Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научение. Общая характеристика процесса научения.






Рамки диспозиции к научению не только соответствуют реальным условиям жизни, но у высших животных они шире, чем требуют эти условия. Поэтому высшие животные обладают значительными резервами лабильности поведения, потенциальными возможностями индивидуального приспособления к экстремальным ситуациям. У низших животных эти возможности резко сужены. Поэтому широта диапазонов способности к научению, наличие резервных возможностей являются показателем высоты психического уровня животных. Чем шире эти диапазоны и чем больше потенциальных возможностей к изучению сверх обычной нормы, тем больше и лучше может быть скорректировано инстинктивное поведение, тем более лабильной будет поисковая фаза, тем более пластичным будет всё поведение животного и тем выше его общий психический уровень.

Разница в поведении между низшими и высшими животными состоит не в том, что более примитивные формы поведения сменяются более сложными, а в том, что к первым добавляются вторые, существенно обогащая и изменяя их. В результате чего элементарные формы поведения приобретают значительную сложность и становятся более вариабельными. Так привыкание выступает у млекопитающих в сложных проявлениях. Так у мышей реакция на повторяемые, но не подкрепленные акустические стимулы, ослабевают с неодинаковой быстротой. Эти различия в привыкании обусловлены не только различиями в интенсивности стимулов, но прежде всего вариабельности самого процесса привыкания.

Основным компонентом научения, дополняющим поведение является навык.

О

Навык.

Навык – центральная, важнейшая форма факультативного научения.

В результате формирования навыка применяется врождённая двигательная координация обычного поведения в новой сигнальной ситуации, где возникает новая (приобретенная) двигательная координация. В последнем случае появляются новые, генетически не фиксированные движения, так как животное научается делать что-то по-новому.

Важнейший признак навыка- формирование в результате упражнения при тренировке- совершенствование, и при отсутствии тренировки- его угасание.

Навыки изучаются у животных с помощью оперативных методов: лабиринта, проблемного ящика (или клетки), обходного пути и др. При всех этих методиках животное становится в условия выбора сигналов и способов действия при решении определенной задачи.

При «классическом», павловском научении наблюдается «респондентное» поведение, то есть ответ следует за стимулом, а в результате образования условно-рефлекторной связи и, подкрепление (безусловный раздражитель) связывается со стимулом.

При оперативном навыке в начале производится движение (ответ), сопровождаемое подкреплением безусловного раздражителя. Но как и при классическом варианте происходит выработка условных рефлексов, адекватная реакция животного (в данном случае двигательная) подкрепляется полезным для животного результатом.

При этом потребность в пище при создании оптимальных температурных условий побуждает животное реагировать на навык выученным образом, точнее ориентировать свое поведение в соответствии с восприятием рычага (свет, рычаг, пища).

Это восприятие действует как условное раздражение постольку, поскольку действия рычагом приводят к биологически значимому результату- пищевому или температурному подкреплению. Вне этой временной связи рычаг не имеет для животного никакого значения.

К






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.