Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преддипломная практика






 

Общие положения

 

Преддипломная практика является элементом практической подготовки специалиста по экономике и управлению на предприятии отрасли и проводится для овладения выпускником профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятель­ности и сбора материалов для выполнения дипломной работы. На этом этапе за­вершается формирование квалифицированного специалиста, способного решать сложные задачи.

Перед преддипломной практикой каждый студент должен сдать техническому секретарю на кафедру «Экономика и менеджмент сервиса»:

1. Копию паспорта (все заполненные страницы).

2. Деньги за бланк диплома.

3. Анкету студента (прил. 9).

Целью проведения преддипломной практики является обобщение знаний и навыков работы студентов по специальности (последовательность прохождения преддипломной практики приведена далее на рисунке).

Процесс прохождения преддипломной практики состоит из пяти этапов.

1. Выбор темы дипломной работы и ее обоснование. Перед практи­кой студент должен предварительно согласовать с руководителем дипломной ра­боты тему, над которой он намерен работать. Примерная тематика дипломных работ приведена в прил. 1. Тема дипломной работы выбирается с целью решения конкретной экономической задачи (проблемы) на предприятии или в отрасли. При наличии ходатайства предприятия студент может предложить тему дипломной работы по тематике данного предприятия, но при этом он должен обосновать целесообразность ее разработки. После студент получает от руководителя дипломной работы задание на предди­пломную практику.

Руководители дипломных работ назначаются распоряжением по кафедре.

       
 
 
   

 


Алгоритм прохождения преддипломной практики

2. Получение задания на практику. Руководитель дипломного проектиро­вания составляет задание на преддипломную практику каждому студенту в двух экземплярах, один из которых в первый день практики выдается студенту, а вто­рой экземпляр остается на кафедре. В задании указываются этапы прохождения практики и сроки их выполнения.

3. Изучение сути темы дипломной работы. Студент изучает литературные источники, нормативные и методические документы, справочные пособия, научно-производственные работы. Дипломная работа выполняется
плодотворно, если студент определил (сформулировал) цель и задачи
работы, установил резервы повышения эффективности объекта проектирования, какая теоретическая база может быть использована при
реализации практических задач и что для этого требуется (метод ре­шения проблемы, фактические, статистические, нормативные показа­тели и др.). Все это может быть успешно решено только после изучения научной и учебной литературы. Например, если студент выбрал тему, связанную с управ­лением затратами предприятия, то он должен разобраться, что они из себя представляют (классификация затрат, состав, структура), какие факторы могут оказы­вать существенное влияние на те или иные затраты (структура производства продукции и услуг, уровень технологии и сервиса, нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, налоги, тарифы и др.), как количественно можно опреде­лить их влияние на конечные показатели (затраты ресурсов на единицу продук­ции, себестоимость единицы продукции и услуг, ценообразование и др.). Важно выявить возможные резервы снижения затрат на продукцию (работы, услуги) и что дает такое снижение производителю и покупателю.

4. Изучение фактического положения дел по выбранной теме. Для выполнения дипломной работы в период прохождения преддипломной практики студент осуществляет сбор необходимой информации, которой могут быть материалы предприятия, на котором студент проходит практику или работает, материалы литературных источников, обязательные нормативные показате­ли, собственные наблюдения и изменения и др. Прежде, чем приступить к сбору информации, необходимо определить систему показателей, которые будут использованы при выполнении дипломной работы. Рекомендуется составить блок-схему аналитической части дипломной работы, что поможет орга­низованно и оперативно собрать информацию по фактическому со­стоянию рассматриваемого вопроса (темы) в отрасли и на предпри­ятии. Изучив публикации по выбранной теме, нормативные и законодательные акты и другие документы, студент приступает к изучению положения дел на конкретном предприятии и сбору необходимой информации.

Изучение деятельности экономического субъекта связано с изучением раз­личных факторов, которые необходимо систематизировать. При этом необходи­мо исследовать влияние внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы – общие экономические и отраслевые факторы.

- состояние экономики в целом (например, рост или спад производства);

- процентные ставки и возможности финансирования;

- уровень инфляции, денежная (валютная) ревальвация;

- государственная политика, в том числе: денежно-кредитная; финансово-бюджетная; фискальная; финансовое стимулирование; тарифы, торговые ограни­чения;

- курсы иностранных валют и валютный контроль;

- рынок и конкуренция;

- цикличность (сезонность) деятельности;

- изменения в технологии производства;

- предпринимательский риск (например, легкость вхождения для конкурентов и прочие);

- спад или расширение отрасли;

- неблагоприятные условия (например, падение спроса, проблемы с произ­водственными мощностями, серьезная ценовая конкуренция);

- особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций;

- основные экономические показатели и статистические данные;

- требования и проблемы, связанные с охраной окружающей среды;

- нормативно-правовая база (учетная политика, требования к бухгалтер­скому учету и отчетности; нормативные и законодательные акты, система налогообложения; меры государственного регулирования: средства, методы и требо­вания; аудиторские требования представления отчетности; пользователи бухгалтерской отчетности, требования к качеству продукции, лицензирование деятель­ности предприятия и т.д.);

- энергоснабжение и затраты и другие факторы.

Внутренние факторы связанны с индивидуальными особенностями экономического субъекта.

1. Корпоративная структура – частное, общественное, государственное предприятие (включая любые происходящие или запланированные изменения).

