Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По формированию экологической культуры детей дошкольного возраста






Теоретические основы методики экологического образования детей разработаны дошкольной педагогикой и детской психологией, которые рассматривают закономерности развития детей в процессе обучения и воспитания. Методика использует результаты научных исследований педагогики и психологии и одновременно вносит вклад в их дальнейшее развитие. Выделяются фундаментальные задачи:

1. Исследования процессов усвоения систематических знаний о природе.

2. Изучение закономерностей экологического образования детей.

3. Определение принципов и методов экологического воспитания и образования детей.

4. Отбор и систематизация экологических знаний, которые должны усвоить дети в процессе обучения для выработки осознанно-правильного отношения к природе, к людям и самому себе, т.е., экологической культуры.

5. Создание условий, отбор средств, методов и приемов для экологического образования детей.

Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: наглядная представленность и возможность включения детей в познавательно-практическую деятельность.

Экологическое представление может быть постепенно сформировано за период дошкольного возраста, в результате к шести-семи годам ребенок не только усвоит конкретные факты жизни белки в лесу, но и поймет приспособительную взаимосвязь животного со своей средой обитания [57, с. 55].

Вниманию детей дошкольного возраста воспитатель представит видимые, легко обнаруживаемые явления. Он показывает связь двух, трех, четырех звеньев в биогеоценозе, т.е. в экосистеме. Наблюдения на прогулках в лесу, на лугу, возле пруда, затем наглядное моделирование и обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею «общего дома» – сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом.

Например, в группу летающих или наземно-воздушных животных, которых могут наблюдать дети, входят бабочки, комары, мухи, самые разные птицы. Все они имеют крылья, чтобы передвигаться в воздушной среде, и ноги для передвижения по твердому субстрату; кроме того, они одновременно могут попасть в поле зрения ребенка.

Водные, быстро плавающие животные также имеют много одинаковых или сходных признаков: вытянутую, гладкую, скользкую поверхность, специальные органы для плавания в воде (ласты, плавники, перепонки на пальцах) и пр. Следовательно, можно объединить одну группу рыб, лягушек, уток, живущих в водно-прибрежном пространстве какого-либо пруда или озера [51, с. 49].

В дошкольном учреждении воспитатель вместе с детьми выращивает самые разные растения (цветы, комнатные растения, овощные культуры); нередко у декоративных птиц, хомяков и других животных, которых содержат в уголках природы, появляется потомство. Поэтому дошкольникам можно показать, что на разных стадиях развития организм по-разному связан со средой обитания.

Например, на первоначальной стадии развитие зародыша птицы происходит за счет питательных веществ, имеющихся в яйце, и внешнего тепла, которое дает сидящая на яйцах самка или инкубатор. После того, как птенец появился на свет (т.е. на следующей стадии онтогенетического развития птицы), основную средообразующую функцию выполняют его родители: они обогревают, кормят, защищают потомство – являются главным фактором, обеспечивающим его выживание.

Итак, целый ряд понятий биоэкологии и некоторые экологические закономерности живой природы служат научной основой содержания методики экологического образования дошкольников.

В процессе освоения содержания экологических знаний дети овладевают и элементарными предметными понятиями: «растения», «животные», «человек», «живой организм», «неживая природа», «среда», «сезон как время года», «природа» и др. Экологические знания, освоенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, являются основой для последующего экологического образования в школе.

Так, в младшем дошкольном возрасте дети способны к освоению общих представлений об объектах природы. Они видят лишь некоторые наиболее яркие особенности растений и животных. Поэтому воспитатель знакомит детей с объектами природы, часто встречающимися в их ближайшем окружении, а при наблюдении за этими объектами показывает небольшое количество признаков.

Дети только начинают видеть некоторые взаимосвязи природы, поэтому программа включает освоение частных, локальных связей, например:

— идет дождь — на земле появились лужи;

— стало холодно — следует надеть шапочку, пальто.

Дети средней группы осваивают конкретные представления об объектах, поэтому программа содержит более расчлененные знания об объекте со множеством признаков; более точные сведения об образе жизни животных и растений, уходе за ними. Пятилетние дети осваивают и разнообразные по содержанию связи: морфофункциональные, временные, причинно-следственные.

