Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предметно-практическая деятельность






В программах предметно-практической деятельности, ручного

труда и элементарного конструирования предусматриваются раз-

| витие и коррекция сенсорной и умственной деятельности детей с

I тяжелыми нарушениями интеллекта, формирование у них про-

I странственных представлений и ориентировок.

Глубокое сенсорное недоразвитие этих детей, неумение вы-

полнять на основе чувственной информации элементарные ум-

s- ственные операции, требует проведения с этими учащимися боль-

шой специальной коррекционной работы. Трудности детей в ов-

I ладении предметными действиями, нарушения у них мелкой руч-

[ ной моторики, координации движений ставят перед педагогом

первостепенную задачу развивать ручную умелость, вырабатывать

' целенаправленность, устойчивость деятельности, самоконтроль. Ра-

I бота по учебной дисциплине «Предметно-практическая деятель-

[ ность» включена в программу обучения и воспитания детей до-

школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, и ее

' проведение предусмотрено в специальных дошкольных учрежде-

II ниях для аномальных детей этой категории (в дошкольных груп-

[ пах детских домов-интернатов МСЗН РФ, специальных группах

детских садов и детских домов, в реабилитационных центрах). Дети,

! прошедшие дошкольную подготовку, разумеется, легче и быст-

рее справляются с материалом. Для детей, не получивших специ-

ального дошкольного воспитания и обучения, организуются под-

[ готовительные классы в специальных (коррекционных) школах

VIII вида. В этих классах при проведении уроков предметно-прак-

I тической деятельности можно руководствоваться программой для

j- детей данной категории дошкольного возраста.

В программах обучения глубоко умственно отсталых детей (1984 г.)

[ обучение по этому предмету предусмотрено в I — IV классах. В соот-

[ ветствии с Государственным стандартом образования лиц с огра-

I ниченными возможностями здоровья (проект, 1999 г.) уроки пред-

метно-практической деятельности включены в учебный план под-

готовительного класса, а также I и II классов как коррекционная

! подготовка; дальнейшее обучение идет на уроках ручного труда.

В I (подготовительном) классе учитель работает над развитием

предметных действий у детей. Уже за один год обучения большин-

ство учащихся легко и почти без ошибок выбирают по образцу

кубики разных цветов из большого их количества, а также груп-

пируют предметы четырех цветов. При выполнении детьми раз-

личных заданий по этому предмету важно оценивать не только

результат их действий (справился ребенок с заданием или нет),

но и характер самой деятельности детей, сам процесс выполне-

ния этих заданий. В результате выполнения таких заданий наблю-

даются положительные изменения в характере деятельности де-

тей: она становится более целенаправленной, устойчивой, дети

действуют быстрее и увереннее, тогда как до обучения наблюда-

лись непонимание задачи, замедленные бесцельные действия,

рассеянное внимание, отвлекаемость, отсутствие критичности в

оценке своих ошибочных действий.

Классификацию предметов одновременно по цвету и форме

(раскладывание в четыре коробки красных и синих шариков и

кубиков) в конце первого года обучения большинство детей вы-

полняют довольно легко. При выполнении этого задания ребенку

необходимо быстро переключиться на действие по другому образ-

цу, учитывая одновременно два признака предмета (цвет и фор-

му). С удовлетворением можно отметить быстроту и уверенность в

действиях детей, — качества, которые нельзя было себе предста-

вить, когда эти дети только поступили в I класс.

Для определения возможности переноса знаний детям экспери-

ментального класса в конце первого года обучения было предложе-

но контрольное задание в виде игры под условным названием «Сли-

чение с фоном», представляющей собой разновидность, лото. Дети

должны были сопоставлять цветные таблицы, розданные им, с

кубиками тех же цветов, которые показывал учитель. Это задание

оказалось трудным для учащихся. В их действиях не было четкости,

скорость реакции была недостаточна, некоторые из них не пони-

мали задания, многие допускали ошибки. Индивидуальная провер-

ка показала, что само сличение предметов по цвету было доступно

всем детям. Однако учащиеся не могли актуализировать приобре-

тенные знания в новых условиях иного игрового задания.

