Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Телефон






_______Работа над темой «Телефон» предусмотрена программой

V класса. К этому времени многие ученики знают назначение

телефона, видели его в школе (дома), на улице. Задача учителя

состоит в том, чтобы познакомить детей с частями телефона,

выработать у них умение пользоваться им. Воспитанники долж-

ны знать и уметь набирать номер домашнего телефона и служеб-

ного телефона родителей, а также номера телефонов школы и

экстренного вызова.

На первом занятии кратко повторяется материал о назначении

телефона; воспитанники рассказывают, у кого в квартире есть те-

лефон; если могут, называют его номер. Далее учитель называет и

показывает части телефона, четко произнося их названия. Затем

на доске вывешиваются таблички с этими названиями {рычаг, труб-

ка, диск или кнопки с цифрами, шнур) и проводится словарная ра-

бота.

После теоретических сведений начинается практическое изу-

чение телефонного аппарата. Для этого учитель раздает каждому

воспитаннику игрушечные телефонные аппараты и предлагает

выполнить следующие задания:

показать и назвать определенную часть телефонного аппарата;

найти названные части телефона на табличке;

прочесть табличку с названием части телефонного аппарата и

показать эту часть на своем образце;

найти и указать соответствующую часть телефона на картинке;

187

показать рычаг (трубку, диск или кнопки с цифрами, шнур)

на натуральном образце и на картинке.

В ходе выполнения заданий воспитанники учатся правильно

держать трубку, различать и называть цифры, правильно пользо-

ваться телефоном.

На следующем занятии дети учатся вести телефонный диалог.

Вначале обучение разговору по телефону (дидактическая игруш-

ка) идет в кабинете социально-бытовой ориентировки. Диалог

ведется между учителем и воспитанниками, затем между самими

детьми (номер телефона педагога и домашние телефоны учащих-

ся записываются на доске). Во всех случаях разговор должен быть

кратким и отражать личный опыт учеников («Учебные дела», «Здо-

ровье родных и близких», «Поздравления с праздником» и т.п.).

На первых этапах обучения беседы по этим темам готовятся зара-

нее и прорабатываются с учащимися.

Затем учитель приступает к практическому обучению телефон-

ному разговору. Совместно с учителем воспитанники спускаются

в канцелярию школы и звонят директору или врачу. Номер теле-

фона диктует учитель или он записан в тетрадях детей. В зависимо-

сти от ситуации строится определенный диалог. Учитель следит за

последовательностью изложения, напоминает о необходимости

пользоваться словами речевого этикета: «спасибо», «пожалуйста»,

«извините» и т. п.

Один-два урока должны быть посвящены изучению номеров

экстренного вызова (01, 02, 03, 04). Воспитанники учатся расска-

зывать о случившемся, сообщать необходимые данные.

В предварительной беседе учитель выясняет у детей, что они

будут делать, если тяжело заболел человек, в случае пожара или

серьезных нарушений правил поведения кем-то. Затем повторяют-

ся номера телефонов «скорой помощи», пожарной охраны, мили-

ции. Вывешиваются на доске таблички с записью номеров телефо-

нов. Ученики читают и показывают соответствующие картинки.

На следующем уроке отрабатывается одна из тем, например

«Вызов " скорой помощи"». Учащиеся рассматривают иллюстра-

цию «Скорая помощь», учитель рассказывает о назначении служ-

бы «Скорая помощь». Сообщает, что эта служба есть в каждом

городе. Затем сами ученики рассказывают, в каких случаях вызы-

вается врач «Скорой помощи».

Далее ученикам предлагаются вопросы диспетчера, на кото-

рые дети должны дать ответ. (Вопросы написаны на доске или в

виде схемы на специальной таблице.) Воспитанники должны рас-

сказать о том, что случилось с человеком, назвать его фамилию,

возраст и адрес. Каждый ученик со своего рабочего места набирает

телефон «Скорой помощи» и согласно схеме строит диалог, ука-

зывая причины вызова врача (в качестве диспетчера «Скорой по-

мощи» выступает учитель). Сначала таблица с планом ведения

188

диалога висит на доске, затем убирается, и воспитанники долж-

ны по памяти изложить последовательность разговора.

Аналогично строятся уроки, на которых дети учатся вызывать

пожарную охрану, милицию.

На заключительном уроке по каждой теме обобщается изучен-

ный материал, ученики выполняют разнообразные задания. Им

следует:

- написать по памяти в тетради (на доске) номера телефонов

экстренного вызова;

- прочитать на доске номера телефонов (01, 02, 03, 04) и ска-

зать, куда можно позвонить по этим телефонам;

- подчеркнуть на доске номер телефона «Скорой помощи» (ми-

лиции, пожарной охраны, службы газа) и показать соответству-

ющую картинку;

- набрать предложенный номер телефона и построить диалог.

