Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция примата международного права






Международное сообщество вступает в XXI в. с идеями всеобщего мира, равноправного сотрудничества государств, укрепления мирового порядка, устойчивого развития человеческой цивилизации, достижения благосостояния всех наций и народов, возвышения достоинства челове­ка. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека гласит: " Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и между­народного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства".

Население Земли переживает большие трудности и невзгоды, лише­ния. Экономические кризисы, демографические проблемы, нехватка продовольственных ресурсов в развивающихся странах, жилищный кри­зис, эпидемии, уносящие миллионы жизней, - все это угрожает ста­бильности международного правопорядка. Существуют реальные проти­воречия между рядом государств, народов, населением стран, разме­щенных по векторам " Юг - Север"; " Восток - Запад".

Современное международное право исключает войну как средство разрешения международных споров между государствами. Однако вой­ны между государствами и народами, населяющими отдельные государ­ства, продолжают иметь место и в настоящий период развития челове­чества. Происходят существенные геополитические перемены на разных континентах, обосновываются концепции нового мирового порядка. Это происходит в результате распада Союза ССР, переориентации ряда го-

1 Международное атомное право / Отв. ред. А.И. Иойрыш, A.M. Петросян, В.Ф. Петровский. М., 1987. С. 20.

2 Там же.

3 Права человека // Сборник международных документов. М., 1990. С. 32.

сударств Европы, растущих притязаний США на доминирующую роль в мире.

В мировом сообществе особое положение занимают народы так на­зываемого " золотого миллиарда". На Востоке все более активную роль в мировой политике играют Китайская Народная Республика, Япония, Индия, Пакистан, Индонезия. Международное право дает возможность всем государствам внести свой вклад в построение и укрепление демо­кратического, справедливого, стабильного правопорядка.

В одном из учебников по международному праву высказано положе­ние, что международному праву принадлежит приоритет среди факто­ров, влияющих на международные отношения, что " сегодняшнему уров­ню цивилизации и правосознания более всего соответствует тезис о примате международного права среди всех многочисленных факторов, влияющих на международные отношения" 1. О примате международного права среди факторов, влияющих на международные отношения, можно дискутировать. Международное право есть нормативная форма выраже­ния правосознания. Следует согласиться с утверждением самих авторов учебника, что причиной существования и развития международного права является сам объективный процесс мирового развития во всех его многообразных проявлениях. Здесь и уровень экономического развития, научно-технический прогресс, экология, демографические процессы, другие факторы воздействия. Международное право является объектив­ной реальностью, но эта реальность имеет производный характер. Это не принижает значения международного права как фактора, влияющего на международные отношения. Следует лишь иметь в виду зависимость международного права от явлений, процессов базисного, фундаменталь­ного порядка.

В науке международного права сформулированы три концепции со­отношения международного и внутригосударственного права: дуалисти­ческая, примата международного права и примата внутригосударствен­ного права. Дуалистическое понимание основывается на признании су­ществования двух разных, взаимодействующих между собой систем права: внутригосударственного и международного. Сторонники концеп­ции примата внутреннего права рассматривают международное право как сумму внешнегосударственных прав различных государств.

Во взаимоотношениях внутригосударственного и международного права в современных условиях исторического процесса определился примат международного права. Слово " примат" (лат. primatus) означает преимущественное значение, первенство, главенство. Речь идет не об исключительности международного права, не о его юридическом верхо­венстве над внутригосударственным правом, а о характере взаимоотно­шений этих двух правовых систем.

Внутригосударственное законодательство, конституции многих госу­дарств закрепляют приоритетное значение международного договора в воздействии на внутригосударственные отношения, международный до­говор включается в качестве составной части в правовую систему стра­ны. Впервые в истории Конституция США, принятая в 1787 г. и дейст­вующая по настоящее время, провозгласила международный договор частью права страны. В ст. VI она предусматривает, что " настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполне­ние, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключе­ны Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановле­ния" 1.

