45, с.172]. И поэтому вторая часть «Элегии» открывается восклицанием, исполненным неистребимой жажды бытия, вспыхивающей при мысли о смерти: «Но не хочу, о други, умирать…».

В стихотворении 1828 года «Дар напрасный, дар случайный…» без ответа остался вопрос: «Жизнь, зачем ты мне дана?». В «Элегии» автор ответил на этот вопрос: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». «Мыслить» для Пушкина не значит бесстрастно, равнодушно созерцать, а выражать свое отношение к жизни, глубоко и взволнованно переживая ее проявления. Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если его сердце все еще будет биться. Следующая строка открывается вводной конструкцией «и ведаю». О.В.Зырянов пишет: «Семантика глагола указывает не на рациональный характер познания, а на целостное постижение бытия, мудрое ведание самой жизни. Поэт с упованием устремляет свой взгляд в будущее, вера помогает ему обнаружить еще не раскрытые грани бытия, его богатые, поистине неисчерпаемые потенциалы смысла» [18].

В стихотворении каждое слово несет в себе повышенную смысловую роль. Поэт точен и отчетливо ясен в раскрытии таких чувств, как сожаление о прошлом, раздумья и тревожные сомнения по поводу будущего. Образность передачи этих переживаний особенно наглядна и выразительна, каждое слово несет большую смысловую нагрузку.

А. Пушкин Пора, мой друг, пора!

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег…

Назовите знаки времени в стихотворении.

В каких образах выражен объективный ход времени? (Как Пушкин изобразил объективный ход времени?)

Какие слова в первой части стихотворения имеют звуковые совпадения? Как они связаны по смыслу?

С каким чувством говорит поэт о грядущей смерти и почему?

В данном стихотворении Пушкин бесстрашно и зримо изобразил Пушкин объективный ход времени, даже в звуковом отношении соединив беспощадный «час» с уносимой им «частичкой» бытия. В самой этой ласкательности: «частичка» - проявился художник, бесконечно дорожащий любой мелочью этого мира. Однако слова о возможности близкой уже смерти говорятся совершенно спокойно, даже с какой-то печальной усмешкой: «предполагаем жить, и глядь – как раз умрем». Это спокойствие зиждется на той же мысли, которая лежит в основе пушкинского «Памятника»: «Нет, весь я не умру...» Человеческая жизнь не проходит бесследно, если она наполнена творчеством. В этом смысле «обитель дальнаятрудов и чистых нег» противопоставлена смерти как бессмертие, причем бессмертие не только в будущем, но и в настоящем – как гордое чувство «преодоленного» времени.

А. Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»

Рефлексия, философским лейтмотивом стихотворения: бренное человеческое время противопоставляется вечности. Осмысливая бытие природы и человека, поэт решает для себя проблему времени, постигает самые глубинные сущности мира – его конечность и бесконечность, бытие и небытие.

 

 

А. Пушкин «Что в имени тебе моем?...»

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.

Какие временные пласты изображаются в стихотворении (обратите внимание на время глаголов)?

В каком значении употреблено слово «имя»? Как лирический герой отвечает на свои вопросы? Какая поэтическая мысль открывается союзом «но»?

Сделайте вывод: о чем размышляет лирический герой, какие эмоции выражает в стихотворении?

Размышления о грядущей участи, настойчиво повторяется печальная нота забвения и просьба помнить: «Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я».

Сопоставьте два стихотворения, написанных А. Пушкиным в один год.

А. Пушкин Прощание (1830)

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь, наши лета,

Меняя всё, меняя нас,

Уж ты для своего поэта

Могильным сумраком одета,

И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальная подруга,

Прощанье сердца моего,

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его.

Какие знаки времени есть в стихотворении?

Какие строки стихотворения стали афоризмом?

Какова судьба любовного чувства в контексте Времени?

А. Пушкин Заклинание (1830)

О, если правда, что в ночи,

Когда покоятся живые

И с неба лунные лучи

Скользят на камни гробовые,

О, если правда, что тогда

Пустеют тихие могилы, —

Я тень зову, я жду Леилы:

Ко мне, мой друг, сюда, сюда!

Явись, возлюбленная тень,

Как ты была перед разлукой,

Бледна, хладна, как зимний день,

Искажена последней мукой.