Отдельное занятие следует провести по теме «Телефон-автомат».

Предварительно учитель проводит с детьми беседу о назначе-

нии телефона-автомата, правилах пользования им.

На экскурсии учитель показывает и объясняет последователь-

ность действий при пользовании телефоном-автоматом. Названия

основных частей телефонного аппарата, практические действия

воспитанники усваивают только после многократных упражнений.

Детям объясняют, как можно проверить исправность аппара-

та, как различать зуммеры «занято», «свободно».

При ознакомлении с аппаратом внимание воспитанников обра-

щается на бесплатный вызов «скорой помощи», милиции, по-

жарной охраны и т.д.

Большая работа проводится по выработке практических уме-

ний пользоваться телефоном-автоматом. Учитель заранее догова-

ривается с родителями или с кем-либо из педагогов о том, что

дети будут звонить им по телефону-автомату. Детям объясняют,

что разговор должен быть коротким, а содержание его должно

быть заранее продумано.

Почта

Работа по этому разделу программы начинается с VI класса.

В ходе занятий предусматривается сообщение учащимся опреде-

ленных сведений, проведение экскурсий, организация сюжетно-

ролевых и дидактических игр.

На первом уроке в ходе беседы выявляются имеющиеся у вос-

питанников знания о том, как узнать почтальона, чем он занима-

ется, почему полезна и интересна эта профессия. Учитель расска-

зывает о значении почтовой связи, дети на наглядных пособиях

показывают атрибуты почтальона, корреспонденцию, которую он

разносит. В итоговой части урока, предлагая детям такие вопросы,

189

как «Нужна ли профессия почтальона?», «Почему она уважаема?»

и т.п., учитель обобщает изученный материал.

На втором занятии проводят экскурсию на почту, где знако-

мят воспитанников с ее работой. Они наблюдают, как продают

бумагу, конверты, открытки, марки, принимают посылки. Озна-

комление воспитанников с помещением почты, видам почтовых

отправлений и трудовыми процессами работников почты целесо-

образно проводить по следующему плану:

1) название отделения связи;

2) виды почтовой корреспонденции;

3) оборудование помещения;

4) трудовые процессы работников почты и действия посети-

телей.

Во время экскурсии воспитанников учат правильно читать и

называть слово «почта», знакомят с оборудованием и устройством

помещения. При этом учитель объясняет назначение тех или иных

предметов, сообщает их названия и обращает внимание на соот-

ветствие оборудования помещения его назначению.

При ознакомлении с почтовыми отправлениями отмечаются

наиболее характерные особенности их внешнего вида. Обращают

внимание на их размеры, художественность исполнения (поздра-

вительные телеграммы, открытки), расположение марок.

После знакомства с помещением почты и видами почтовых

отправлений изучают трудовые процессы работников почты и

действия посетителей. Для этого организуют наблюдения учащихся

за деятельностью работников связи при выемке корреспонден-

ции из почтового ящика, приеме и выдаче телеграмм, посылок

и т.п.

Особое внимание обращают на действия посетителей при офор-

млении почтовых отправлений.

По результатам наблюдений проводится беседа, в ходе кото-

рой выясняются основные моменты работы почты: что делают

работники почты; сколько раз в день осуществляется выемка кор-

респонденции; какие действия выполняют посетители, совершая

почтовые отправления.

На третьем занятии в кабине социально-бытовой ориентиров-

ки закрепляют знания, полученные на экскурсии. С воспитанни-

ками проводят беседу о значении почты, видах почтовых отправ-

лений и их назначении. Дети тренируются в распознавании кон-

вертов, почтовых карточек, открыток, телеграмм.

Учащиеся выполняют следующие задания.

Им следует:

- найти тот или иной вид почтового отправления (называют,

какой именно) среди других;

- назвать вид почтовой корреспонденции (демонстрируют один

из них);

190

- рассмотреть почтовые отправления и определить каждое из

них (воспитанникам раздают полоски бумаги с соответствующи-

ми названиями).

Большое внимание при этом уделяют словарной работе, доби-

ваясь безошибочного произнесения названий различных видов кор-

респонденции.

На следующем занятии воспитанникам объясняют назначение

марки на почтовом отправлении.

Здесь можно рекомендовать следующие задания:

- найти на почтовом отправлении марку, определить, где она

расположена (в правом верхнем углу);

- составить из разрезной азбуки, прочитать и записать слово

«марка»; наклеить марку на конверт.