Конституция Французской Республики в разделе VI " О международ­ных договорах и соглашениях" утверждает, что договоры или соглаше­ния, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу внутренних законов с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной (ст. 55). В других статьях Конституции Франции находит выражение идея согласования национального суверенитета с положениями между­народно-правового акта, договора. Конституция, выражающая суверени­тет государства, содержит перечень договоров и соглашений, которые могут быть ратифицированы или одобрены только на основании закона. Если Конституционный Совет заявит, что какое-либо международное обязательство содержит положения, противоречащие Конституции, то разрешение на его ратификацию или одобрение может быть дано только после пересмотра Конституции (ст. 54). Конституция государства обла­дает высшей юридической силой и авторитетом. Следует отметить, что перечисленные в Конституции Франции договоры и соглашения связаны с важными интересами государства, общества, человека. Это - мирные договоры, торговые договоры, договоры или соглашения, относящиеся к международной организации, налагающие обязательства на государст­венные финансы, изменяющие положения законодательства, относящие­ся к положению личности, уступке, обмену или присоединению терри­тории2.

Положения о взаимодействии двух правовых систем внутригосудар­ственного и международного права получили закрепление в Конститу­ции Федеративной Республики Германии. Федерация может законода­тельным путем передавать верховную власть межгосударственным уста­новлениям (ст. 24/1). Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед

1 Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1996. С. И.

1 Конституции буржуазных государств. М., 1982. С. 31.

Там же. С. 103.

законами и непосредственно порождают права и обязанности для жите­лей федеральной территории (ст. 25).

Конституция Испании провозгласила, что законно заключенные и официально опубликованные в Испании международные договоры со­ставляют часть ее внутреннего законодательства. Их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены только в порядке, ука­занном в самих договорах, или в соответствии с общими нормами меж­дународного права (ст. 96/1).

Конституция определяет, что для заключения ряда международных договоров или соглашений государственные органы должны получить предварительно разрешение Генеральных Кортесов, в том числе догово­ры или соглашения, влияющие на изменение или отмену какого-либо закона или принятие мер законодательного характера для их исполне­ния (ст. 94/1). Заключению международного договора, содержащего по­ложения, противоречащие Конституции, должен предшествовать пере­смотр последней (ст. 95/1).

Международное право является средством утверждения и поддержа­ния мира, согласия и реализации других интересов государств. Консти­туция Японии в главе второй закрепила отказ японского народа от вой­ны как средства решения международных споров между государствами. В Конституции подчеркивается, что, искренне стремясь к международ­ному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства раз­решения международных споров (ст. 9).

В международной жизни отношения регулируются не только норма­ми права, в органической связи с ними действуют моральные нормы. В преамбуле Конституции Японии подчеркивается приверженность япон­ского народа высоким идеалам, определяющим отношения между людь­ми, выражается убеждение народа, что ни одно государство не должно руководствоваться только своими интересами, игнорируя при этом ин­тересы других государств, что принципы политической морали являются всеобщими и что следование этим принципам является долгом всех го­сударств, которые сохраняют собственный суверенитет и поддерживают равноправные отношения с другими государствами.

Признание приоритета международного права перед правом вну'тре.н-ним нашло выражение и в Конституции Российской Федерации. Статья 15 (4) Конституции гласит, что " общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федера­ции являются составной частью ее правовой системы. Если междуна­родными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международно­го договора".

Утверждение примата международного права над внутренним правом в СССР, в Российской Федерации можно проследить на ряде внутриго­сударственных правовых актов. Так в Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 32) было записано, что " общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанно­сти граждан Российской Федерации". Это положение было закреплено и в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в ноябре 1991 г. Верховным Советом РСФСР.

