Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие речи. Уроки развития речи, включающие в себя занятия по озна-






Уроки развития речи, включающие в себя занятия по озна-

комлению с окружающим, экскурсии, а также специальные ло-

гопедические занятия направлены на расширение у детей пред-

ставлений об окружающем мире и умений пользоваться речью.

Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять неслож-

ные инструкции, формируют умение общаться со взрослыми, с

детьми, обучают вопросо-ответной речи, диалогической речи,

связному высказыванию с помощью взрослого. Занятия по разви-

тию речи имеют целью не механическое заучивание детьми новых

слов и оборотов речи, они направлены на то, чтобы слово спо-

собствовало осмыслению практического опыта, приобретаемого

детьми, в быту, при самообслуживании, во всех видах обучения.

На уроках и экскурсиях дети усваивают элементарные представ-

ления о природе и окружающем мире, для чего используется до-

ступный непосредственному восприятию материал по различным

темам («Овощи», «Деревья», «Комнатные растения», «Животные»,

«Времена года» и т.д.).

Организуя наблюдения, беседы, практические работы, учитель

стремится к тому, чтобы создать обстановку доброжелательности,

когда дети чувствуют проявляемое к ним внимание, когда на-

граждается похвалой малейший успех, малейшая попытка его до-

стичь. Дети учатся называть свое имя, фамилию, имена товари-

щей, части тела и лица, усваивают названия помещений {комна-

та, класс, коридор, зал) и предметов, находящихся в этих помеще-

ниях. Для того чтобы повысить речевую активность, нужно ста-

вить детей в такие ситуации, когда речь необходима (например, у

ребенка недостает какого-либо учебного предмета: «У меня нет

карандаша», «Дайте, пожалуйста, тетрадь» и т.д.), включать речь

в игру (игры «Кто ушел?», «Позови», «Кто так кричит?»). Одно-

временно учитель ведет работу по расширению и уточнению сло-

варного запаса учащихся, основанную на изучении предметов и

явлений окружающего мира. Главное требование при этом — мак-

симально возможная наглядность. Если речь идет о рыбах, то надо

принести в класс живых рыбок в аквариуме, если о животных —

объемные модели (игрушку, муляж), если о посуде — настоящую

посуду и т.д. Сначала происходит знакомство с натуральным объек-

том или его муляжом, выясняется, из каких частей он состоит,

его признаки и свойства, функциональное назначение. Лишь пос-

ле этого проводятся сопоставление с его изображением на кар-

тинке, находят данный предмет и его изображение среди других

предметов и картинок, выделяют различные признаки (цвет, фор-

му, величину, вкус, назначение, определяют принадлежность к

тому или иному роду предметов. На этих уроках важно пользо-

ваться приемом сравнения; он должен применяться практически

при прохождении любой темы. Сопоставление двух разных объек-

тов (например, собаки и кошки, чашки и тарелки и т.д.), нахож-

дение сходных признаков и различий исключительно полезны для

развития и речи, и мышления детей, для обогащения их пред-

ставлений, развития восприятия и памяти.

Следует также при каждой возможности выявлять причинно-

следственные отношения между изучаемыми объектами. (Набежа-

ли тучи, значит, может быть дождь; Почему мама взяла зонт?

Потому что на улице дождь; Почему девочка на картинке плачет?

У нее шар улетел; С чашкой надо обращаться осторожно, потому

что она хрупкая, может разбиться, и т.д.)

Вся речевая работа с тяжело умственно отсталыми детьми дол-

жна осуществляться согласованно, единым комплексом, — в клас-

се, группе продленного дня и родителями в семье. Только в этом

случае она будет эффективна. За первый учебный год у детей

значительно активизируется и обогащается речь. Резко сокраща-

ется количество так называемых безречевых детей. У большин-

ства учащихся появляются элементарная фразовая речь, слова-

обобщения, расширяются словарный запас, представления об

окружающем.

За четыре года обучения в младших классах с учащимися про-

водится большая работа по развитию речи. На уроках и экскурсиях

у них вырабатываются и закрепляются умения:

- соотносить предмет с его изображением, узнавать предмет по

изображению и называть его;

- давать простейшую характеристику предмета по внешним и

функциональным признакам;

- сравнивать предметы по их существенным признакам;

- употреблять в разговорной речи знакомые слова, используя

предлоги, прилагательные и некоторые наречия;

- составлять простые предложения по демонстрируемым дей-

ствиям, картинкам, вопросам учителя.

Даются элементарные знания о растениях, диких и домашних

животных, птицах, явлениях природы, труде людей и т.д.; выра-

батываются простейшие умения по выращиванию некоторых рас-

тений в комнатных условиях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.