Во время выполнения этих заданий учитель объясняет, что

марка — это знак почтовой оплаты, без марки письмо не дой-

дет до адресата. Дети рассматривают марки, определяют их цену,

отмечают, что на конвертах, почтовых карточках и открытках

марки, как правило, напечатаны.

Затем проводится игра «Чего не хватает?». На доске вывешива-

ется картина следующего содержания: мальчик опускает письмо в

почтовый ящик, но на нем нет марки. Дети должны сказать, что

надо мальчику сделать, чтобы письмо дошло до адресата.

На следующем уроке, прежде чем приступить к теме «Написа-

ние адреса на конверте», с учениками повторяют пройденный

материал. Дети называют и показывают виды почтовых отправле-

ний, сравнивают их, рассказывают об их назначении. Затем пере-

ходят к новой теме. В ходе ее изучения ученики должны усвоить

значение слова «адрес». Учитель вывешивает на доске табличку со

словом «адрес», дети читают ее, им объясняется смысл этого сло-

ва. Дети учатся писать по памяти или списывают домашний и

школьный адрес.

Потом к доске прикрепляется большой почтовый конверт, а на

столе у каждого ученика находится обычный конверт. Дети читают

на конверте слова «куда», «кому», учитель объясняет их значение.

Воспитанники повторяют свой домашний и школьный адрес. Далее

с помощью букв разрезной азбуки и цифр они составляют соответ-

ствующие надписи, читают их. Затем дети тренируются в написа-

нии адреса и фамилии адресата на своих конвертах.

На уроках большое внимание уделяется составлению поздра-

вительных открыток, писем. Учитель объясняет, с какой целью

они пишутся, дает их образцы. Учащиеся согласно этим образцам

тренируются в их написании, учатся последовательному изложе-

нию событий.

Заключительное занятие по этой теме проводится в виде сю-

жетно-ролевой игры «Доставь письмо». Выбирается почтальон.

Кабинет социально-бытовой ориентировки — это город, ряды сто-

191

лов — улицы, столы — дома. Вывешиваются таблички с названи-

ем улицы, номера дома. Почтальону дается сумка с корреспон-

денцией, которую он должен доставить по адресам. (В качестве

корреспонденции используются конверты, содержащие письмен-

ные задания для воспитанников.) «Почтальон» читает вслух ад-

рес на конверте, находит адресата. Воспитанник, получивший

письмо-задание, готовит ответы. Инструкции могут быть такими:

«Назови домашний адрес», «Назови адрес школы» и т.п.

В конце игры учитель проводит заключительную беседу при-

мерно следующего содержания:

- Какое новое слово вы узнали?

- Слово «адрес».

- Что такое адрес?

- Название города, улицы, номера дома и квартиры.

- Что я назвал(а): город Москва, улица Донская, дом 3.

- Вы назвали адрес школы.

- Какой ваш домашний адрес?

(Дети называют свои адреса.)

Дается задание на дом: записать в тетрадях свой домашний ад-

рес, слово «адрес» составить из букв разрезной азбуки.

Отдельный урок следует посвятить изучению телеграмм. Учи-

тель рассказывает воспитанникам об их назначении (телеграммы

поздравительные и деловые), показывает специальные бланки. Дети

тренируются в составлении телеграмм. Темы называет учитель,

вместе с учащимися он составляет короткий текст, который за-

писывается на доске. После его прочтения воспитанники соответ-

ствующим образом заполняют телеграфные бланки.

Несколько занятий следует организовать в форме экскурсий к

почтовому ящику и на почту.

В момент выемки корреспонденции из почтового ящика дети

наблюдают, как подъезжает к нему машина, почтовый работник

забирает письма и открытки, которые отвозит на почту, откуда

их рассылают по адресам. Затем сами учащиеся опускают коррес-

понденцию в почтовый ящик.

В ходе повторной экскурсии на почту воспитанники под руко-

водством учителя выполняют следующие задания:

- покупают конверт, вкладывают в него письмо (написанное

заранее на уроке), заклеивают и надписывают конверт, опускают

в почтовый ящик;

- покупают открытки, марки и др.;

- отдают почтовому работнику заполненный ранее на уроке

телеграфный бланк.

Закрепление знаний по теме «Почта» можно провести в виде

дидактической игры. Дети получают различные предметы: кон-

верт с адресом, но без марки; письмо без конверта; конверт с

маркой и адресом, но без письма и т.д.

192

Дается задание подобрать все недостающее, чтобы письмо мож-

но было отправить адресату (на столах детей имеются марки, го-

товые письма, конверты). Каждый ученик должен выполнить как

можно больше различных заданий и объяснить свои действия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.