Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развития в раннем и дошкольном возрасте






Тяжелая умственная отсталость обычно выявляется и диагно-

стируется рано, до года или в самые первые годы жизни ребенка,

что объясняется выраженной степенью поражения, однако струк-

тура дефекта, а также темп и характер дальнейшего развития у

каждого ребенка могут иметь значительные индивидуальные осо-

бенности. Как показывают психоневрологические исследования,

у этих детей уже в раннем возрасте можно отметить ряд наруше-

ний. В младенческом и предцошкольном возрасте у них отмечается

вялость, малоподвижность, они слабо реагируют на окружающее,

у них поздно появляются реакции на зрительные и слуховые раз-

дражители; направленные движения и простейшие произвольные

действия у них неполноценны; речь неразвита. Наблюдается сла-

бость интересов, побуждений, внимания. В младшем дошкольном

возрасте интеллектуальная недостаточность проявляется у этих

детей в поведении и деятельности. Их игры однообразны, мало-

эмоциональны и бессодержательны*.

Тяжелые нарушения интеллекта являются следствием пораже-

ний центральной нервной системы, вызванных различными этио-

логическими факторами. Дети, страдающие микроцефалией, гид-

роцефалией, перенесшие нейроинфекцию и травмы головного моз-

га во внутриутробном развитии или вскоре после рождения, стра-

дающие болезнью Дауна, характеризуются тем, что болезненный

процесс у них в основном закончился. У детей же с эпилептиче-

ским и шизофреническим слабоумием этот процесс продолжает-

ся. Как у первых, так и у вторых детей имеются свои, весьма раз-

личные психологические особенности, что, безусловно, должно

учитываться при выборе путей и методов коррекционно-воспита-

тельной работы с ними**.

Обследование состава дошкольных отделений детских домов-

интернатов системы Министерства труда и социальной защиты

населения (МТСЗН) показало, что среди этих детей имеется боль-

шое количество детей с болезнью Дауна (в разных учреждениях от

1/3 до 2/3 всего состава). Довольно значительное число воспитан-

ников страдает двигательными нарушениями (от 1/10 до 1/4 всего

состава). Некоторым детям поставлен диагноз «олигофрения в сте-

пени дебильности, осложненная тяжелыми (двигательными либо

* Блюмина М.Г. О некоторых принципах диагностики олигофрении у детей

младшего возраста. Пятая научная сессия по дефектологии: Тезисы докладов. —

М., 1967.

** Ватажина А.А., Малинкин Н.С. Методическое пособие по воспитанию и

обучению детей с глубокой умственной отсталостью в возрасте от 4 до 10 лет. —

М„ 1971.

речевыми) нарушениями». Многие дети имеют диагноз «олиго-

френия в степени имбецильности» без дополнительных указаний,

который не дает сколько-нибудь полной медицинской характери-

стики дефекта ребенка.

Психолого-педагогическое изучение этих детей выявляет боль-

шую специфику и сложность их психических проявлений.

С раннего возраста у ребенка с тяжелым нарушением интеллекта

резко понижены активность и ориентировочная деятельность, пре-

обладают физиологические потребности, слабы потребности более

высокого уровня (познавательные, потребности в самостоятельно-

сти, полноценном общении, соблюдении определенных санитар-

но-гигиенических норм и др.), рано возникает иждивенчество в

результате неправильного подхода со стороны взрослых.

Как показывают наблюдения, без специальной ранней кор-

рекции даже в 6 — 8 лет дети с тяжелой умственной отсталостью в

своем большинстве беспомощны, эмоционально неустойчивы,

плохо приспособлены к жизни в коллективе и выполнению режи-

ма, многие не обслуживают себя, неопрятны, нуждаются в пол-

ном уходе. Значительная часть их не владеет речью. Уровень психи-

ческого, интеллектуального, речевого и социального развития

очень низок у подавляющего большинства этих детей.

Приведем примеры состояния детей раннего и дошкольного

возраста в начале обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.