Таким образом, хотя переноса знаний у тяжело умственно от-

сталых детей после года обучения мы еще не отмечаем, но каче-

ственные изменения в самой деятельности учащихся (ее устойчи-

вость, целенаправленность, некоторая динамичность, способность

к самооценке) в тех видах работ, по которым проводилось обуче-

ние, свидетельствуют о большом положительном значении заня-

тий с тяжело умственно отсталыми детьми по развитию предмет-

но-практической деятельности.

Последующее обучение детей предметно-практической деятель-

ности, конструированию и ручному труду показывает, что уча-

щиеся в младших классах овладевают многими практическими

умениями, требующими также и определенного уровня умствен-

ного развития. Это

- использование предметов-орудий (палка, крючок, сачок, зад-

вижка, ключ и т.д.);

- выполнение классификации предметов по цвету, форме, ве-

личине;

- исключение «лишнего» предмета или «лишней» картинки по

различным признакам (сенсорным, ситуационным, категориаль-

ным — последнее только на предметах, объединяемых хорошо

изученным обобщающим понятием);

- выполнение самых разных дидактических игр, требующих при-

менения всех имеющихся у детей знаний и умений;

- сборка пирамид различной величины с четко выделяемым

принципом построения;

- выполнение разных заданий по элементарному конструиро-

ванию, таких, как складывание фигур из счетных палочек, раз-

резных картинок, мозаики, построек из детских наборов строи-

тельного материала (дом одноэтажный, дом с воротами, забором

и дорожкой, поезд и др.);

- лепка, работа с бумагой, нитками, тканью — владение при-

емами, позволяющими достаточно качественно выполнять доволь-

но сложные поделки: в лепке — это снеговик, рыба, кувшин с

ручкой, в работе с бумагой — «книжечка», «наборная линейка»,

конверт, наклеивание картинок, состоящих из двух частей (гриб,

дом с крышей), изготовление несложных елочных украшений.

Хорошие учителя достигают значительных результатов в раз-

витии предметно-практической деятельности детей с выражен-

ной умственной отсталостью. Из-за присущих этим детям огром-

ных трудностей в пространственной ориентировке, в зрительном

анализе, в использовании образца, в понимании самого задания,

в организации, планировании и контроле собственной деятель-

ности неоднократно отмечалось практическая недоступность для

них выполнения различных конструктивных и других зрительно-

двигательно-пространственных заданий (складывание разрезных

картинок, собирание разборных матрешек, пирамид, выкладыва-

ние плоских фигур из палочек по образцу, конструкций из дет-

ского строительного материала, изготовление поделок при заня-

тиях ручным трудом). Однако в результате целенаправленной ра-

боты и в этой области можно видеть положительные сдвиги*.

Большинство детей с тяжелым нарушением интеллекта выпол-

няют по образцу знакомые и новые простые узоры из разноцвет-

ной мозаики, плоскостные сюжетные аппликации из 5 —6 дета-

* Цикото Г. В. Развитие познания пространства у детей-имбецилов при обуче-

нии построению плоских фигур // Дефектология. — 1987. — № 1.

лей разного цвета и формы, собирают достаточно сложные кар-

тинки-вкладки (типа разрезных картинок), выполняют по образ-

цу из цветных деталей ряды («дорожки», «заборчики»), чередуя

детали по цвету в заданном порядке, улавливая принцип чередо-

вания (через один, через два элемента).

При выполнении этих работ дети должны применять элемен-

тарный анализ образца, сравнение с ним своей поделки, нахо-

дить и исправлять ошибки, осуществлять контроль и оценку своей

работы. В процессе выполнения наблюдаются значительные поло-

жительные изменения деятельности детей: действия становятся

целенаправленными, осмысленными, почти полностью отсутствует

в них хаотичность, вырабатывается самоконтроль. Все это возможно

лишь в результате огромной коррекционной работы по специаль-

но разработанной программе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.