Примат международного договора над законом Российской Федера­ции выражен в ст. 7 ГК РФ, где содержится положение, гласящее, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законода­тельством, применяется правило международного договора. Следует от­метить, что аналогичное положение о соотношении норм международ­ного договора и закона содержалось в Основах гражданского законода­тельства СССР и союзных республик, где законодатель установил, что если международным договором СССР установлены иные правила, чем предусмотренные законом СССР, то применяются правила международ­ного договора (ст. 12 Основ). Идея примата международного договора, как отмечалось в нашей литературе, нашла также выражение в Тамо­женном кодексе СССР 1964 г., Основах законодательства о браке и семье 1968 г., Кодексе торгового мореплавания СССР 1968 г., в ряде актов союзных республик - ГК, ГПК, законодательстве о здравоохране­нии, о недрах, о нотариате и др.

Признание возрастающей роли, примата международного права, что нашло выражение в конституциях, законодательстве многих государств, не означает, что внутригосударственная правовая система подверглась эрозии, заменяется единой мировой правовой системой. В настоящее время нет оснований утверждать, что в мировом сообществе утвержда­ется единая правовая система. Действуют две правовые системы. При­мат не означает подчинение одной системы другой.

Трудно согласиться с авторами, отвергающими идею углубления взаимодействия двух правовых систем и возрастания роли международ­ного права, что можно характеризовать как примат международного права над внутригосударственным. С.В. Черниченко считает, что " меж­дународное право и внутригосударственное право - различные правовые системы, не имеющие примата друг над другом, действующие в различ­ных плоскостях, в различных юридических измерениях" 2.

Примат не может быть истолкован весьма прямолинейно, в том смысле, что внутригосударственные нормы все находятся в " подчине-

1 Право и политика современной России. М., 1996. С. 130.

2 Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические про­блемы. С. ПО.

нии" у норм международного права. В этом отношении следует отме­тить, что конституция государства, воплощающая его суверенитет, не может быть автоматически подчинена нормам международного права, международному договору, заключенному государством с другим или другими членами мирового сообщества.

В Конституции Российской Федерации нет положения о ее измене­нии в связи с международно-правовыми актами, договорами, в том чис­ле, содержащими нормы, противоречащие Конституции. Пункт 1 ст. 15 гласит, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юриди­ческую силу, прямое действие и применяется на всей территории Рос­сийской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Россий­ской Федерации. Толкование п. 1 ст. 15 Конституции Российской Фе­дерации дало основание В.А. Карташкину заключить, что " новая Кон­ституция России (1993 г.), признавая приоритет международного права над внутренним законодательством, не распространяет это верховенство на Основной Закон страны" 1. Высшую юридическую силу Конституции Российской Федерации, ее особое положение во взаимоотношениях с международными договорами России отмечает И.И. Лукашук: " Ратифицированные договоры обладают приоритетом применения в от­ношении всех правовых норм за исключением норм Конституции (см. статью 22 Закона о международных договорах Российской Федерации)" 2.

Несколько иной аспект в толковании взаимосвязей норм междуна­родного права и Конституции Российской Федерации выражается в сло­вах И.И. Лукашука о том, что ст. 17 Конституции придает международ­ным нормам особый статус: " Они применяются непосредственно и на­ряду с Конституцией, обладают высшей юридической силой". Из со­держания ст. 17 Конституции нет оснований делать вывод, что по своей юридической силе Конституция и международные нормы равнозначны. Законодатель подчеркивает, что права и свободы человека и граждани­на, являющиеся непосредственно действующими и неотчуждаемыми, признаются и гарантируются Конституцией Российской Федерации, что возвышает моральный авторитет Основного Закона. В ст. 18 Конститу­ции России говорится, что права и свободы человека и гражданина оп­ределяют смысл, содержание и применение законов, деятельность зако­нодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

1 Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударствен­ном праве. М., 1995. С. 17.

г Лукашук И.И. Применение норм международного права в свете федераль­ного закона в международных договорах России // Российский юридический журнал. 1996. № 4. С. 51.

3 Там же. С. 47.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.