Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ребенка-инвалида






Мы подробно остановились на психологическом климате в се-

мьях детей-инвалидов, психологическом состоянии матерей, по-

павших в тяжелейшие жизненные обстоятельства, чтобы далее

I"

* См.: Гузеев Г. Г. Общая психодинамическая модель поведения семьи в процессе

консультирования: Десятая научная сессия по дефектологии (18—20 апр. 1990 г.). —

М., 1990; Семаго М.М. Основные аспекты психологического подхода при консуль-

тировании семей с детьми, имеющими отклонения в развитии: Клинико-генети-

ческое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психологи-

ческого развития у детей. — М., 1991.

перейти к рассмотрению проблемы педагогической этики, или

деонтологии*, проблемы отношения к родителям со стороны тех

лиц, которые в силу профессиональных обязанностей принимают

участие в их судьбе.

Известно, что возможности тяжело отсталого ребенка крайне

невелики, его продвижение, по крайней мере на первых этапах

обучения, практически незаметно. Представьте себе мать, кото-

рая идет к педагогу за помощью, а уходит с чувством полной

безнадежности.

Перефразируя выражение крупнейшего русского психоневро-

лога и нейрофизиолога В. М. Бехтерева: «Если больному после бесе-

ды с врачом не становится легче — это не врач», мы можем

сказать, что если мать ребенка после беседы с педагогом-дефек-

тологом уходит подавленной, убитой, не видящей никаких воз-

можностей для продвижения в развитии своего ребенка, то это

не педагог. Необучаемых детей нет. Необходимо показать матери

пусть самые ничтожные, едва заметные успехи ребенка в учеб-

ной или другого вида деятельности. Если малыш не умеет натя-

гивать колготки, то он, несомненно, наденет панаму. Если ребе-

нок не может выложить из палочек элементарную фигуру, то

ему окажется под силу собрать эти палочки и положить в короб-

ку. Следует только подобрать доступное для ребенка задание и

запастись терпением.

Педагоги должны относиться к семьям, в которых есть дети с

ограниченными возможностями, в высшей мере деликатно и бе-

режно, стараясь, со своей стороны, упрочить согласие в семье.

Не лишне будет еще раз напомнить: статистики свидетельствуют,

что не менее половины таких семей распадаются, все тяготы по

воспитанию ребенка ложатся на матерей, которые не знают, что

такое отпуск, театр, вечеринка, отдавая все свое время, внима-

ние и силы ребенку. Вот они-то и нуждаются в помощи в первую

очередь, с ними-то и приходится заниматься педагогической пси-

хотерапией.

Темы для бесед с родителями могут быть следующими: «Как

справиться с проблемой, когда в семье есть ребенок с ограни-

ченными возможностями», «Супружеские отношения», «Вы и

ребенок среди друзей и родственников» и т.д. Откровенные беседы

родителей с консультантом, а также беседы друг с другом помогают

иначе воспринимать трудности, родители начинают лучше пони-

мать индивидуальные особенности собственного ребенка, перед ними

открываются более широкие возможности его воспитания.

Групповые занятия сближают родителей между собой, возни-

кают дружеские, товарищеские связи. На совместных семейных

* Деонтология (от греч. деонтос — должное, надлежащее и логос — учение) —

наука о долге, моральных обязанностях, профессиональной этике.

праздниках звучит смех. В ходе подобных встреч обсуждаются про-

блемы воспитания и обучения детей, возможности проведения

семейного отдыха и т. п.

Как уже указывалось, способность к обучению детей с тяже-

лыми нарушениями интеллекта невелика, их потенциальные воз-

можности раскрываются очень медленно. Трудности, которые

испытывает ребенок, очевидны, и не стоит педагогу акцен-

тировать внимание матери на его неудачах и неадекватных по-

ступках, прежде всего потому, что в этом нет конструктивного

начала. Кроме того, первое правило, которому обязан следовать

учитель, — не оскорблять родительских чувств. Некоторым пе-

дагогам кажется, что, чем в более неудобное положение они

поставят родителей своими замечаниями, тем лучше для дела —

они сильнее почувствуют свою ответственность за детей. Это

непростительная ошибка. Следствие такого подхода — чувство

безнадежности, недоверие к педагогу и нежелание встречаться

с ним.

