Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллекта и их изучение






В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ*

Эффективность коррекционной работы с тяжело умственно от-

сталыми детьми во многом обусловлена глубиной и объемом зна-

ний, которые педагог имеет о ребенке. Для выявления необходи-

мых сведений ведется тщательное психолого-педагогическое изу-

чение детей, включающее первичное обследование, определение

типа учреждения, в котором должен обучаться ребенок, последу-

ющее изучение его в динамике развития. Укажем о с н о в н ы е

п р и н ц и п ы, которыми следует руководствоваться специалистам

при изучении ребенка.

Важнейший принцип — комплексность изучения ребенка. Уже с

момента рождения дети, страдающие тяжелыми поражениями

центральной нервной системы, обращают на себя внимание спе-

цифическими особенностями. Сложность дефекта обусловливает

необходимость исследования, в котором принимают участие це-

лый ряд специалистов, причем такое изучение должно быть обес-

печено на всех возрастных этапах ребенка. Оно начинается в психо-

лого-медико-педагогической консультации (ПМПК), затем осу-

ществляется в дошкольном учреждении и далее в условиях, в ко-

торых ребенок находится в более старшем возрасте.

В состав психолого-медико-педагогических консультаций, ком-

плектующих специальные учреждения для аномальных детей, вхо-

дят врачи, педагоги, психологи, логопеды. Однако решение, вы-

несенное на ПМПК, не означает, что изучение ребенка закончи-

лось. Оно продолжается на протяжении всего его пребывания в

детском учреждении. Комплексное изучение детей врачами и пе-

дагогами дает возможность наметить наиболее эффективное лече-

ние, а также систему коррекционно-воспитательного воздействия,

максимально обеспечивающую психофизическое развитие ребен-

ка. Совместная работа специалистов важна и потому, что позво-

ляет своевременно заметить те изменения, которые происходят в

* В главе 4 использованы материалы совместной работы автора данной главы

с С.Д.Забрамной. 49

детях, учитывать их в дальнейшем при лечении и воспитании. Так,

в одних случаях педагог обратит внимание врача на усиливающу-

юся у ребенка рассеянность, утомляемость, ухудшение памяти,

плаксивость и пр. Врач поможет вскрыть причины этих проявле-

ний и, если есть необходимость, своевременно проведет курс ле-

чения. В других случаях врач обратит внимание педагога на тех де-

тей, чье состояние требует особого к ним отношения со стороны

воспитателей и детей, щадящего режима, и т.д.

Большое значение имеет соблюдение принципа всестороннего

и целостного изучения ребенка. Следует выявлять не только своеоб-

разие его познавательной деятельности, но и особенности всех

сторон его личности: эмоционально-волевой сферы, поведения,

физического развития. Эти знания важны, поскольку физическое

и психическое состояние может существенно влиять на умствен-

ную деятельность ребенка, так же как важно иметь в виду, что

интеллектуальная недостаточность оказывает влияние на форми-

рование эмоционально-волевой сферы.

При тяжелой умственной отсталости относительно более со-

хранной является эмоциональная сфера, что следует использо-

вать в коррекционных целях. Так, все яркое, красочное, краси-

вое, радостное стимулирует внимание ребенка, дает толчок ум-

ственной деятельности.

Много ценных сведений можно получить, наблюдая за детьми

в процессе их деятельности. Когда ребенок играет, трудится в ма-

стерских или занят хозяйственно-бытовыми работами, самооб-

служиванием, можно выявить такие качества, которые не всегда

проявляются при экспериментальном исследовании.

Принцип динамического изучения детей ориентирует исследо-

вателей главным образом на получение представлений о потен-

циальных возможностях ребенка. В основе этого принципа лежит

положение JI. С. Выготского о необходимости изучать «зону бли-

жайшего развития» ребенка, учитывать не только то, что уже из-

вестно ему и что он выполняет в момент исследования, но и то,

чего сможет ребенок достичь, получая помощь со стороны взрос-

лого, может ли он использовать эту помощь и как при этом улуч-

шается его деятельность.

Указанными принципами руководствуются как при обследова-

нии ребенка на ПМПК с целью определения специального учреж-

дения, где он будет воспитываться, так и при текущем наблюдении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.