Приди, как дальная звезда,

Как легкий звук иль дуновенье,

Иль как ужасное виденье,

Мне всё равно: сюда, сюда!..

Зову тебя не для того,

Чтоб укорять людей, чья злоба

Убила друга моего,

Иль чтоб изведать тайны гроба,

Не для того, что иногда

Сомненьем мучусь... но, тоскуя,

Хочу сказать, что всё люблю я,

Что всё я твой: сюда, сюда!

Есть ли в стихотворении конкретные знаки времени? Что дает возможность читателю уловить неумолимый ход времени?

На что направлен душевный порыв лирического героя? Какую роль играет эпифора? С какой целью герой хочет увидеть возлюбленную?

Сделайте вывод: какова судьба Любви во Времени?

Пушкинская любовная лирика 1830 года, расставаясь с романтической иллюзией вечной любви, фиксирует опустошающий бег времени с мужественной бескомпромиссностью:

...Бегут, меняясь, наши лета, -

Меняя все, меняя нас,

Уж ты для своего поэта

Могильным сумраком одета,

И для тебя твой друг угас...

Эти строки из пушкинского «Прощания» воплощают тему, которая в «Заклина-нии» уйдет в подтекст. В «Прощании» дана «формула обоснования» («Бегут, меняясь, наши лета, / Меняя все, меняя нас»), мотивирующая угасание чувства.

В «Заклинании» Пушкин ракурс темы изменится: лирическая ситуация будет предполагать реальную смерть возлюбленной, а не метафорическую, как в «Прощании».

В стихотворении «Заклинание» мы не найдем конкретных знаков времени, но читая текст ощутим его неумолимый ход. Время идет своим чередом, стирает человеческую память, и поэтому образ любимой в «Заклинании» затуманен, превращен в «возлюбленную тень».

Чтобы удержать неудержимое – трагический в своих последствиях бег времени – лирический субъект сосредоточивает в заклинании всю энергию душевного порыва, он вызывает к жизни мучительный образ последнего смертного томления возлюбленной:

Явись, возлюбленная тень,

Как ты была перед разлукой,

Бледна, хладна, как зимний день.

Искажена последней мукой.

Лирический герой заклинает тень появиться, этот призыв ярко выделяется в конце каждой строфы: «сюда, сюда». Герой хочет увидеть возлюбленную снова с одной только целью:

Хочу сказать, что всё люблю я,

Что всё я твой: сюда, сюда!

Это стихотворение А.С. Пушкина о том, что жизнь – лишь мгновение, а любовь – вечное чувство, которое побеждает смерть, побеждает время.

А. Пушкин

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Всё мгновенно, всё пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

Какие знаки времени есть в стихотворении?

Какую формулу человеческой жизни содержит стихотворение?

Что обозначено в стихотворении местоимением «всё»? Какова длительность «всё»? Какова судьба «всё» в Вечности?

Сделайте вывод, как быть, по мнению поэта, «если жизнь тебя обманет»?

Оппозиция «мгновение – вечность» в любовной лирике разворачивается с учетом общей предпосылки о мимолетности человеческой жизни в целом, по формуле: «Все мгновенно, все пройдет; / Что пройдет, то будет мило». Все составляющие жизни – любовь, дружба, слава – недолговечны. Поэтому в «прощальном цикле» образы размыты настоящим временем. Все то, что можно забыть, будет забыто – лишено протяженности во времени, то есть мгновенно.

 

А. Пушкин «Царскосельская статуя» (1830)

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

В каких образах выражаются мгновение и вечность?

Образы урны и воды в стихотворении конкретны и/или символичны?

Определите время и вид глаголов в стихотворении. Какой поэтический эффект создает такое соотношение видо-временных форм глагола?

Что названо словом «чудо» в стихотворении и почему?

Сделайте вывод, как силой искусства укрощается неумолимый бег времени?

Какие чувства вызывает у поэта вечный поток времени (обратитесь к последнему стиху)?

Стихотворение о «вечной струе» бытия, о мудрой печали человеческой, склонившейся над потоком жизни, и о могучей силе искусства, способной удерживать и заковывать в вечно живые формы творчества быстротечный миг. И вся эта «бездна про-странства» сосредоточена в четырех строках пушкинского текста.

