Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В мероприятиях по формированию экологической культуры детей материалы устного народного творчества используется на недостаточном уровне.






4. Слабое взаимодействие и сотрудничество с родителями по формированию экологической культуры детей посредством устного народного творчества, деятельность которых оказала бы эффективную помощь в воспитательной работе.

4. Недостаточное использование воспитательного потенциала и возможностей сельского социума по формированию экологической культуры посредством устного народного творчества.

5. Педагогическим коллективом дошкольного учреждения не разрабатываются программы и организационно-методические рекомендации, основанные на воспитательных возможностях прогрессивных традиций народной педагогики.

Анкета «Помощь семьи в формировании экологической культуры у детей» предназначена для родителей с целью выявления у них уровня педагогической культуры, способствующей созданию благоприятных условий в семье для формирования экологической культуры посредством использования устного народного творчества (Приложение 1).

На вопрос «Рассказываете ли детям о природных явлениях?», все родители ответили утвердительно, но, к сожалению, только 28% родителей целенаправленно учат детей устному народному творчеству.

Значение и содержание пословиц, поговорок, сказок, основанных на природных явлениях, объясняют 40% родителей. На вопрос «Привлекаетесь ли вы к работе в детском саду по формированию экологической культуры детей посредством использования устного народного творчества?» 76% родителей ответили – нет, 24% - да.

Полученные данные показали, что родители не привлекаются к работе в детском саду по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста, не раскрывают значение и содержание природных явлений в устном народном творчестве; не учитывают возможности, склонности, способности детей. Вследствие этого у детей слабо развиваются такие социально значимые качества, как самостоятельность в суждениях и поступках, мировоззрение.

Результат диагностического обследования родителей подвел к выводу: уровень педагогической культуры родителей (отцов и матерей) и значимых близких оказался на недостаточном уровне, что явно не способствует созданию благоприятных условий в семье для формирования экологической культуры детей посредством использования устного народного творчества.

Одним из показателей эффективности воспитательной работы может стать формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста. С целью выявить уровень формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности нами были проведена методика О. Соломенниковой. Диагностика разработана в соответствии с требованиями «Программы воспитания ребенка-дошкольника». Задания методики проводится индивидуально с каждым ребенком.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень. Различает и называет при рассмотрении картинок домашних и диких животных, их детенышей, птиц, рыб. Выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика. Имеет представление о диких и домашних животных (живут рядом с человеком, приносят пользу, живут в лесу, сами добывают пищу). Узнает основные признаки типичных представителей разных групп животных:

у птиц – крылья, хвост, клюв, тело покрыто перьями;

у животных – лапы, хвост, уши, тело покрыто шерстью;

у рыб – туловище, хвост, плавники, тело покрыто чешуей).

Средний уровень. Ребенок допускает незначительные ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, их детенышей, птиц, рыб. Не всегда выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика. Называет не все признаки типичных представителей разных групп животных или называет их с помощью наводящих вопросов взрослого. Допускает неточности.

Низкий уровень. Часто допускает ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, затрудняется в выделении особенностей строения животных, их внешнего облика. Не может назвать детенышей домашних и диких животных. Не может назвать признаки типичных представителей разных групп животных (животные, птицы, рыбы).

Задание 2.

Оборудование: Карта с изображением травы, деревьев, цветов. Карточки-модели с изображением частей дерева, частей растений.

Ход работы: Воспитатель просит показать на карте деревья, траву, цветы. Спрашивает названия деревьев, изображенных на картине (ель, береза). Спрашивает, чем ель отличается от березы, что у них общего. Далее воспитатель предлагает карточки-модели с изображением частей дерева и просит собрать дерево, называя при этом его части. Аналогично собирается растение. Затем воспитатель подводит ребенка к уголку природы и просит назвать части комнатного растения, затем задает вопросы по уходу за комнатными растениями.

Высокий уровень. Ребенок различает траву, деревья, цветы. Называет их отличительные признаки (трава низкая, деревья – высокие, цветы разной окраски, имеют запах). Различает березу и ель. Называет их отличительные признаки (у березы – листья, ствол белый с черными пятнами; у ели – листьев нет, есть иголки). Называет соответствующим словом. Понимает необходимость ухода за комнатными растениями, рассказывает, как нужно ухаживать. Узнает некоторые овощи и фрукты, называет соответствующим словом.

Средний уровень. Допускает незначительные ошибки в называниях отличительных признаков деревьев, травы, цветов.