Положительных результатов легче добиться в том случае, если

разговор с родителями начать с того, чего уже ребенок достиг в

своем развитии и какие задачи предстоит решить в дальнейшем.

Что касается объективных трудностей, особенно поведения и

эмоциональной сферы ребенка, консультант их непременно кос-

нется, но произойдет это в ходе доброжелательной, доверитель-

ной беседы.

Специалист-дефектолог должен соблюдать определенные гра-

ницы в использовании тех сведений о состоянии ребенка, кото-

рыми он располагает. Кроме того, мать нередко доверяет учителю

сугубо личные проблемы. Если педагог будет спекулировать име-

ющимися сведениями, он утратит в глазах родителей всякий ав-

торитет.

Учитель и родители обладают разной компетентностью в по-

нимании проблем, связанных с состоянием ребенка, что вполне

естественно, но что порой создает у более осведомленного в воп-

росах специальной педагогики учителя искушение поучать, за-

нять положение непререкаемого авторитета. Менторской тон не-

допустим и с родителями нормального, здорового ребенка, тем

более с родителями детей-инвалидов.

Укажем также и на тот факт, что образовательный уровень ро-

дителей тяжело отсталых детей (в отличие от того, что наблюдает-

ся в семьях детей с легкой формой умственной отсталости) дос-

таточно высок. Многие из них имеют высшее образование, инте-

ресуются специальной литературой и в диалоге с педагогом могут

выступать как весьма осведомленные собеседники.

Особо необходимым считаем остановиться на взаимоотноше-

ниях, складывающихся на ПМПК между членами комиссии и

матерью ребенка-инвалида. Несомненно, матери следует знать ре-

зультаты квалифицированного анализа состояния ребенка, его воз-

можности в плане воспитания и обучения. Но не в меньшей, если

не в большей степени она нуждается в сочувствии, понимании и

поддержке специалистов.

Члены комиссии должны понимать, что ребенок, приехав-

ший с матерью в переполненном транспорте через весь город,

утомившийся ожиданием перед дверью своей очереди, оказав-

шись в новой обстановке, среди незнакомых людей, не может

сразу, как этого от него хотят, показать те незначительные по-

тенциальные возможности, которыми он обладает. Благоприят-

ным будет начало, если после знакомства с анамнезом члены

комиссии побеседуют с матерью (обращаясь к ней по имени и

отчеству, что сразу определит уважительно-доверительный тон

всего разговора) о ребенке, попросят рассказать о том, какие

хорошие проявления она у него видит, о том, что он умеет де-

лать. Несомненно, мать скажет, что ее ребенок ласков, добр,

умеет радоваться подаркам (известно, что эмоциональная сфера

у тяжело отсталых детей относительно более сохранна, чем ин-

теллект). Она непременно расскажет, что сын или дочь могут

сделать в бытовом плане: например, подать отцу домашние туф-

ли, когда он пришел с работы. Это всегда приятно — рассказать

хорошее о своем ребенке внимательному слушателю, и у матери

снимается то напряжение, с которым она входила в кабинет. Лишь

после того как установилась атмосфера теплоты и взаимопони-

мания, можно приступать к психолого-педагогическому обсле-

дованию ребенка.

Установление правильных взаимоотношений специалистов с

родителями детей-инвалидов требует от первых большого такта,

выдержки, душевного тепла и умения сострадать.

Нужно помочь родителям пережить с меньшими психологи-

ческими затратами сложившуюся жизненную ситуацию. Как уже

говорилось, необучаемых детей нет. Надо рассказать матери и по

возможности показать, как можно упорядочить поведение ребен-

ка, научить самообслуживанию и элементарным формам обще-

ния. Было бы целесообразно в открывающихся реабилитационных

центрах иметь для родителей комнаты психологической разгрузки.

Здесь под руководством врача-психиатра, психолога или специ-

ально подготовленного педагога возможно организовать семей-

ную психотерапевтическую помощь.

Необходимо воспитывать в обществе стремление морально под-

держивать семьи, имеющие ребенка-инвалида, умение понимать

их проблемы. С этой целью вполне возможны организация ра-

дио- и телепередач, издание небольших информационных мате-

риалов типа памяток, буклетов. Работа, систематически прово-

димая в этом направлении, несомненно, принесет положитель-

ные результаты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.