Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения






Методы обучения определяются как способы совместной дея-

тельности педагога и учащихся с целью решения учебных задач.

По определению Ю.К. Бабанского, метод обучения есть «способ

упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и

обучаемых, деятельности, направленной на решение задач обра-

зования, воспитания и развития»*.

Метод обучения включает в себя ряд отдельных приемов. На-

пример, на уроке труда учитель использует наглядно-практиче-

ский метод обучения как основной способ формирования умений

и навыков. При этом применяются различные приемы контроля

за работой учащихся и анализа полученных результатов.

При обучении важно использовать приемы, направленные на

обеспечение доступности учебных знаний. Это достигается деталь-

ным расчленением материала при сохранении логичности его по-

строения; строгой дозированностью учебной нагрузки учащихся

при постоянном контроле за пониманием объяснений учителя;

обязательной повторяемостью программного материала.

Методы специальной педагогики в основном совпадают с мето-

дами общей педагогики и традиционно подразделяются на:

словесные методы. Это инструкция, рассказ, беседа, объясне-

ние и т.п;

наглядные методы. К ним относятся показ изучаемых предме-

тов, изображений, организация наблюдений учащихся, показ

кино- и видеофильмов и др.;

* Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной

школе. — М., 1985.

практические методы. Они включают дидактические и сюжет-

но-ролевые игры, упражнения, выполнение трудовых и социаль-

но-бытовых заданий.

В учебной работе с тяжело умственно отсталыми детьми сло-

весные (вербальные) методы обучения малоэффективны. Для де-

тей характерны грубые нарушения речи, а многие из них к млад-

шему школьному возрасту все еще остаются безречевыми. Это оз-

начает, что речь педагога, особенно на начальных этапах обуче-

ния, не может являться для учеников средством познания окру-

жающего мира, инструкции и объяснения учителя не выполняют

своей регуляторной функции. Позднее значение словесных мето-

дов возрастает, но и в дальнейшем они будут играть лишь вспомо-

гательную роль по отношению к наглядным и практическим ме-

тодам обучения.

Как уже говорилось (см. главу 2), для детей младшего школь-

ного возраста с тяжелой интеллектуальной недостаточностью ха-

рактерны поверхностное, глобальное восприятие предмета, от-

сутствие ориентировочной деятельности, несформированность ана-

лиза и синтеза, приемов сравнения. Все эти особенности обусло-

вили специфику в использовании наглядных методов обучения.

Переход к наглядным методам требует большой предваритель-

ной работы. Хорошо различая натуральный образец, дети часто не

могут узнать его на картинке. Здесь требуется целенаправленная

работа по соотнесению предмета с его изображением. Обыгрыва-

ются предметы и действия с ними, ставятся уточняющие вопро-

сы, направляющие внимание учащихся на признаки, различаю-

щие данные предметы, их изображения.

Надо учитывать, что внимание учащихся малоустойчиво и они

не могут долго фиксировать его на объектах, демонстрируемых

учителем. Следует придерживаться определенных правил исполь-

зования наглядных средств. В ходе урока на столах детей должны

быть только те предметы, которые необходимы для учебного про-

цесса. Наиболее оптимальное количество для работы с учащимися

начальных классов 2 — 4 предмета. При этом наглядный материал

должен быть ярких, насыщенных тонов.

На картинках, широко используемых на уроках, должны быть

представлены только те предметы или показаны только те дей-

ствия с ними, о которых будет идти речь. Ничего лишнего они не

должны содержать.

Распространенный метод наглядного обучения — организация

и проведение с учащимися экскурсий, в ходе которых они знако-

мятся с предметами и явлениями природы в реальных, естествен-

ных условиях. Особое значение экскурсии приобретают при про-

ведении предметных уроков и занятий по социально-бытовой ори-

ентировке. В коррекционной работе с тяжело умственно отсталы-

ми детьми необходимо обеспечить постоянную практику прове-

дения общеобразовательных и специальных (тематических) экс-

курсий, дающих детям опыт познания окружающей жизни.

К наглядным методам обучения относится демонстрация кино-

и видеофильмов. В настоящее время имеется возможность исполь-

зования видеоматериалов практически на всех этапах учебного

процесса, в особенности на уроках развития речи и социально-

бытовой ориентировки.

Наибольший эффект в коррекционно-педагогической работе с

тяжело умственно отсталыми детьми дает сочетание наглядных и

практических методов обучения. Именно наглядно-практическая

деятельность детей, направляемая учителем, способствует осмыс-

ленному овладению речью, развитию пространственных представ-

лений, конструктивных и графических навыков, формированию

и развитию наглядного мышления.

Одной из главных форм практического метода является игро-

вая деятельность, которая доминирует на младших годах обуче-

ния. При этом, учитывая тяжелую интеллектуальную недостаточ-

ность детей, сначала их обучают игровой деятельности как тако-

вой и лишь затем игра выступает как метод обучения.

Игры можно проводить в начале урока, чтобы привлечь вни-

мание воспитанников к новому материалу, в середине урока —

с целью смены видов деятельности и поднятия интереса к изуча-

емой теме, в конце урока (что бывает чаще всего) — для закреп-

ления пройденного материала.

Наглядность и непосредственная деятельность с предметами

занимают ведущее место на старших годах обучения в ходе трудо-

вой подготовки и проведения занятий по социально-бытовой ори-

ентировке. На этих уроках учащиеся овладевают необходимыми

практическими навыками и социальными формами поведения. Сле-

дует подчеркнуть, что наглядные и практические методы обяза-

тельно сочетаются со словесными инструкциями учителя, с объяс-

нением хода выполнения задания и т.п.

Вопросы и задания

1. В чем заключаются особенности использования общедидактических

принципов в работе с учащимися, страдающими тяжелой умственной

отсталостью?

2. Охарактеризуйте особенности применения специальных принци-

пов в обучении детей с тяжелой степенью интеллектуального недораз-

вития.

3. Каково содержание обучения учащихся по общеобразовательным

предметам?

4. Охарактеризуйте содержание трудового обучения и предмета «Со-

Циально-бытовая ориентировка».

5. В чем заключается своеобразие использования методов обучения в

коррекционной работе с тяжело умственно отсталыми детьми?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.