Различает березу и ель, затрудняется в назывании отличительных признаков березы и ели, называет их с помощью наводящих вопросов. Затрудняется в выделении частей дерева, растения (выделяет не все части, либо не может назвать какую-то часть соответствующим словом). В различении и назывании овощей и фруктов допускает незначительные ошибки. О способах ухода за комнатными растениями рассказывает с помощью взрослого.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, трава, цветы. Различает березу и ель, не может назвать отличительные признаки. Не выделяет части дерева, части растения, не может назвать соответствующим словом. Не может рассказать, как нужно ухаживать за комнатными растениями. В различении овощей и фруктов также допускает ошибки.

Задание 3.

Оборудование: в центре песка и воды: тазик с песком, тазик с водой, поднос с камнями, лейка с водой, совочек, прозрачная баночка из пластика.

Ход работы: После того, как ребенок назовет объекты неживой природы, воспитатель предлагает ответить на вопросы о свойствах песка и воды, камня.

Высокий уровень. Ребенок без труда определяет объекты неживой природы. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Вода течет, бывает холодная и горячая, ею умываются, в ней купаются, ее пьют, вода прозрачная. Песок бывает сухой, мокрый. Сухой сыплется, из него нельзя строить объекты, он рассыпается, мокрый – липкий, из него можно строить. Камни бывают разной формы, цвета, размера, твердые, прочные. Ребенок имеет представление о возможности получить нужные свойства по желанию. Рассказывает, для чего нужны вода, песок, камни, что можно с ними делать.

Средний уровень. Ребенок определяет объекты неживой природы. Называет основные отличительные признаки объектов неживой природы. Аргументирует свои ответы с помощью наводящих вопросов взрослого. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий уровень. Ребенок определяет объекты неживой природы. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов. Не аргументирует свои ответы. Затрудняется ответить на вопрос, как люди используют объекты неживой природы.

Задание 4.

Оборудование: Дидактическая игра «Времена года».

Ход работы: Ребенку предлагаются картинки с изображением времен года и предлагают подобрать к ним соответствующие картинки (картинки, подходящие по содержанию к каждому времени года, на которых изображены явления живой природы, деятельность людей в определенное время года). Воспитатель по ходу выполнения задает вопросы по каждому времени года.

Высокий уровень. Ребенок знает времена года, правильно называет их. Знает характерные признаки каждого времени года. Он замечает и называет состояние погоды и явления природы: тепло или холодно, идет дождь или снег, светит ли солнце, дует ли ветер. Определяет их взаимосвязь (солнце – светло, тепло; нет солнца – пасмурно) и т.д.

Средний уровень. Ребенок правильно называет времена года. В назывании явлений природы допускает незначительные ошибки. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

Низкий уровень. Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется в определении явлений природы, состояния погоды. Не знает характерных признаков разных времен года.

Задание 5.

Цель: Определить уровень отношения к миру природы.

Ход работы: Воспитатель предлагает ответить на следующие вопросы:

— Как ты помогаешь маме ухаживать за домашним животным (если они есть?) Если у ребенка нет домашнего животного, то спрашивает «Ты хочешь завести домашнее животное? Какое? А как бы ты стал ухаживать за ним?

— Как ты помогаешь ухаживать за обитателями нашего уголка природы?

— Как можно помочь птицам зимой? Они прилетают к нам на участок голодные. Что мы можем для них сделать?

— Как ты думаешь, можно рвать листья с деревьев, ломать ветки? Почему?

Высокий уровень. Ребенок полными предложениями отвечает на вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными, за обитателями уголка природы. Проявляет интерес, выражает свое отношение к животным, растениям, эмоционально. Приводит примеры из жизни. Пытается делать выводы.

Средний уровень. Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными, за обитателями уголка природы. Выражает свое отношение к животным, растениям с помощью наводящих вопросов взрослого.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления, как нужно ухаживать за домашними животными, за обитателями уголка природы. Не выражает своего отношения к животным и растениям.

В результате наблюдения за детьми во время занятий, опроса, нами были выявлены уровни формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста (Таблица 1)(Приложение 3).

Как видно из таблицы, на высоком уровне находятся 19, 5% дошкольников, на среднем уровне 40, 6%, низком 39, 6%. Было выявлено, что у детей достаточно низкий уровень формирования экологической культуры, нет прочных знаний пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, связанных с природными явлениями, испытывают затруднения в раскрытии их смысла.

Анализ полученных данных позволил выявить то, что в детском саду ведется воспитательная работа по формированию экологической культуры, но в отрыве от устного народного творчества, не привлекаются к активной работе родители детей.

Родители не уделяют должного внимания раскрытию потенциала своих детей в области якутского фольклора, ими не проводится воспитательная работа по формированию экологической культуры.

У детей выявлены слабые знания в области устного народного творчества как средства формирования экологической культуры.

Вывод. Диагностическое исследование показало нам, что уровень формирования экологической культуры средствами устного народного творчества у детей дошкольного возраста оценивается нами как недостаточный. Ввиду выявленных проблем, нами встала задача - разработать программу по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.