Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. М195 Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной






Маллер А. Р., Цикото Г. В.

М195 Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной

недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.

заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. —

208 с.

ISBN 5-7695-1350-0

В учебном пособии освещаются теоретические, дидактические и методи-

ческие вопросы специального образования детей и подростков с тяжелыми

нарушениями умственного развития. Раскрываются особенности психо-

физического развития этих детей, содержание, организация и методы кор-

рекционной работы с ними начиная с раннего возраста до подросткового.

В книге обобщен опыт воспитания и обучения детей данной категории,

показаны современные подходы к решению этой проблемы. Приводятся

катамнестические данные о трудоустройстве и социальной адаптации

выпускников специальных учреждений. Даются рекомендации по работе с

семьей ребенка-инвалида.

Представляет интерес для научных и практических работников в области

специальной педагогики.

УДК 376.1-056.37(075.8)

ББК 74.3я73

ISBN 5-7695-1350-0

© Маллер А. Р., Цикото Г. В., 2003

О Издательский центр «Академия», 2003

ВВЕДЕНИЕ

В каждой стране есть дети с тяжелой умственной отсталостью,

которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения*. Во-

просы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны.

Лица с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности

являются инвалидами детства; имея грубые нарушения познава-

тельной деятельности, речи и эмоциональной сферы, они не спо-

собны к самостоятельной жизни и требуют постоянного надзора

и опеки. Однако при организации специального обучения они ус-

ваивают элементарные формы коммуникации, овладевают неслож-

ными трудовыми и социальными навыками, т.е. могут быть в оп-

ределенной степени интегрированы в общество.

До конца 60-х гг. XX в. воспитание и обучение таких детей в

нашей стране осуществлялось в учреждениях системы социально-

го обеспечения (дома-интернаты для умственно отсталых детей)

и системы просвещения (специальные классы для имбецилов во

вспомогательных школах).

В детских домах-интернатах основное внимание было направ-

лено на выработку у воспитанников элементарных бытовых навы-

ков, был накоплен немалый положительный опыт их трудового

обучения. Однако вопросы учебной работы не занимали там над-

лежащего места.

Что касается обучения детей с тяжелой умственной отсталостью

в так называемых имбецильных классах, то здесь наблюдалась в

известной мере обратная картина: наряду с определенными до-

стижениями в овладении детьми минимумом общеобразователь-

ных знаний (грамотой, счетом) не решались вопросы их соци-

ально-трудовой подготовки.

Пребывание детей в этих классах расценивалось скорее как

подготовка к дальнейшему обучению их в специальной школе, в

классе для детей с легкой умственной отсталостью, если это ока-

жется возможным. Таким образом, происходило не столько собст-

венно обучение и воспитание детей с тяжелой интеллектуальной

* Ранее в специальной литературе по отношению к этим детям использова-

лись такие определения, как «имбецилы», «глубоко умственно отсталые». В насто-

ящее время они классифицируются как «дети с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью» (Международная классификация болезней 10-го пересмотра).

недостаточностью, сколько выявление среди них страдающих ос-

ложненными формами олигофрении в степени дебильности с

целью выведения их в соответствующие классы*. В результате дети

с тяжелой умственной отсталостью оставались мало обученными

и мало приспособленными к жизни.

В итоге было принято решение о закрытии классов для тяжело

умственно отсталых детей во вспомогательных школах. Эти дети

стали направляться в дома-интернаты Министерства социального

обеспечения (в настоящее время — Министерство труда и соци-

ального развития).

В 1970 г. по инициативе директора Института дефектологии АПН

СССР академика Т. А. Власовой в стенах возглавляемого ею учреж-

дения была создана специальная научная группа по разработке про-

блемы помощи детям с тяжелой умственной отсталостью. Длитель-

ное время руководила этим научным подразделением, сотрудника-

ми которого были и авторы настоящей книги, М. И. Кузьмицкая.

В качестве экспериментальных площадок были выбраны спе-

циальные школы № 486 г. Москвы и № 14 г. Орла, педагоги этих

школ имели большой опыт работы с тяжело умственно отсталы-

ми детьми. Энтузиастами экспериментальных исследований там

были О.Л.Селихова и Я.Г.Юдилевич.

Все исследования научной группы и связанных с ней педаго-

гических коллективов были направлены на выявление потенци-

альных возможностей развития детей с тяжелой степенью интел-

лектуальной недостаточности и разработку для них специальных

образовательных программ.

