Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Теоретический анализ литературы и проведение практической работы по проблеме исследования дают возможность сделать следующие выводы.






Теоретический анализ литературы и проведение практической работы по проблеме исследования дают возможность сделать следующие выводы.

1. Выявлены теоретические аспекты формирования экологической культуры детей дошкольного возраста одновременно в виде «процесса» качественного изменения личности ребенка, в виде «системы» педагогической деятельности, реализующие цели и направления формирования экологической культуры детей.

2. Реализация воспитательного потенциала устного народного творчества является эффективным средством в процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

3. Эффективными педагогическими условиями в процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста явились:

во-первых, активное включение детей в познавательно-практическую деятельность, что способствует их экологическому воспитанию;

во-вторых, совершенствование воспитательного потенциала педагогических работников в формировании экологической культуры детей;

в- третьих, стимулирование взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи как социального института в вопросах формирования экологической культуры детей средствами устного народного творчества.

4. Подготовлены методические рекомендации для педагогов ДОУ по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Таким образом, все задачи исследования решены, цель – достигнута, предполагаемая рабочая гипотеза подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев, В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и дальнего Востока [Текст]. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1979. - 182 с.

2. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя Текст. / Б.Ц. Бадмаев. М., 2004. - 234с.

3. Бежанов, М.Х. Нравственное воспитание через возрождение национальных традиций Текст. / Х.М. Бежанов, JI.K. Шебзухова. Черкесск: Изд-во КЧ РИПКРО, 2000. - 60с.

4. Бережнова, JI.H. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / JI.H. Бережнова. М.: Академия, 2007. - 240с.

5. Биологический энциклопедический словарь Текст. // Окружающая среда. М.: Мысль, 1990. - 354с.

6. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст].учеб. пособие /Е.В. Бондаревская,

7. С.В. Кульневич. - Р-н/Д.: Творческий центр " Учитель", 1999. - 560 с.

8. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников Текст. / Г.В. Буковская. М.: ВЛАДОС, 2002. - 192с.

9. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е.В. Бондаревская // Инновационная школа. 1997. - №1. - С.37-45.

10. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений Текст. / Г.Н. Волков. М.: Академия, 2000. - 109с.

11. Волков, Г.Н. Этнопедагогика[Текст].. учебное пособие / Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр " Академия", 2009. - 367 с.

12. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. [Текст] / Г.Н. Волков. - М.: Изд-во Гос. НИИ семьи и воспитания, 2007. - 241 с.

13. Губарева, Л.И. Экология человека: практикум для вузов Текст. / / Л.И. Губарева, О.М. Мизирева. М.: ВЛАДОС, 2003. - 112с.

14. Данилов, Д.А. Социально-воспитательная работа в сельском социуме [Текст]/ А.Г. Корнилова. - Новосибирск.: Наука, 1999. - 136 с.

15. Дополнительное образование детей [Текст].учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О.Е. Лебедева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 256 с.

16. Егоров, М.Н. Этнопедагогический диалог культур в якутской национальной гимназии. [Текст] / М.Н. Егоров, Т.Н. Петрова // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе. = М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - 190 с.

17. Запорожец, А.В. Развитие восприятия и деятельность /А.В. Запорожец // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. — М., 1999. — С. 539 — 546.

18. Запясоцкий, A.C. Образование: культурология, философия, политика Текст. / A.C. Запясоцкий. М., 2002. - 456с.

19. Исаев, JI.H. К.Д.Ушинский основатель русской дидактической и методической школы Текст. / JI.H. Исаев. - Пятигорск, 1999. - 252с.

20. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учебник для студентов высших учебных заведений Текст. / В.В. Краевский. М., 2003. - 258с.

21. Кукушин, B.C. Этнопедагогика и этнопсихология Текст. / B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону, 2000. - 443с.

22. Кукушин, B.C. Этнопедагогика: учеб. пособие Текст. / B.C. Кукушин. -М.: изд-во Московского психолого-социального института, 2002. 304с.

23. Левина, А.П. Звуки и краски жизни народа: Пособие для учителя – Якутск: Нац. Кн. Изд-во «Бичик», 1994.-96 с.

24. Леонтьев, А.Н. О путях исследования восприятия / А.Н. Леонтьев.-М.: АСТ, 2006.-175 с.

25. Лихачев, Б.Т. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед.учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев // Курс лекций. М.: Юрайт, 1999. - 464с.