Программа для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с возросшими познавательными возможностями детей, содержит знания на уровне обобщенных представлений или предметных понятий. Дети старшего дошкольного возраста осваивают более сложные (общие) связи, и не только единичные, но и целой цепочки, разной по содержанию (причинно-следственные, генетические, пространственно-временные и др.). Это позволяет включить в программу сведения об экосистемах, об их структуре, взаимосвязях растений, животных, человека в них.

Принцип доступности, реализуемый в современных программах экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, прослеживается при определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми. Среди них особое значение имеют:

- умение вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления живых объектов;

- умение видеть, оценивать состояние живых организмов и среды;

- умение устанавливать причинно-следственные, структурно-функциональные связи;

- умение видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия;

- умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов; умение прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду [50, с. 43].

Принцип, реализуемый в современных программах – это принцип воспитывающего и развивающего характера знаний.

В соответствии с данным принципом в программы отобрано содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную. Так дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что помогает им в конструктивно-игровой деятельности.

Знания о живом организме, его потребностях в определенных условиях среды, о способах удовлетворения потребностей делают труд в природе осознанным, стимулируют активную позицию, вызывают удовольствие, удовлетворение от правильно выполненных действий. Экологические знания, используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающему.

Большое значение экологические знания имеют и для развития познавательной деятельности детей. Освоение системы экологических знаний требует постепенного усвоения все более сложных способов познания и обеспечивает переход от наглядно-действенных способов к абстрактно-логическим.

Необходимость постановки ребенка в активную познавательную деятельность при освоении программы экологического воспитания приводит к развитию познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных способов познания. Освоение экологических знаний способствует воспитанию эстетического отношения к природе, находящего свое выражение в проявлении радости, удовольствия, восторга, эстетических оценках и деятельности.

Главным результатом освоения детьми экологических знаний становится развитие экологического (гуманного, природоохранительного) отношения к природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоги, сочувствии, сострадании и стремлении оказать помощь [49, с.51].

Экологическое воспитание на занятиях дошкольников воспитатель проводит, организуя природоведческие занятия, при этом воспитатель решает три группы задач:

1) последовательно, в определенной системе формирует у детей знания о природе, трудовые навыки, разнообразные умения;

2) использует природоведческое содержание занятий для усвоения детьми речевых умений (усвоение словаря, грамматически правильной и чистой речи и т.д.);

3) формирует отношение к природе. Поэтому часть занятий по развитию речи проводится с использованием природоведческого материала.

В группах занятия проводятся после наблюдений на прогулках и в уголке природы с целью закрепления, уточнения полученных ранее представлений. Занятия связаны с внесением нового объекта (рыбка, птичка, кролик и т.д.). Иногда они используются для формирования у детей трудовых навыков (посадка гороха, лука), для первоначального обобщения ранее полученных знаний (рассматривание картины «Зимние забавы»).

Разрабатывая методику проведения занятий, воспитатель в младших группах отдает предпочтение наглядным методам (наблюдение, рассматривание наглядно-иллюстративного материала), а также практическим (труд, игра). Словесные методы (рассказ воспитателя, чтение художественной литературы) применяются как дополнительные.

В группах воспитатель постоянно работает над закреплением и упрочением знаний детей. Для этого необходимо неоднократно повторять занятия на одну и ту же тему, постепенно усложняя содержание знаний и познавательных умений.

Трудовая деятельность, работа в уголке природы. Осень. В первый же день пре­бывания детей в детском саду воспитатель привлекает их к рассматриванию растений и животных уголка природы. Постепенно приучает малышей к совместным действиям по уходу за ними: предлагает налить воду в лейку, полить растение, насы­пать корм рыбке, зернышек — птичке. Постепенно к выполнению таких поручений привлекаются все воспитанники группы. Участие детей в выполнении трудовых поручений воспитатель учитывает.

Работу по формированию у детей элементарных умений (поливать комнатные растения, удалять пыль с крупных листьев, систематически кормить и поить животных) воспитатель организует на протяжении всего года в виде индивидуальных поручений или с подгруппами в 2-3 человека. Одновременно детей побуждают к наблюдению. Воспитатель предлагает посмотреть, куда поплы­ла рыбка, как она хватает корм; какие у птички перышки, клюв; куда повернулись листья растений и т. д. [60, с. 19]. Воспитатель учит замечать некоторые повадки животных: как передвигается, ест, какие звуки издает. Приучает называть сами объекты и их признаки.