Исследование познавательной деятельности этой категории де-

тей проводилось в нескольких направлениях: изучались особенно-

сти их сенсорного, умственного и речевого развития; выявлялись

возможности их трудового обучения и социального воспитания.

Результаты этих исследований были опубликованы в ряде науч-

ных сборников, освещающих особенности детей с тяжелой ин-

теллектуальной недостаточностью и направления учебно-воспи-

тательной работы с ними**.

В это же время (1976) была издана Программа обучения глубо-

ко умственно отсталых детей (проект)***. В нее вошли такие новые

* См.: О работе с глубоко отсталыми детьми во вспомогательной школе:

Программно-метод. указания. — М., 1951.

** См.: Вопросы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта: Сб.

науч. тр. — М., 1974. — Вып. 1; Вопросы изучения и обучения глубоко умственно

отсталых учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. — М., 1976. — Вып. 2;

Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта:

Сб. науч. тр. — М., 1978. — Вып. 3.

*** В создании программы наряду с научными сотрудниками Института прини-

мали участие учителя-экспериментаторы А. С. Борцова, Е. В. Кузнецова, Л. И. Осоки-

на и др.

для вспомогательной школы дисциплины, как «Предметно-прак-

тическая деятельность» (автор Г. В. Цикото) и «Социально-быто-

вая ориентировка» (авторы М.И.Кузьмицкая и Я. Г. Юдилевич).

В дальнейшем программа по СБО была принята и в специальных

школах других видов. В 1983 г. после многолетней апробации данной

программы как в специальных учреждениях системы просвещения,

так и в учреждениях соцобеспечения вышел ее окончательный ва-

риант, утвержденный Министерством просвещения РСФСР.

Издание программы сыграло большую роль в совершенствова-

нии организационных форм работы с тяжело умственно отсталы-

ми детьми не только в специальных учреждениях системы просве-

щения, но и в учреждениях системы социальной защиты. Так, в

1986 г. было принято важное решение о введении в домах-интер-

натах для умственно отсталых детей ставок учителей, которые

должны были работать по данной программе (до этого времени с

детьми работали только воспитатели). Введение педагогических ста-

вок свидетельствовало о признании обучаемости этих детей, что в

то время многими ставилось под сомнение.

Начиная с 1980-х гг. активизировалась научно-исследователь-

ская работа, направленная на выявление потенциальных возмож-

ностей детей с тяжелой умственной отсталостью с целью их со-

циальной адаптации и интеграции в общество. Эти исследования

осуществлялись в НИИД АПН СССР (в настоящее время — Ин-

ститут коррекционной педагогики РАО), в других научных уч-

реждениях, а также на кафедрах дефектологических факультетов

пединститутов. Авторами исследований являлись А. В. Бабушкина,

Л.Б.Баряева, Н.Ф.Дементьева, А.И.Долженко, А.А.Еремина,

С.Д.Забрамная, Т.Н.Иванова, Т.Н.Исаева, Е.Т.Логинова,

Л.Н. Поперечная, Н. Г. Радышева.

Под давлением родителей были открыты классы для этой кате-

гории детей во вспомогательных школах. Проведенные научные

исследования, а также практика обучения детей с тяжелой интел-

лектуальной недостаточностью дали материал для совершенство-

вания образовательных программ, определения форм и методов

учебно-воспитательной работы.

Гуманистические и демократические тенденции в развитии спе-

циального образования в нашей стране нашли выражение в со-

вершенствовании помощи детям всех категорий с проблемами раз-

вития, в том числе и детям с тяжелой интеллектуальной недоста-

точностью. Так, согласно Типовому положению о специальном

(коррекционном) образовательном учреждении для обучающих-

ся, воспитанников с отклонениями в развитии (1999 г.) в кор-

рекционных образовательных учреждениях VIII вида должны от-

крываться классы для детей с тяжелой умственной отсталостью.

Кроме этого в последние годы во всех регионах РФ открыты реа-

билитационные центры для этих детей.

В настоящем учебном пособии представлены материалы мно-

голетних исследований авторов, направленных на изучение спо-

собностей тяжело умственно отсталых детей к обучению и разви-

тию, а также возможностей их интеграции в общество.

Научно-практическая работа помимо вышеназванных коррек-

ционных учреждений проводилась в школе-интернате № 3 «Вера»

г. Рязани, в коррекционной школе VIII вида № 123 г. Екатерин-

бурга, в Ильской специальной (коррекционной) школе-интер-

нате VIII вида Краснодарского края и в отдельных учреждениях

Министерства труда и социального развития.

1

ГЛАВА 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.