Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упанишад йоги






В этом небольшом введении, предпосылаемом нами текстам упанишад, не ставится цель подробно рассматривать описываемые в упанишадах йоги техники, тем более что на них мы укажем в небольших предисловиях перед каждым переводом и в примечаниях, но основные черты рассматриваемой группы упанишад можно отметить.

Основные посылки ведийских упанишад — первенство чистого сознания, устремленность к Абсолюту созерцанием, являющимся главным и чуть ли не единственным орудием Освобождения, — в них претерпевают значительные изменения. Склонность к опытному познанию, классификации человеческих проявлений, конкретности, даже если эта конкретность означает почти анатомическую привязку к тем или иным местам тела определенных космических сил, — особенность всех мистических учений средневековой Индии.1 Обожание олицетворенного Бога (бхакти), мистическая физиология и различные действия с телом заменяют зачерствевшую обрядность и метафизические рассуждения, которые были доступны лишь людям, принадлежащим к высшим вар-нам и обладающим «наследственными профессиональными способностями» и способностью к отвлеченной мыслительной работе. Путь к Освобождению посредством подвижнических упражнений и мистической физиологии стал если не более легким, то, по крайней мере, более широким и открытым для многих.

В большинстве своем переводимые упанишады начинаются с теоретического «обоснования» необходимости практики. В Йога таттве, например, это описание ниспадения души в состояние связанности, в Дхъяна-бинду — устрашающий образ горы грехов, «громоздящейся на много йоджанъ (т. е. много десятков верст), которую можно разрушить лишь созерцанием, в Йога кундали причина связанности — неразрывная пара побуждений и дыхания.

Принимая изложенную у Патанджали схему достижения высшего Единения (йога), чаще предлагают не восьмиступенный, как, например, Йога таттва и Шан-дилъя у п., а шести ступенный путь к Освобождению. Это достаточно устойчивое число стадий достижения совершенства, при отсутствии ступеней йама и нийама, находим, например, уже в Майтрайани уп. Это и черта большинства переводимых упанишад, которые, в лучшем случае, упоминают какой-либо, по их мнению, главный способ обуздания. Кроме того, особое внимание они уделяют как раз тем ступеням, о которых в Йога даршане говорится крайне мало: асане, пранайаме и дхъяне. Одна из упанишад йоги — Тришикхабрахмана — так оценивает значение асан: «Кто овладел асанами, тем побеждены три мира» (52). Они знают, что «поз — множество, столько же, сколько видов живых существ», из которых 80 важны, и описывают, по крайней мере, четыре2.

Джаландхара бандха.Со средневекового изображения

 

Еще одно отличие приемов упанишад йоги от тех, что описаны Патанджали, — широкое применение «связок», или, лучше сказать, «замков» (bandha) и «печатей» (mudra). Относительно последних традиция однозначно утверждает, что они идут от тантры. В отличие от асан, бандхи и мудры видимо изменяют положение не всего тела, а какого-то его участка (так, джа-ландхара бандха, прижатие подбородка к груди, может выполняться в разных асанах) и могут быть даже совсем незаметны со стороны, как, например, мула бандха или кхечари мудра. Однако эти приемы воздействуют как на все физическое, так и на «психическое» тело, что, пользуясь терминологией современной медицины, связано, вероятно, с мощным воздействием на эндокринную систему.

Если в Йога сутре мы находим лишь отличие неконтролируемого дыхания от контролируемого и упоминание их стадий, то в йоговских упанишадах имеются подробные описания дыхательных приемов, их названий, числа подходов и длительности их. Главное внимание при описании пранайамы уделяется кумбхаке, задержке дыхания. Кумбхака означает «кубок» или даже «кубышка», в которой собирается и накапливается сила, обычно рассеивающаяся у человека на вдох-выдох. Если по Йога даршане впечатления (самскары) создаются деятельностью сознания, а сама деятельность — самска-рами, и это колесо деятельности и самскар вращается непрерывно (Вьяса, на Йога сутру 1.5), то в Йога кун-далини уп. порочный круг связанности вызывает другая пара — впечатление и дыхательная обусловленность. Когда же движение воздуха прекращается, то перестает действовать и нераздельно связанная с ним причина колебаний ума — прошлые впечатления (самскары или васаны). Растворение умственной деятельности (тапо-laya) некоторые упанишады считают завершающим этапом йоги, сразу ведущим к Обособлению (kayvalya), которое они считают производным от Особой задержки (kevalakumbhaka).

Много внимания упанишады йоги уделяют приемам сосредоточения, и среди них дхаране больше, чем дхья-не. Это общая черта почти всех текстов йоги, которая связана, наверное, с характерным для индуизма почитанием более устойчивости, неизменности, нежели текущего потока мысли. Отметим также, что к созерцанию Йога таттвауп. 104-105, например, применяет определения «с качеством» и «без качества», которые в Йога сутре относятся к самадхи. Среди основных видов созерцания можно выделить два: связанные со зрительными и слуховыми восприятиями. Последнему уделяется очень много внимания. Описывается сосредоточение на слышимом изначальном звуке (nada). который по мере повторения мантры и сосредоточения сознания становится все громче и в конце концов соединяет в себе Атмана и Брахмана (Амританада уп., Хамса уп.).

Упанишады — тексты функциональные. И встречающиеся в них «картинки» и сравнения — это не просто литературные украшения, но и созерцательные образы, определенным способом организующие сознание упражняющегося. Почти в каждой из них имеется несколько, а в больших — целый ряд наглядных образов, которые не только направляют его сознание на традиционные «картинки», но и являются проверкой его умения сосредотачиваться, творить устойчивые представления и показывают степень достижений. Это образы лотоса в сердце, льющегося, как масло, резонирующего звука ОМ, лебедя, разрывающего сети, затухающего светильника, в котором исчерпалось масло (кармических действий) и т. д.

Конечная цель йоговских упанишад чаще всего выражается термином кайвалъя, означающим абсолютную обособленность или независимость от мира явлений. Однако, в отличие от Йога даршаны, упанишады в понимании этого состояния больше выделяют положительные стороны. В некоторых упанишадах это состояние считается осознанием освобожденной душой своего равенства со Вселенской Душой. В других оно иногда рассматривается как сопутствующее великому блаженству соединение с Высшим Богом. Многие упанишады провозглашают, что освобожденная от пут проявленного бытия душа сохраняет свою индивидуальность и «сочетается» и даже «сожительствует» с Господом в его самом высшем из миров.

Весьма привлекателен для этих упанишад идеал Совершенного, живущего свободным (fivanmukta), познавшего Истину и всемогущего, вольного использовать все приобретенные упражнением необычные силы.

Но в каких бы образах и сравнениях ни представляли эти старинные писания состояние божественного совершенства, главное в них — это то, что человек способен его достичь.

Пусть же эти писания воспринимаются не как старинная редкая диковинка, любопытная, но бесполезная в нашем обиходе, но как еще годное средство для прояснения сознания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.