2. Акционеры – бенефициары и третьи стороны (местная, зарубежная, дело­вая репутация и опыт).

3. Структура капитала (включая любые происходящие или запланированные изменения).

4. Организационная структура.

5. Цели, философия, стратегические планы управления.

6. Приобретения, слияния или сокращение деятельности экономического субъекта (запланированные или осуществленные в последнее время).

7. Источники и методы финансирования (текущие, первоначальные).

8. Совет директоров, в частности:

- состав совета;

- деловая репутация и квалификация руководителей, входящих в совет;

- независимость от исполнительного руководства и контроль за его деятельностью;

- периодичность проведения собраний;

- наличие службы внутреннего контроля и масштаб ее деятельности;

- наличие политики в отношении корпоративного поведения.

9. Качество управления экономическим субъектом, в частности:

- квалификация и репутация руководства;

- ротация персонала;

- ведущий финансовый персонал и его статус в организации;

- обеспечение бухгалтерии персоналом;

- система поощрительных вознаграждений и стимулов как часть оплаты (например, на основе прибыли);

- использование прогнозов и смет;

- давление на управление (например, чрезмерная загруженность);

- доминирование одного лица, поддержка цены акций, неприемлемые сроки объявления результатов;

- системы управленческой информации.

10. Деятельность внутреннего аудита (наличие, качество).

11. Отношение к внутренним средствам и методам контроля.

12. Характер экономического субъекта (например, производитель, оптовое торговое предприятие, предприятие по оказанию финансовых услуг, предпри­ятие, осуществляющее импортные или экспортные операции).

13. Местонахождение средств производства, складов, офисов.

14. Работа по найму (например, местоположение, обеспечение, уровни заработной платы, коллективные договоры, пенсионные обязательства, государственное регулирование).

15. Товары или услуги и рынки (например, основные клиенты и контракты, условия оплаты, рентабельность, доля рынка, конкуренты, экспорт, политика цен, репутация товаров, гарантии, книга заказов, тренды, рыночная стратегия и цели, производственные процессы).

16. Следует учитывать долю бартерных операций, оплату по системе взаимозачета, выдачу векселей и т.д., а также наличие сделок по цене не выше себе­стоимости.

17. Основные поставщики товаров и услуг (например, долгосрочные контракты, стабильность снабжения, условия оплаты, импорт, методы доставки, та­кие как «своевременные»).

18. Запасы (например, местоположения, количество).

19. Коммерческие концессии, лицензии, патенты.

20. Категории основных расходов.

21. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

22. Валютные фонды, обязательства и операции по валюте, хеджирование валютообменных операций. При этом следует учитывать влияние курсовых разниц на формирование финансового результата.

23. Законодательство и инструкции, оказывающие значительное влияние на деятельность предприятия.

24. Информационные системы – состояние на текущий момент и планы их изменения.

25. Структура долгов, включая условия и ограничения.

26. Системы прогнозирования доходов и финансовых потоков.

27. Лизинг и прочие финансовые соглашения (кредиты, займы).

28. Доступность кредитов.

29. Другие финансовые источники.

30. Валютные операции и процентные ставки.

31. Операции с ценными бумагами.

32. Сравнение с прибыльностью производственных операций и другие факторы.

5. Составление отчета по преддипломной практике. По итогам преддипломной практики студент составляет отчет и сдает его руководителю дипломной работы. Содержание отчета зависит от темы дипломной работы
и собранного на практике материала. Результаты преддипломной практики оценивает руководитель практики по пятибалльной системе. Практика считается зачтенной, и студент может быть допущен к итоговой государственной аттестации при оценке ее резуль­татов на «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично».

Рекомендации по проведению преддипломной практики разработаны в соответствии с «Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», утвержденным приказом Министерства образования РФ от 25.03.03. №1154: преддипломная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности: 080502 «Экономика и управление на предприятии».

Преддипломная практика студентов является неотъемлемой частью подготовки специалиста в соответствии с требованиями государственного образовательного стандартна высшего профессионального образование по специальности (ГОС ВПО).

Важнейшими задачами практики являются:

- выработка закрепление практических навыков необходимых при решении конкретных профессиональных задач в определенном виде деятельности, установленном ГОС ВПО;

- сбор и обобщение практического материала для подготовки выпускной квалификационной работы (далее ВКР).

При прохождении практики студент обязан:

- полностью выполнять задание, предусмотренное программой практики;

- подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в организации, принявшей студента на практику;

- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

- самостоятельно трудиться на рабочих местах в соответствии с календарно тематическим планом;

- вести дневник практики;

- нести ответственность за результаты работы со штатными работниками;

- представить руководителю практики письменный отчет.

Преддипломная практика студентов проводится на 5 курсе в течение 8 недель. Практика организуется на производственных предприятиях, государственных унитарных и муниципальных предприятиях, предприятиях туриндустрии и сервиса. Студенты, проходящие преддипломную практику индивидуально, должны представить официальное письмо от руководства организации о согласии принять студента для прохождения практики. Письмо оформляется на имя ректора и заверяется круглой печатью. (прил. 10).

Методическое и организационное руководство практикой осуществляется руководителем практики. Предварительно с администрацией организации согласовывается календарный план проведения практики и продолжительность работы студентом на рабочих местах. Руководитель практики выдает направление и индивидуальное задание, утверждает график прохождения и порядок контроля выполнения заданий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.