Зима. В зимнее время уголок природы становится важным средством экологического воспитания малышей. Под руководством воспитателя дети приучаются к несложному уходу за комнатными растениями и животными: поливают, моют растения, кормят животных. Воспитатель привлекает внимание малышей к состоянию растений и животных, связывает их состояние с уходом: «Птичка звонко поет, она веселая потому, что в клетке чисто и она сыта. Мы о ней позаботились». Вместе с воспитателем дети выращивают зеленый корм для животных. В середине зимы высаживают лук.

Весна. Воспитатель продолжает работу, начатую осенью и зимой. Основная задача — накопить представления о наиболее ярких явлениях, происходящих в уголке природы весной: рост растений, цветение; рост активности животных, появление у них детенышей. Воспитатель организует наблюдения за перво­цветами, которые приносит в уголок природы, за молодыми животными - котятами, щенками, цыплятами и т.д. Можно сравнивать по внешнему виду и повадкам маленьких и взрослых животных. Важно учить детей правильно вести себя: не шуметь, не обижать животных. В уголке природы вместе с детьми воспитатель выращивает лук, настурцию или другие растения, учит детей ухаживать за ними (поливать).

Лето. С наступлением лета уголок природы выносится на веранду или на участок. Воспитатель продолжает знакомить детей с растениями и животными, учит ухаживать за ними, поддерживает любознательность. Время от времени он приносит новых обитателей (жук, бабочка, стрекоза и т.д.), учит детей рассматривать их, бережно к ним относиться.

В результате наблюдений и труда в уголке природы у детей формируются конкретные представления о внешнем виде растений, некоторых способах ухода за ними. Дети должны научиться различать отдельных животных по внешнему виду и поведению, бережно к ним относиться и обеспечивать элементарный уход (кормить, поить) [50, с. 37].

Наблюдения и труд на участке детского сада. Осенью воспитатель ежедневно организует наблюдение за состоянием погоды. Для того, чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, он предлагает им одеть куклу на прогулку. С детьми необходимо советоваться, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания воспитатель обращает внима­ние на то, как одеты сами дети. Он предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т. д. В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, воспитатель предлагает «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее.

Воспитатель обращает внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуют наблюдение за дождем: слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи. Воспитатель учит детей различать части суток. С этой целью задает вопросы: «Когда тебя привели в детский сад?», «Когда тебя возьмут из детского сада?», «Что ты делаешь ночью?»

Детей упражняют в различении деревьев и кустарников, организуя игры-упражнения «Добеги до дерева (куста)», «Покажи, где дерево, где куст». Воспитатель неоднократно обращает внимание детей на высоту, толщину деревьев, предлагает обхватить ствол, потянуться к верхушке. Воспитатель показать детям поверхностные корни дерева, листья, ветви, кору. Во время яркого расцвечивания листьев и листопада детей упражняют в различении их; дети собирают листья в букеты, которые приносят в группу [27, с. 51].

Периодически воспитатель привлекает детей к рассматриванию травянистых растений, еще цветущих осенью на участке. Предложить назвать знакомые, познакомить с новыми. Сравнивать их по высоте, цвету цветков, запаху и другим признакам, полюбоваться их красотой. На одной из прогулок организуется наблюдение за уборкой урожая старшими детьми. Детей при­влекают к посильной помощи. На следующей прогулке малыши помогают взрослым выкапывать бархатцы, астры, пересаживать их в ящики для уголка природы. Выкапывая растения, воспитатель объясняет детям, что они росли в земле. Просит показать корни, стебли, цветки, листья [24, с. 56].

Осенью воспитатель организует наблюдения за животными, птицами. Обращает внимание детей на их внешний вид, повадки, учит отличать друг от друга, называть. Следует ежедневно выносить корм для птиц, построить для них кормушку, приучать детей заботиться о них, сострадать им. На прогулке организуют труд детей: расчистку дорожек от листьев.

Зима. Зимой используют различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: воспитатель вместе с ребенком одевает куклу, готовясь к прогулке, напоминая при этом, что на улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращает внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые.

