Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика менеджмента






 

Этика менеджмента – набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Это внутренний кодекс законов, который определяет как себя вести, какие решения можно принимать. Этическая дилемма возникает в ситуации, когда все альтернативные решения или варианты поведения являются нежелательными из-за своих потенциально негативных моральных последствий, когда трудно отличить хорошее от плохого. Человека, который принимает на себя ответственность за решение возникающих в организации этических вопросов, нередко называют агентом морали.

УТИЛИТАРИСТСКИЙ ПОДХОД. Основные принципы сформулированы И. Бентамом и Д.С. Миллем. Суть – соответствующие нормам морали поведение приносит наибольшую пользу наибольшему числу людей. Принимающий решение должен рассмотреть воздействие каждого его варианта на все заинтересованные стороны и выбрать вариант, приносящий удовлетворение наибольшему числу людей. Утилитаристская этика оправдывает также введение в компании запретов на курение, употребление алкоголя и пр.

ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД предполагает, что морально приемлемыми являются действия человека, которые идет ему на пользу в долгосрочной перспективе. Главной движущей силой считается самоконтроль, а все внешние силы, которые его ограничивают, должны пересекаться. К допустимым относятся действия, которые в сравнении с остальными альтернативами приносят больше добра, чем зла. Индивидуализм сводится к поведению, выгодному другим людям, т.е. действия человека начинают соответствовать желаемым для общества нормам. Данный подход допускает действия индивида, направленные на приобретение личных краткосрочных выгод, больше приближается к области свободного выбора.

МОРАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД утверждает, что человек изначально наделен фундаментальными правами и свободами, которые не могут быть нарушены или ограничены другими людьми. Этически корректным является решение, наилучшим образом соблюдающее права людей, которых оно затрагивает – на свободу согласия, на частную жизнь, свободу совести, слова, жизнь, безопасность, на надлежащее обращение.

КОНЦЕПЦИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ утверждает, что этически корректное решение должно основываться на принципах равенства, честности и непредвзятости.

Распределительная справедливость требует, чтобы отношение менеджера к подчиненным основывалось на объективных критериях.

Процедурная справедливость требует честного администрирования действиями подчиненных. Правила должны быть четкими, понятными, постоянно и непредвзято проводиться в жизнь.

Компенсационная справедливость обязывает ответственную сторону возмещать людям причиненный ущерб. Более того, люди не должны нести ответственность за события, которые находятся вне сферы их контроля.

Для анализа воздействия культуры компании на ее этику проводится изучение по следующим вопросам:

- определяются герои организации, ценности, которые они представляют, какое они приняли бы при решении сложной этической дилеммы;

- какие важные ритуалы проводятся в компании, стимулируют ли они этичное поведение, кто получает награды;

- какие сигналы об этике получают новые члены организации;

- позволяет ли анализ историй и мифов сделать вывод о том, что их героями являются люди, отстаивавшие этичные позиции или же основная доблесть работника заключается в умении подчиняться;

- принято ли в компании обсуждение этических проблем, влияет ли это на процесс принятия решений;

- какие неформальные процессы социализации приняты в компании, какие нормы этичного/неэтичного поведения они пропагандируют.

Социальная ответственность обязанность руководства организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам как общества, так и самой компании. В социальной ответственности компании заинтересованы определенные группы.

Заинтересованной группой называется любое сообщество внутри организации или вне ее, предъявляющее определенные требования к результатам деятельности компании и характеризующееся определенной скоростью реакции.

Критериями оценки результатов корпоративной социальной деятельности выступают:

- экономическая ответственность – приносить прибыль;

- юридическая ответственность – подчиняться закону;

- этическая ответственность – быть этичным, поступать правильно, не причинять вреда;

- принятая на себя ответственность – улучшение благосостояния общества и качества жизни.

Реакцией компании на социальные дилеммы могут быть в зависимости от степени социальной ответственности – проактивность (принятие социальных инициатив), приспособление к ситуации (принятие новых этических обязанностей), защита (делать только то, что потребует закон), обструкция (сопротивление).

Управление этикой и социальной ответственностью компании может осуществляться следующими путями:

- личный пример;

- моральный кодекс – формальное изложение этических и социальных ценностей организации, он призван донести до сотрудников принципы, которых придерживается компания, в нем указываются заявленные принципы и заявленная политика;

- построение этических структур – должности и программы, с помощью которых компания стремится стимулировать соответствующее моральным принципам поведение сотрудников (комитет по этике, уполномоченный по вопросам этики).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.