26. Лихачев, Б.Т. Структура экологической культура личности и педагогические основы ее формирования Текст. / Б.Т. Лихачев. М., 1997. - 247с.

27. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков - СПб: 2002.-78 с.

28. Макаренко, A.C. Воспитание гражданина Текст. / A.C. Макаренко. М., 1988. -389с.

29. Маневцева, Л.М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Л.М. Маневцева, П.Г. Саморукова. —. СПб.: Питер, 1998. — 244 с.

30. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко.-М.: Олма-пресс. 2006.-398 с.

31. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Под ред. П.Г.Саморуковой. — М.: Просвещение, 1984. — 174 с.

32. Минюрова, С.А. Развитие восприятия у ребенка / С.А. Минюрова.–М., Психологический центр, 2007.-255 с.

33. Миронов, A.B. Методика изучения окружающего мира в начальных классах Текст.: учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвуз / A.B. Миронов // Педагогическое общество России.-М., 2002.-360с.

34. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – 4 – е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн.2: Психология образования. – 608 с.

35.Неустроев, Н.Д. Этнопедагогика народов Севера.[Текст]. Якутск: ИПКРО, 1999. - 108 с.

 

36. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве /С.Н. Николаева. — М.: Владос, 1995. — 277 с.

37. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей. Текст.: учеб. пособие / С.Н. Николаева. М.: ИЦ. Академия, Академия 2002. - 65с.

38. Новиков, А.Г. Трудовые традиции якутского народа [Текст] - М.: Педагогика - 1976/ - 152 c..

39. Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов. М., 1984. -797с.

40. Основы духовной культуры (Энциклопедический словарь педагога). / Сост. В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000.

Основы дошкольной педагогики / Под. ред. Запорожца А. В. – М., 1981 – 378 с.

41. Педагогический Энциклопедический словарь Текст.; под. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528с.

42. Песталоцци, И.Г. Метод. Памятная записка Текст. / И.Г. Песталоцци. -М., 1967. 245с.

43. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология – М.: Политиздат, 1990.-134 с.

44. Пидкасистый, П.И. Педагогика Текст. / П.И. Пидкасистый. М., 1996. -604с.

45. Попова, Г.С. Воспитание детей у народа саха[Текст]. Якутск.: Бичик, 1998. - 138 с.

46. Прохоров, Б.Б. Экология человека Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. - 320с.

47. Психологический словарь. – М.: 2001.-512 с.

48. Рогов, Е.И. Общая психология / Е.И. Рогов - М.: Владос, 2000.-233 с.

49. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду /Н.А. Рыжова. — М.: Новая Школа, 2001. — 273 с.

50. Саморукова, П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / П.Г. Саморукова. — М.: Просвещение, 1992. — 219 с.

51. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / сост. О. Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2007. — 189 с.

52. Семенова, А.Д. Приобщение детей к труду Севера.[Текст]. Якутск.: ИПКРО, 1990. - 98 с.

53. Строков, Ю.П. Основы социальной педагогики Текст. / Ю.П. Строков. -М., 2002. 156с.

54. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива Текст. / В.А. Сухомлин-ский. -М., 1978.-230с.

55.Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. - М.: 1978. - 250 с.

56. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. — Киев: Радяньска школа, 1973. — 266 с.

57. Тюмасева, З.И. Экологическое строительство детской души /З.И. Тюмасева, А.Ф. Аманд. — Челябинск, 1995. — 85 с.

58. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / Г.А Урунтаева.-М.: Академия, 1996.-123 с.

59. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. Пособие для студентов средних пед.уч.зав-й / Г.А. Урунтаева.-Изд. 5-ое, стереотип.-М.: Академия, 2001.-336 с.

60. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / - М.: 1995.-254 с.

61. Федотова, А.М. Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях /А.М. Федотова. — Нижний Новгород, 1992. — 94 с.

62. Шевлякова, Е.Д. Экологическое воспитание школьников / Е.Д. Шевлякова. — СПб.: Просвещение, Санкт-Петербургское отделение, 1992. — 207 с.

63. Шевлякова, Е.Д. Экологическое воспитание средствами региональной литературы. Текст.: пособие для учителя / Е.Д. Шевлякова. СПб.: Просвещение, 1994. - 250 с.

64. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. А.М.Федотовой. — Пермь, 1992. — 221 с.