Стихотворение начинается с описания деталей жизненного мгновения: это разбитая урна и «праздный черепок». Но здесь эти мгновения превращаются в вечность. Печаль жизненного мгновения, мимолетное, легкое чувство перевоплотилось в «вечную печаль». Жизненный миг преобразился, наполнился смыслом и, одухотворенный, перестал быть мгновением, сделался причастным вечности. Через остановленное мгновение проступает не только вечность бытия, но и вечность связанного с ним чувства:

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит…

«Урна» и «вода» в данном стихотворении символичны, каждое несет свой смысл. В культуре урна - это сосуд для хранения воды, атрибут нимф – хранительниц источников, а также урна – это сосуд для сбора и захоронения праха умерших. В пушкинском тексте урна приобретает значение неиссякаемого источника. Текущая вода символизирует неумолимый ход времени. У Пушкина вода превращается в «вечную струю», знаменующую вечное обновление и одновременно вечное постоянство неиссякающей жизненной стихии. Это поток жизни, который неудержимо стремится вперед и не во власти человека задержать, остановить мгновенье, сколь бы прекрасно оно ни было:

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой…

В этом стихотворении происходит преображение временного в вечное (переход от совершенного вида к несовершенному). Тем самым создается эффект, аналогичный основному принципу скульптуры, где живое, временное «застывает» навечно в глине и мраморе. Ведь в основе «Царскосельской статуи» - превращение живой «девы» в статую.

Перед читателем остановленное в вечности мгновение: вечная печаль и неиссякаемый источник жизни. Из всей лирики Пушкина 1830-х годов в указанном стихотворении наиболее ярко представлены вечность и мгновение как знаки художественного времени. В этом стихотворении мгновение печали выхвачено из потока жизни и остановлено силою искусства. На минимальном пространстве антологической пьесы открывается необозримая поэтическая ширь. Здесь лежит отблеск некой духовной вселенной. Воплощенный в них миг жизни обращен к вечному в человеческом духе.

Послание «19 октября», написанное в 1825 году, наполнено нежными воспоминаниями о друзьях, ушедших и живых. Уже в этом стихотворении поэт говорит о власти времени над людьми:

Увы, наш круг час от часу редеет;

Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к началу своему...

Образ Лицея в стихотворениях Пушкина этого времени выполняет функцию своеобразного духовного причала, к которому он постоянно возвращается. Он напоминание о том празднике жизни, который переполнял некогда душу поэта, а теперь утратившего свой первоначальный юношеский пламень. Лицей всегда давал Пушкину духовную опору, перебрасывая мостик светлых воспоминаний из лучезарного прошлого в унылое его настоящее.

«…Вновь я посетил…»

Тема воспоминания звучит и в стихотворении «…Вновь я посетил…», написанном в 1835 году, которое является своеобразным продолжением «Деревни» (1820).

«… Вновь я посетил…» – это наново написанная «Деревня». Если говорить о биографии поэта и о творческой истории стихов, то Пушкин вспоминает свою ссылку в Михайловское в 1824 – 1826 годах. Тем не менее, поэтическим фоном здесь стала более ранняя, «юная» «Деревня». Знак такой связи дан сразу. Там:

Приветствую тебя, пустынный уголок…

Здесь:

… Вновь я посетил

Тот уголок земли…

Сопоставляя два названные стихотворения, Н.Н. Скатов отмечает, что первое из них («Деревня») «начиналось как бы с чистого листа, оно все обращено только к будущему, а «… Вновь я посетил…» вырастает из прошлого. Уже первой своей фразой оно обращено назад, а отточие, начинающее ее, - пояснение того, как много прошло времени и многое предшествовало этим вошедшим в поток времени фактам и словам».

«Деревню» писал юный лирик, и подвижное лирическое чувство находило выражение в вольных ямбах. «… Вновь я посетил…» пишет мудрый эпик, и в «эпическом» пятистопном ямбе находит выражение сосредоточенная дума. Вот почему так много переносов, фраз, не заканчивающихся в стихотворных строках, а идущих сплошным потоком, где все со всем сцеплено и слито.