В начале зимы после снегопада воспитатель проводит целевую прогулку по участку и показывает детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов. Обращается внимание ребят на то, как скрипит снег, какой он легкий, пушистый (сдуть с ветки кустарника). Затем на последующих прогулках воспитатель знакомит детей со свойствами снега: легкий, холодный, белый, из него можно лепить, на нем можно оставить следы, отпечаток какого-нибудь предмета (силуэт зайчика, елочки, домика и т. д.).

Познакомиться со свойствами снега детям помогают разнообразные наблюдения, игры, упражнения: например, снять варежки и подержать комочек снега на ладони; потрогать снег, лежащий на скамейке, руками. Дети осознают, что снег холодный; чтобы показать, что он легкий, воспитатель предлагает подбросить его вверх лопаткой, понаблюдать, как он падает, оседая на пальто, рукавички, шапки [51, с. 49].

Для знакомства детей со свойствами снега на прогулку выносятся формочки, метелки, лопатки, пластмассовые и фанерные фигурки животных. Вместе с воспитателем дети лепят из снега снеговиков, животных, домики для игрушек. Детей знакомят и со свойствами льда: холодный и скользкий, крепкий, прозрачный, хрупкий, тает в руках. Для этого изготавливают цветные льдинки из воды, делают ледяные дорожки, каток и горку для кукол, рассматривают предметы через пластинки льда, наблюдают, как по льду на коньках катаются дети и взрослые. Можно предложить воспитанникам подержать льдинки в руках без варежек: они смогут ощутить, что лед холодный, в руках тает [24, с. 29].

С детьми организуют наблюдение за играми и забавами старших детей: сооружение снежных городков, катание на лыжах, коньках и т. д. Детей продолжают знакомить с состоянием растений зимой. Организуют наблюдения за деревьями, кустарниками. Обращают внимание на то, что нет листьев, травы. Воспитатель помогает детям определить относительную толщину стволов деревьев, их высоту, длину ветвей. Если на участке растет ель или сосна, предлагает полюбоваться ими на фоне белого снега, потрогать, понюхать душистую, колючую хвою.

Ежедневно воспитатель выносит зерно или хлебные крошки, что­бы вместе с детьми подкормить птиц. Чтобы привлечь птиц, корм для них необходимо регулярно бросать в одном и том же месте. Кормовой столик или кормушку следует расположить в удобном для наблюдения месте, чтобы дети могли сами положить корм. Хорошо, если кормушка видна из окна групповой комнаты. Для привлечения снегирей в кормушку кладут ягоды рябины, плоды ясеня, сирени, собранные осенью старшими детьми. Для привлечения синиц к кормушке подвешивают несоленое сало. Наблюдая за птицами, необходимо обращать внимание на их внешний вид, повадки.

Наблюдения детей следует сопровождать художественным словом - читать стихи, рассказы. Полезно организовать игры: ходить важно, как голуби; прыгать и махать крыльями, клевать зерна, как воробьи [61, с. 55].

Весна. В начале весны воспитатель обращает внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом (солнечным зайчиком). Весной организуются игры с водой. Воспитатель обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы), пускает в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодочки, и дети наблюдают, как они плывут. Большой интерес вызывает у них игра - календарь «Погода к сегодня». Каждый день, возвращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобы она указывала на картинку, соответствующую данной погоде.

Детей привлекают к наблюдению за ветром: они выносят на участок бумажные султанчики, вертушки; подставляют лицо ветру. В конце весны у детей формируют знание о свойствах песка и глины. С этой целью организуют игры: выкладывание различных форм из сырого песка с помощью формочек, сооружение построек. Детям показывают, что сухой песок рассыпается — из него нельзя сделать постройки. Если песок полить водой, он становится влажным, пластичным. Время от времени воспитатель возвращается к подобным играм.

Проводится наблюдение за растениями: отмечается появление зеленой травы, листьев на деревьях. Детей привлекают к рассматриванию первоцветов (мать-и-мачеха), первых цветущих растений цветника (крокус, тюльпан, нарцисс), учат узнавать и называть их [45, с. 34].

