Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды монополистической деятельности на товарных рынках- Ограничение конкуренции органами власти







1. Монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 4 Закона о конкуренции).
Монополᴎ ϲ тическая деятельность является противоправным поведением субъектов и рассматривается как правонарушение. Для характерᴎ ϲ тики правонарушения теорией права выработана категория юридического состава правонарушения, который следует раскрыть применительно к монополᴎ ϲ тической деятельности- *(источник № 691).
Объектом данного правонарушения являются охраняемые нормами антимонопольного законодательства конкурентные правоотношения. При этом недобросовестные проявления конкуренции являются противоправными и не подлежат правовой защите.
С объективной стороны монополᴎ ϲ тическая деятельность характеризуется как противоправное деяние, выраженное в активном (действия) или пассивном (бездействие) поведении. Состав данного правонарушения формальный, поэтому для привлечения субъекта к ответственности достаточно установления факта противоправности поведения. Но следует учитывать, что гражданско-правовая ответственность наступает только при наличии вредных последствий и, соответственно, необходимо определение причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями.
Субъектами данного правонарушения являются хозяйствующие субъекты и субъекты, действующие как группы лиц. Обратим внимание, что в составе группы лиц к ответственности может быть привлечено лицо, не являющееся предпринимателем.
Субъективная сторона монополистической деятельности находит проявление в умышленной форме вины, поскольку законодательное определение содержит указание на направленность (цель) такого противоправного поведения- *(источник № 692).
Основания классификации монополистической деятельности на виды различны. Так, в зависимости от числа участников такая деятельность проявляется в индивидуальной или коллективной форме, кроме того, монополистическая деятельность может носить договорный и внедоговорный характер, исходя из оформления отношений договором- *(источник № 693).
Законом о конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке и на заключение (осуществление) ограничивающих конкуренцию соглашений (согласованных действий) хозяйствующими субъектами. По существу речь идет об индивидуальных и коллективных проявлениях монополистической деятельности.
Статьей 5 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как:
- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара;
- создание дискриминационных условий (препятствий) доступа на товарный рынок (выходу с рынка), дискриминационных условий обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара;
- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства- *(источник № 694).
При рассмотрении дел, связанных с нарушением ст. 5 Закона о конкуренции, является обязательным установление факта наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц)- *(источник № 695). Но следует обратить внимание, что удерживание доминирующего положения само по себе не является антиконкурентным, в качестве противоправного рассматривается факт злоупотребления доминирующим положением.
Установленный ст. 5 Закона о конкуренции перечень действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим. К числу противоправных, например, могут быть отнесены действия по навязыванию заключения договора- *(источник № 696). Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона данные действия (бездействие) хозяйствующего субъекта в исключительных случаях могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
Статьей 6 Закона о конкуренции установлен запрет на заключение (осуществление) соглашений (согласованных действий) (далее - соглашения)- *(источник № 697), ограничивающих конкуренцию. Такие соглашения могут быть заключены между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (горизонтальные или картельные соглашения), возможно также заключение соглашений не конкурирующими между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующими субъектами, получающими (потенциальными приобретателями) и предоставляющими (потенциальными продавцами) товар (вертикальные соглашения).
Соглашения, ограничивающие конкуренцию, которые заключаются между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (конкурирующими субъектами), имеют наибольшую опасность для экономики. Поэтому представляется совершенно обоснованным, что запрет на их заключение установлен незавᴎ ϲ имо от совокупной доли на рынке товара участвующих в них хозяйствующих субъектов- *(источник № 698). В отличие от этого, заключение вертикальных соглашений запрещено только тем хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке превышает 35 процентов.
