Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Целостная работа в приходе






Участие многих наших современников в церковной жизни можно было обозначить словосочетанием «трудно войти - сложно продолжить».

Относительно трудности вхождения в Церковь сказано немало. Есть то, что зависит от самого человека, – в первую очередь, это его собственное желание. Кроме того, сегодня, чтобы стать православным христианином, надо всерьез приложить усилия к вхождению в двухтысячелетнюю традицию Церкви. Но есть и то, что зависит от членов Церкви: это, зачастую, и немиссионерский подход к исповеданию своей веры (нам не нужно специально идти и кого-то искать, поскольку главное – богослужение, и придут те, кого позовет Бог), и неготовность некоторых членов прихода с пониманием отнестись и принять новоначальных, неспособность отделить главное от второстепенного (в отношении требований к поведению и соблюдению устава).

У тех же, кто преодолел барьер, через некоторое время может наблюдаться охлаждение, и, если человек предоставлен самому себе, он либо пытается углубиться в себя (это может длиться бесконечно, не всегда приводя к доброму результату – потому что углубляться надо не просто в познание себя, но в познание себя и учения – 1 Тим. 4: 16), либо действительно охладевает и даже выпадает из церковной жизни.

С другой стороны, если в приходе организуется внебогослужебная жизнь (от воскресной школы и лагеря до социальной службы), и решается вопрос о привлечении добровольцев, важно понимать, можно ли привлекать новообращенных, как и когда.

Выход видится в том, чтобы предложить новообращенному понятную систему роста, а для этого организовать в приходе целостную систему, предполагающую три этапа: миссия – воцерковление – служение. Рассмотрим эту последовательность подробнее.

Первый этап, миссионерский, направлен на то, чтобы привлечь к Церкви людей, до того от нее далеких. Очевидно, что для этого необходимо выйти за пределы церковной ограды и пойти к «внешним». Здесь важно свидетельствовать о своей вере, но также и понимать, что мы не можем сразу предложить в качестве основной деятельности посещение богослужений – люди к этому не готовы. Скорее, можно предложить досуг, бесплатное качественное образование. Чтобы человек зацепился и остался, эта деятельность должна быть захватывающей или восприниматься как очень полезная, поддерживать радостное, мирное настроение. «Где же здесь вера?» – спросят некоторые. «Навязчивое» христианство здесь и не нужно; пусть эта деятельность будет пропитана христианским отношением друг ко другу и пусть, когда это уместно, организаторы не стесняются проявлений веры (предложить помолиться вместе, рассказать о том, как ими проживаются события церковного года, вообще жизнь через призму веры).

Постепенно перед новообращенными будет расширяться горизонт, и в свое время им можно предложить участие в той деятельности, которая характерна уже для второго этапа – воцерковления. Этот этап ориентирован на то, чтобы помочь человеку осознать веру и приобрести опыт общения с Богом через богослужение и молитву. Открывается подлинная жизнь. Здесь важна серьезная систематическая катехизация, одно из условий того, что человек останется в Церкви и будет ее активным членом. Одновременно важно не забывать и о радости первого этапа, продолжая заботиться о досуге, теперь наполняя его и с точки зрения духовного роста (например, приходские выезды для того, чтобы поразмышлять над определенной темой, важной для спасения). Одна из подстерегающих опасностей этапа – «духовное потребительство», когда вся духовная жизнь замыкается на себе. Чтобы этого не случилось, важно учить ответственности за Церковь, необходимости передачи эстафеты веры, постепенно вовлекая в социальное служение и миссию.

Третий этап, служение, предполагает, что человек возвращается к тому, что его самого привело в Церковь, но уже не в качестве участника, а в качестве организатора; он готов делиться своей жизнью с другими.

Кратко представить особенности каждого этапа можно в таблице (см. ниже).

 

Задача, этап Ведущие мотивы деятельности Место, формы Особенности подхода
привлечение (миссия) «драйв», «фан»   школы, вузы, кружки, клубы по интересам, лагеря, походы не оставлять в этом состоянии навсегда, иначе – вырождение в «тусовку»
увлечение (воцерковление) «интересно!» и «по-настоящему» катехизация, евангельские кружки, литургическая жизнь параллельно готовить к служению – мотивировать (учить благодарности и важности служения) и постепенно включать
вовлечение (служение) «благодарю», «хвалю» и «отдаю-служу» организация лагерей, клубов, социального служения, миссии постоянная поддержка – совместной молитвой и общением

 

Выше говорилось о том, что относится к «человеческому» в Церкви. Но призвание, просвещение и поставление на служение – это не только человеческие действия, но благодатные действия Духа Святого. Понимание этого («Господь ведет каждого по своему пути, а не я»), доверие Богу («Он не оставит угодное Ему дело без делателей, и обо всем позаботится»), поиск путей в молитве («Господи, вразуми, укрепи, укажи путь») – вот важные и необходимые составляющие подлинно православного христианского служения. «Укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом» (2 Тим. 2: 1), – одно из последних наставлений ап. Павла Тимофею, и это не пустые слова. Хотя от всех разочарований вряд ли возможно уберечься, обращение к Богу за помощью точно даст силы для того, чтобы совершать свое служение в терпении и надежде, принося добрые плоды для Царствия Божия.

 


[1] См. подр.: Еп. Сергий Пражский. О подвиге общения // Духовная жизнь в миру (любое изд.); Ст. Паисий Святогорец. Сила доброго помысла // О духовной борьбе. (любое изд.).

[2] См. подробнее: Стрелов В.С. О изучении Писания в раннем монашестве (по материалам древних иноческих уставов и патериков) // Дорога вместе. 2011. №2. (https://vladimir-xt.livejournal.com/31469.html)

[3] Самцова Ирина. Паисий Величковский как человек Писания. (https://nasledie-college.narod.ru/Doclad5/Samcova.pdf)

[4] См.: О. Кирилл Каледа. Опыт малых групп в РСХД. Выступление на всероссийском молодежном лагере «Феодоровский городок»-2009. (https://predanie.ru/audio/lekcii/feodorovskiy-gorodok2009/)

[5] Сходные мысли можно прочесть у свт. Тихона Задонского, свт. Феофана Затворника, прпмч. Сергия Мечева, митр. Антония Сурожского. См.: Стрелов В.С. Евангельские чтения как форма работы со студенческой молодежью. М., 2009. С. 28–40. (https://predanie.ru/lib/book/67949/)

[6] Примерный список литературы см. там же, многое доступно для чтения и скачивания в библиотеке портала Предание (https://predanie.ru/lib/, раздел «Священное Писание»).

[7] Подробнее форматы группы, метод подготовки ведущего и речь перед началом чтений см. там же.

[8] Из беседы митр. Антония Сурожского, 11 марта 2000 г. (представлено на конференции памяти владыки в 2011 г.

[9] Определение Св. Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 г. «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви».

[10] из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на III Сретенских встречах (14 февраля 2009 года)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.