65. Экологическое образование: концепции и методические подходы / Под ред. Н.М. Мамедова. — М.: Владос, 1996. — 178 с.

66. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 2002. – 615 с.

 

 

Приложение 1

 

Анкета «Помощь семьи в формировании экологической культуры у детей»

1. Ф.И.О.

2. Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

3. Интересует ли Вас лично проблема экологического воспитания детей?

4. Ощущаете ли вы по ребенку, что в ДОУ уделяется внимание экологическому воспитанию? В чем это проявляется? (ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т.д.).

5. Как вы сами относитесь к природе, любите животных, птиц?

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников? В чем это проявляется? (беседа с ребенком о природе, приобрели животных, подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу, проводите наблюдения с детьми за природными объектами, сажаете деревья, охраняете природу).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?

8. Раскрываете ли детям о природных явлениях?

9. Объясняете ли вы детям содержание пословиц, поговорок, сказок, основанных на природных явлениях?

10. Привлекаетесь ли вы к работе в детском саду по формированию экологической культуры детей посредством использования устного народного творчества?

11. Как оцениваете работу в ДОУ по данному вопросу?

12. Ваши предложения, пожелания.

 

 

Приложение 2

 

 

Цель методики: Определить критерии сформированности знаний о растительном, животном мире, о неживой природе, временах года, отношение к миру природы.

Задание 1.

Оборудование: Дидактические игры для детей II младшей группы «Угадай, где мы живем», «Большие и маленькие». Картинки с изображением рыб, птиц (голубь, воробей, ворона и др.).

Ход работы: Перед ребенком на столике лежат две картинки: одна с изображением деревенского дома, вторая – с изображением леса, и картинки с изображением разных домашних и диких животных. Ребенку нужно «поселить» каждое животное в среду его обитания. После того, как ребенок справился с заданием, предлагается игра «Большие и маленькие». Ребенку нужно назвать домашних и диких животных и их детенышей.

Далее ребенку предлагаются картинки с изображением птиц и рыб. Ребенку нужно отобрать те картинки, которые называет воспитатель.

 

Приложение 3.

Таблица 1.

Уровни и критерии формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Уровни Критерии %
Высокий Дошкольники информированы о природных явлениях, имеют знания в устном народном творчестве, активно участвуют в мероприятиях, конкурсах по якутскому фольклору, активно участвуют в соревновательных ролевых, дидактических экологических играх. Дети данного уровня знают много пословиц, поговорок, сказок, связанных с природными явлениями, охраной природы. Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам (дикие животные, домашние животные, птицы, рыбы). Аргументирует свой выбор. Называет характерные особенности внешнего вида. Ребенок классифицирует растения по видам (деревья, трава, цветы), знает их характерные признаки, части растений. Знает, как нужно ухаживать за комнатными растениями. Называет условия, необходимые для роста растений (свет, тепло, вода). Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Правильно называет времена года, знает характерные признаки каждого времени года. Воспитанник проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, растениям. Можно сказать, что у детей данного уровня сформирована экологическая культура. 19, 8
Средний Специфическими чертами уровня являются фрагментарность и поверхностность знаний о природных явлениях, эпизодически участвует в мероприятиях по устному народному творчеству, могут объяснить значение и смысле поговорок, скороговорок, сказок, пословиц на экологическую тему, но знания не глубокие. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда допускает ошибки в определении их характерных признаков. Классифицирует растения по видам (деревья, трава, цветы), но иногда допускает ошибки в назывании их характерных признаков. Называет не все условия, необходимые для жизни и роста комнатных растений. Знает объекты неживой природы, но не всегда правильно называет отличительные характеристики этих объектов. Правильно называет времена года. После наводящих вопросов правильно называет характерные признаки каждого времени года. 40, 6  
Низкий Воспитанники не знают и не проявляют интереса к явлениям природы, устному народному творчеству в силу того, что в семье родители не формируют экологическую культуру. В мероприятиях по фольклору, устному народному творчеству дети участвуют в общей массе, нет участия родителей в развитии индивидуальных способности и возможностей своих детей. Ребенок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Часто допускает ошибки в классификации растений. Не может назвать их характерные признаки. Не может назвать условия, необходимые для жизни и роста растений. Допускает ошибки при определении объектов неживой природы, не может правильно назвать их отличительные признаки. Неправильно называет времена годы, не может назвать отличительные признаки каждого времени года. 39, 6

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.