Соглашения хозяйствующих субъектов в исключительных случаях могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка, либо если возможность заключения такого соглашения хозяйствующими субъектами предусмотрена федеральными законами- *(источник № 699).
Следует учитывать, что в п. 1 ст. 6 Закона о конкуренции исчерпывающим образом определены виды соглашений, заключаемых между конкурирующими хозяйствующими субъектами (горизонтальные соглашения), признание правомерности которых законодательством не предусмотрено. Такие соглашения приводят или могут привести:
- к установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
- повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах;
- разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
- ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Закон о конкуренции запрещает координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Нарушение указанных требований является основанием для ликвидации в судебном порядке организации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску антимонопольного органа.
2. Ограничение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями (далее - органы власти, иные организации).
Нормы антимонопольного законодательства устанавливают требования, направленные не только хозяйствующим субъектам, но и органам власти, иным организациям, допускающим в своей деятельности антиконкурентные проявления. Форма таких проявлений может быть индивидуальной или коллективной (согласованной)- *(источник № 700).
Индивидуальные антиконкурентные проявления в деятельности органов власти, иных организаций выражаются в принятии актов- *(источник № 701) и (или) совершении действий, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Статьей 7 Закона о конкуренции установлен примерный перечень антиконкурентных актов (действий) органов власти, иных организаций. Направленность актов (действий) подобного рода различна и может быть связана с введением ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, установлением незаконных требований к процессу осуществления предпринимательской деятельности, необоснованным предоставлением льгот отдельным хозяйствующим субъектам- *(источник № 702). Такие акты (действия) органов власти, иных организаций являются неправомерными и признаются недействительными по решению суда. Исключение составляют согласованные с антимонопольным органом решения о предоставлении льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам.
Закон о конкуренции запрещает также наделять органы власти, иные организации полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Кроме того, установлен запрет на совмещение функций органов власти, иных организаций с функциями хозяйствующих субъектов- *(источник № 703), наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Коллективные формы антиконкурентной деятельности органов власти, иных организаций выражаются в заключении в любой форме соглашений органами власти, иными организациями между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Примерный перечень таких соглашений установлен ст. 8 Закона о конкуренции. В частности, они приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), разделу рынка по различным основаниям, ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов. Соглашения подобного рода не соответствуют нормам антимонопольного законодательства и признаются недействительными по решению суда.
Нормы ст. 9 Закона о конкуренции регламентируют антимонопольные требования к проведению конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления- *(источник № 704). Нарушение установленных требований является основанием для признания судом конкурса недействительным.
При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Федеральная антимонопольная служба (ее территориальные управления) возбуждают дела, по результатам рассмотрения которых принимают решения и выдают предписания- *(источник № 705). Предписания адресованы хозяйствующим субъектам или органам власти, иным организациям и обязательны для исполнения. Следует обратить внимание, что антимонопольный орган не вправе выдавать предписания об отмене или изменении противоречащих антимонопольному законодательству актов законодательных органов власти субъектов РФ. Такие акты признаются недействительными на основании решения суда.
Решения или предписания могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня принятия или выдачи решения или предписания. Подача заявления приостанавливает исполнение решения и предписания антимонопольного органа о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, об изменении условий или о расторжении договоров и иных сделок, о заключении договоров с хозяйствующими субъектами на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.

