Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарубежной и отечественной социальной психологии на современном этапе развития






А.А. Деркач, проводя анализ публикаций, посвященных современному состоянию и перспективам зарубежной социально-психологической теории, отмечает, что в течение трех последних десятилетий теоретики и практики социальной психологии были заняты поиском адекватной модели и эффективных исследовательских методов социально-психологического знания. Тенденция к критической ревизии теоретически и методологических основ дисциплины наметилась на рубеже 60 – 70-х годов, когда американские социальные психологи, а вслед за ними и их европейские коллеги заговорили о кризисе экспериментальной социальной психологии.

Условно можно выделить следующие этапы теоретического анализа послевоенной западной социальной психологии:

1 этап – конец 60-х – начало 70-х годов – констатация теоретического неблагополучия дисциплины. В этот период сохраняет свое ведущее положение американская социальная психология, вместе с тем она становится объектом критики со стороны обретающей свою силу западно-европейской науки, которая таким образом утверждает свое право на создание альтернативных моделей социально-психологического знания.

2 этап – 70-е годы – осознание новой ситуации в социальной психологии как попытки «смены парадигмы», поиски несциентических концептуальных рамок для описания и объяснения социально-психологических явлений; в Западной Европе возникли собственные центры социально-психологических исследований (в Женеве, Бристоле). Тем не менее «хотя теоретические идеи были новы, исследования, проводившиеся для проверки этих идеи, оставались вполне традиционными.

3 этап – 80-е – начало 90-х годов – посткризисное развитие социальной психологии, активизация научных контактов между американскими и европейскими специалистами, сосуществование нескольких теоретических ориентации, ведущими из которых являются традиционный сциентизм, неопозитивизм и герменевтические установки социального конструкционизма.

В 1989 г. развернулось широкое обсуждение итогов и перспектив развития западной социальной психологии. В посткризиспый период проблема «двух психологий» получила новое звучание – как проблема сосуществования двух парадигм внутри психологически ориентированной социальной психологии.

В основе «старой», позитивисткой, парадигмы, число сторонников которой еще достаточно велико как в Америке, так и в Европе, лежит убеждение в принципиальной познаваемости внутренних каузальных механизмов, управляющих социальным поведением.

Сторонники новой парадигмы или социальные конструкционисты, полагают, что знание о социально-психологических явлениях неравнозначно физическому знанию и требует принципиально иной познавательной модели. С этой точки зрения научная истина нетождественна знанию о мире «как он есть», которым располагает объективный наблюдатель.

Новый научный подход неизбежно ведет к пересмотру тематики социопсихологической работы. В рамках новой парадигмы социальное поведение интерпретируется как смыслосозидающая активность; поэтому осмыслению здесь подлежат такие явления, как структура, функции мышления и т.п. Эксперимент рассматривается в качестве одного из возможных приемов поиска «истины» (т.е. дешифровки значений в языковой деятельности человеческого сообщества.

Историческая социальная психология представляет собой довольно развитую отрасль в зарубежной науке и в то же время привлекала явно недостаточное внимание отечественных социальных психологов. Работы В.А. Шкуратова и его учеников являются крайне актуальной и своевременной попыткой ликвидировать этот пробел в отечественной социальной психологии и закладывают современные теоретические основы прикладной социальной психологии.

Проблемы отечественной социально-психологической теории связаны со следующими обстоятельствами:

1) отсутствием, по существу, методологии (принципы о классовом подходе, единстве сознаний и деятельности, внешней детерминации не работали и не могут работать);

• заидеологизированностью в прошлом;

• монополизмом ряда научных школ;

• отсутствием научного плюрализма;

2) анализом социально-психологических явлений только на уровне сознания, исключая из их природы пласты коллективного бессознательного.

Собственно, кризис отечественной теории связан с отсутствием теории как таковой.

Некритическое использование западных методик приводит к необъективности данных, особенно на этапе их интерпретации. Ошибки возникают из-за концептуальной невалидности западных методик.

Без учета культурного контекста, ментальных особенностей нельзя применять западные психодиагностические методики. Необходима их адаптация.

И еще одна немаловажная проблема. Практические социальные психологи сегодня диагностируют с позиции одной научной школы, консультируют - с точки зрения другого подхода, оказывают помощь на основе положений третьей ориентации.

Таким образом, позитивизм, понимающая психология, организационный подход, теория немедицинской групповой психотерапии, экологическая, экзистенциональная, когнитивная, интеракционисткая, историческая психология, социальный психоанализ образуют основы прикладной социальной психологии на современном этапе развития.

Контрольные вопросы к теме 2

1. Перечислите предпосылки становления социальной психологии как науки.

2. Какие основные этапы в развитии социальной психологии вы можете назвать и каковы их основные достижения?

3. Перечислите основные направления современной американской и западно-европейской социальной психологии.

4. Проведите сравнительный анализ подходов к исследованию социально-психологических феноменов в перечисленных выше направлениях.

5. Раскройте этапы становления отечественной социальной психологии.

6. Раскройте особенности теоретико-методологических основ прикладной социальной психологии на современном этапе развития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.