Наблюдение за растениями занимает большое место в организации прогулки с детьми весной. Воспитатель учит детей узнавать и называть 1-2 дерева, некоторые кустарники, травянистые цветущие растения. С этой целью он предлагает детям поискать, где выросла зеленая травка, появились первоцветы, листья на деревьях и кустарниках. Воспитатель учит бережно обращаться с растениями: определять их особенности, используя обследовательские действия — обвести по контуру, чтобы распознать форму листа, цветка; понюхать и определить наличие запаха; погладить (листок, кору дерева) и узнать, гладкая или шероховатая поверхность; обхватить ствол руками и узнать, какой он. Всякий раз воспитатель проявляет свое отношение к объектам: восторгается, сочувствует, сопереживает. «Заражает» своими эмоциями детей, это ведет к проживанию ситуации и полезно для воспитания отношения к природе [55, с. 44].

У детей есть своя грядка на участке. Хорошо посадить на ней весной лук, горох, бобы. С появлением насекомых на прогулку нужно выносить стеклянные баночки, коробочки, чтобы понаблюдать за жуками, бабочками. При этом следует соблюдать осторожность, чтобы не принести им вреда. Воспитатель учит детей отличать насекомых по внешнему виду, замечать характерные особенности повадок (жук ползает, бабочка порхает и т. д.), объясняет, что они живые и их надо оберегать.

Весной на участке появляется множество птиц: они оживлены, ищут корм, строят гнезда, поют. Малышам нужно показать скворцов, грачей, их гнезда. Обратить внимание на повадки птиц. Во время прогулки можно увидеть жабу, лягушку. Иногда лягушку помещают на 1-2 дня в террариум, чтобы наблюдать за ней некоторое время, а затем выпускают на волю.

Воспитатель организовывает с детьми разнообразные игры с природным материалом, дидактические игры с предметами природы и настольно-печатные. Такие игры, как «Чудесный мешочек», «Угадай, чего не стало», «Кто как кричит?», «Малышам», «Наши цветы» и т.д., помогают закрепить знания о природе, формируют внимание, развивают память, речь.

Лето. Летом на даче возможности ознакомления с природой практически не ограничены. Весь день, за исключением короткого времени еды и сна, дети проводят на участке детского сада. Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня. Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А почему вчера не снимал курточку (рубашку)? Почему сегодня такие горячие камни (песок)? Продолжается наблюдение за ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращает внимание на то, как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья.

Знания о воде и песке, глине становятся все более точными. Если воспитатель систематически организует игры с этими природными материалами, дети узнают, что вода льется, течет, нагревается от солнечного тепла. Из влажного песка и глины можно делать постройки, лепить. Дети накапливают представления о том, что в воде одни предметы тонут, другие плавают [27, с. 9]. Воспитатель продолжает проводить наблюдения и игры, упражняя детей в определении частей суток, в ориентировании в пространстве.

В течение лета воспитатель обогащает представления детей о растениях. Несколько раз обходит с ними участок, показывает, что растет в цветнике, на огороде, обращает внимание на появление новых растений. Знакомит с названиями некоторых цветущих растений (анютины глазки, незабудка, ноготки, львиный зев и т. д.). Приучает ухаживать за растениями огорода, цветника. В процессе наблюдений и ухода за растениями дети получают первоначальные знания о том, что растения растут, тянутся к свету, что они живые. Несколько раз в течение лета малышей привлекают к сбору урожая: земляники, моркови, гороха, редиса.

Летом расширяются возможности для ознакомления детей с животными. Воспитатель обращает внимание ребят на повадки животных, приучает бережно к ним относиться. На прогулке проводятся различные дидактические игры с использованием природных объектов (плоды, листья, цветы). Это такие игры, как «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек» (с усложнением задач и правил) «Кто что ест» и т. д. Часто используют настольно-печатные игры «Ку-ка-ре-ку», «Малышам», «Цветы», «Домашние животные» и т.д. Воспитатель может придумывать игры и сам [43, с.40].

Вывод. Таким образом, педагогическая деятельность в ДОУ ориентирована на реализацию всех многообразных форм, методов и средств формирования экологической культуры детей. К переходу в школу у детей накапливаются конкретные представления и знания о некоторых объектах и явлениях природы, на основе которых расширяется и углубляется познавательно-практическая деятельность, формирование трудовых умений и навыков, воспитание бережного отношения к природе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.