Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. Проблемы исследования личности в социальной психологии






Вся проблематика распадается на два класса:

1. Проблемы детерминант и качества социального поведения: проблемы социализации личности, проблема социальной установки, проблема «Я».

2. Проблемы влияния группы на личность: проблема лидерства, совместимость, конформизм, деиндивидуализация и т.д.

В рамках наших лекций мы будем делать акцент на проблематику первого класса проблем. Логика нашего анализа социального поведения такова:

1. Каков механизм социального поведения человека? Есть внутренние и внешние регуляторы. Каковы внешние регуляторы?

Человек действует так, как предписывает социальная норма, то есть так, как предопределяется и предписывается окружением, группой, обществом.

Понятие нормы, ролевая теория.

2. Как усваиваются общественные нормы и роли личностью?

Социализация

3. Но существует устойчивое социальное поведение и есть неустойчивое, вариативное и индивидуализированное поведение. Почему такое есть и чем это определяется?

Какие внутренние (психические) структуры отвечают за контроль и индивидуализацию выполнения социальных норм? Как они работают?

Рассматриваем следующие понятия:

· Социальный опыт личности.

· Установки, социальные стереотипы и ценности личности.

· Самосознание и организация " Я".

· Социальная идентичность.

То, что перечислено – это структурно-функциональная модель личности, используемая для понимания и объяснения социальных свойств человека.

4. Как происходит интеграция внешних регуляторов и внутренних в сознании человека? Как работает социальное мышление при регуляции социального поведения?

Социальное познание и мышление.

Контрольные вопросы к теме 3

1. В чем заключается специфика социально-психологического подхода к пониманию личности?

2. Сравните зарубежные теоретические социально-психологические подходы к пониманию личности. В чем их достоинства и недостатки?

3. Приведите примеры использования данных моделей в прикладной социальной психологии.

4. Раскройте и сравните основные отечественные социально-психологические подходы к пониманию личности.

5. Обозначьте основной круг проблем исследования личности в социальной психологии.

Тема 4. Общая характеристика больших групп и массовидных явлений

Лекция 1. Общая характеристика больших групп

Психология больших социальных групп является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований. Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, представитель определенной исторически сложившейся общности людей. Каждый человек с рождения включен в различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности — и в профессиональные группы. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии. Исследованием психологии больших социальных групп в последние десятилетия занимались Г.М. Андреева, А.И. Горячева и М.Г.Макаров, Г.Г. Дилигенский, О.И. Зотова, В.В. Новиков и Е.В. Шорохова, Е.С. Кузьмин, А.Р. Лурия, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, В.В.Шаронов (1975) и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.