Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Экспериментальный этап развития социальной психологии






Начало ХХ в. считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Основное отличие этого периода – это преобладание экспериментальных исследований и тщательной фиксации результатов.

Офицальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Меде, в США Ф. Олпортом и В. Бехтеревым в России, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину.

Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило психологов повернуться лицом к актуальной социально-психологической тематике. Критикуется концепция Макдугалла. Социальная психология стала опираться на идеи психоанализа, бихевиоризма и гештальт-теории. Объектом исследования в основном является малая группа. В рамках этого периода социальная психология набрала силу как научная дисциплина, было множество исследований малых групп. С другой стороны, увлечение малыми групами привело к тому, что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов их психологической строны оказалась практически исключенной из анализа.

В. Меде и его работа «Экспериментальная психология масс» в которой описаны эксперименты с различными по численности группами. Измерялись индивидуально и в группе показатели памяти, внимания, воли, болевые ощущения и ассоциации.

Исследователь пришел к выводу: психика индивида в группе иная, чем когда он один. Изменения в основном происходят в моторике, эмоциях, повышается способность переносить боль (особенно в ситуациях соревнования), падает восприимчивость к шумам.

– люди с положительным отношение к группе улучшают показатели;

– с отрицательным отношением ухудшают результаты;

– с нейтральным неизменные показатели.

Установил, что степень подражания зависит от возраста, пола, состояния человека.

Ф.Олпорт в работе «Социальная психология» (1924) описывает эксперименты, проведенные на группах присутствия. Установил, что в условиях группы результаты мышления человека изменяются:

1. Когда люди вместе, то облегчается начала действия и увеличивается его темп, то есть уменьшается фаза срабатываемости.

2. Совместная деятельность влияет и на темп интеллектуальной деятельности.

3. Оригинальность идей увеличивается в одиночной интеллектуальной деятельности. То есть в группе мы бессознательно стремимся к единству во взглядах и мнениях.

Исследования В. Бехтерева представлены в его работе «Коллективная рефлексология».

Выявил, что влияние коллектива на человека зависит от того, к какому типу человек принадлежит:

1) социально-возбудимый тип (63 %);

2) социально-тормозной (12 %)

3) социально-индиферентный тип.

 

В начале 50-х гг. ХХ в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии, оживляется интерес к теоретическому знанию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.