Юная «Деревня» как бы вне времени. В стихотворении мудреца «…Вновь я посетил…» время безраздельно властвует с самого начала:

…где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор – и много

Переменилось в жизни для меня

Стихотворение посвящено вечным законам жизни, одинаково подчиняющим себе и человека, и природу. И сам поэт подчинился ему:

И сам, покорный общему закону,

Переменился я…

Пушкин обращается к пейзажу «Деревни» и как бы переписывает его:

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Уже написанную картину «иных волн» поэт оставил в черновике: отвлеклась, уводилась в сторону главная мысль, связанная именно с этим деревенским пейзажем: он – тот же и уже – другой.

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно синея стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собою

Убогий невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни – там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре…

В «Деревне» два плана, две картины, «карамзинская» и «радищевская», были разделены и противопоставлены. В тексте 1835 года они совместились и слились в одно. Дело здесь не только в том, что ушли нарядность и праздничность; скажем, появилось синее озеро вместо лазурного. Картина обрела глубину. Два образа: «рыбарь» в картине «довольства и труда» и «рабство тощее» - сомкнулись. Появилось третье: «плывет рыбак и тянет за собою убогий невод». На месте «мельницы крилаты» оказалось: «Скривилась мельница, насилу крылья / Ворочая при ветре». Деталь точно повторена, но совершенно переосмыслена. Образ скривившейся мельницы тоже засвидетельствовал течение времени. Но существеннее то, что поэт выразил взгляд на мир, в котором все взаимосвязано и соединено.

В начале стихотворения прошлое осмыслено как будущее, чему способствует образ няни, введенный поэтом: «Уже старушки нет…» – и меня тоже не будет.

Основная мысль стихотворения – мысль о времени и неизбежных переменах. Речь идёт о «покорности» этому общему закону времени. Но здесь его действие сложнее: память противостоит времени, словно возвращает утраченное. Не случайно рядом стоят слова «минувшее» и «живо», а смерть не названа прямо:

Уже старушки нет – уж за стеною

Не слышу я шагов её тяжёлых,

Ни кропотливого её дозора.

Более того, приведённые строки позволяют «услышать» ту, которой уже нет. Память – неотъемлемое свойство человека; в ней и возможность сохранить ушедшее, и печаль, и надежда (последние слова стихотворения – о внуке, который «вспомянет» уже ушедшего из жизни поэта).

Закон жизни – ее обновление. И «младая роща» является образом новой жизни, пришедшей на смену прежней. Пушкинская роща не шумит еще, а скорее шелестит и шепчет. Шипящий звук «ш» сменяется свистящим звуком «с» - так ощущение шелеста усиливает аллитерация.

В этом стихотворении интересно сочетаются художественное время и пространство. Все, что открывается взору, – панорама, которую можно увидеть: «опальный домик», «холм лесистый», «скривилась мельница». Все это существует для поэта в настоящем, так же существовало и десять лет назад, и может показаться, что время остановилось. Но эта видимая неподвижность лишь подчеркивает неотвратимость бега времени, ассоциируясь в восприятии поэта с минувшим и вызывая чувство грусти.

И все-таки, несмотря на то, что жизнь уходит и время неумолимо бежит вперед, поэт радостно встречает молодое поколение и шлет ему привет.

Условно это стихотворение можно разделить на две части: первая часть – воспоминание, вторая – обращение к будущему поколению. В словах «здравствуй, племя» звучит надежда и радость. Автор выносит эти слова в отдельную строку, обращая их не только к роще, но и к людям. Следующая строка после интонационной паузы начинается эпитетами, относящимися к племени: «Младое, незнакомое!». Поэт говорит здесь о неизбежном обновлении всего живущего и приветствует будущее. И вместе с тем в этом философском произведении звучит и нечто другое: со знакомой и близкой каждому человеку тоской герой стихотворения говорит о своей собственной неизбежной смерти, но говорит не прямо, а будто вскользь, обращаясь к «младой роще»:

… не я

Увижу твой могучий, поздний возраст,

Когда перерастёшь моих знакомцев

И старою главой их заслонишь

От глаз прохожего.

В то же время и для себя и для всех нас находит слова утешения:

Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум…

Он – внук своего деда. И у него будет внук. В заключительных словах стихотворения Пушкин раскрыл его основную мысль – идею вечного обновления природы, идею бессмертия. Явления природы и человек как часть её бессмертны, так как в природе на смену старому всегда вырастает новое.

 

КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.