 

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствую­щих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Монополистическая деятельность является правонарушением и антиподом конкуренции.

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов

Разновидностями такой деятельности являются:

1. индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляет­ся как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доми­нирующим положением на рынке, в отношении которого антимонопольным органом установлен факт доминирования.

2. коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих кон­куренцию. В зависимости от субъектного состава различают:

а) соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, име­ющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процен­тов.

б) соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из ко­торых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщи­ком или покупателем (заказчиком).

Монополистическая деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного са­моуправления в зависимости от числа участников также может быть:

1) индивидуальной. Формами ее проявления являются акты или действия государственных органов и органов местного самоуправления.

2) коллективной, осуществляемой в форме соглашений (согласованных действий).

Монополистическая деятельность на рынке финансовых услуг

Термина «монополистическая деятельность» Закон о конкуренции на рынке финансовых услуг не содержит, однако запрет на ее осуществление (исходя из известного нам содержания данного понятия) и формы осуществ­ления определяет. Монополистическую деятельность на рынке финансовых услуг по субъектному признаку можно разделить на два вида:

1. Противоправная деятельность, совершаемая финансовыми органи­зациями.

2. Противоправная деятельность органов исполнительной власти, Цент­рального банка РФ, органов местного самоуправления.

Понятие и формы недобросовестной конкуренции 12.5. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках Нормы антимонопольного законодательства направлены на обеспечение конкурентных отношений. Но не любые проявления конкуренции оказывают позитивное влияние на экономическое развитие государства. По этой причине не допускается осуществление экономической деятельности с использованием нечестных методов конкурентной борьбы, т.е. направленной на недобросовестную конкуренцию. На возникновение термина " недобросовестная конкуренция", как и правового института в целом, оказала влияние судебная практика французских судов. Исследователи отмечают, что его стали применять суды в целях обеспечения защиты интересов предпринимателей от негативных методов соперничества- *(источник № 706). Нормы права, обеспечивающие защиту от различных форм недобросовестной конкуренции, являются составной частью российского антимонопольного законодательства. В частности, Закон о конкуренции, определяя общее понятие недобросовестной конкуренции (ст. 4), устанавливает и перечень отдельных форм недобросовестной конкуренции (ст. 10)- *(источник № 707). Недобросовестная конкуренция, согласно положениям Закона о конкуренции, - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Недобросовестная конкуренция, так же как и монополᴎ ϲ тическая деятельность, нарушает правила поведения, но такие правила поведения установлены не только положениями действующего антимонопольного и иного законодательства. Они также являются содержанием обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости. Анализ понятия недобросовестной конкуренции, содержащегося в Законе, позволяет отметить его некоторые недостатки. В частности, данное понятие распространяется только в отношении предпринимателей, хотя Конституция РФ запрещает экономическую деятельность, направленную на недобросовестную конкуренцию, не упоминает о причинении вреда потребителям, кроме того, исходя из определения, недобросовестная конкуренция проявляется лишь в форме действий- *(источник № 708). Понятие недобросовестной конкуренции содержится и в международных актах. Так, в соответствии со ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. Общий запрет на совершение действий, направленных на недобросовестную конкуренцию, установленный Законом о конкуренции, конкретизирован в ст. 10 данного Закона, в которой содержится примерный перечень форм недобросовестной конкуренции- *(источник № 709). В частности, не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей; - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; - продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; - получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну. Кроме того, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг- *(источник № 710). Дела о нарушениях норм законодательства, направленных против недобросовестной конкуренции, возбуждаются и рассматриваются антимонопольными органами- *(источник № 711). По итогам рассмотрения антимонопольный орган принимает решение и выдает предписание, которые могут быть обжалованы в течение трех месяцев с момента принятия (выдачи). Решение антимонопольного органа, касающееся нарушения положений Закона относительно недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг, направляется в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам- *(источник № 712) для решения вопроса о досрочном прекращении действия регистрации объекта исключительных прав или о признании регистрации этого объекта недействительной. С вопросом о формах недобросовестной конкуренции тесно связан вопрос об отнесении ненадлежащей рекламы к одной из таких форм. Ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации- *(источник № 713). Представляется возможным рассматривать ненадлежащую рекламу в качестве формы недобросовестной конкуренции, если рекламная информация, признаваемая в качестве ненадлежащей, отвечает всем признакам, характеризующим недобросовестную конкуренцию, и нарушает отдельные положения п. 1 ст. 10 Закона о конкуренции (достаточно только первого основания). Например, рекламная информация может содержать не соответствующие действительности сведения в отношении таких характерᴎ ϲ тик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства и др. Такая реклама направлена на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречит положениям действующего законодательства, способна причинить или причиняет убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам, вводит потребителей в заблуждение. Подобная рекламная информация содержит признаки недобросовестной конкуренции.   Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности дейс­твия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законо­дательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, ра­зумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их дело­вой репутации. Признаки недобросовестной конкуренции: а) осуществляться только активными действиями; б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения; в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйст­вующие субъекты; г) целью является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности; д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Наиболее характерные проявления данного вида правонарушения: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, спо­собных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара и др.

 

Правовые средства антимонопольного регулирования Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулиро­вания, применяемых компетентным государственным органом в строго оп­ределенных случаях и в определенном порядке. Формой антимонопольного реагирования чаще всего является предписание. Рассмотрим некоторые средства антимонопольного воздействия, а также основные права антимонопольного органа, позволяющие осуществлять та­кое воздействие. Право доступа к информации, право беспрепятственного доступа в ор­ганы государственной власти, органы местного самоуправления, в коммер­ческие и некоммерческие организации с целью ознакомления на основании письменного запроса с необходимыми документами. Право осуществлять отграничение сфер и объектов антимонопольного воздействия. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидаци­ей коммерческих организаций и их объединений. Предварительный контроль предполагает направление в федеральный антимонопольный орган в случаях, определенных Законом, ходатайства о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию субъектов. Последуюыщй контроль предполагает уведомление федерального анти­монопольного органа о создании или реорганизации субъекта в 15-дневный срок со дня государственной регистрации. 4.Государственный контроль за концентрацией капитала. Критериями для проведения контроля являются: 1) характер совершаемых сделок или действий. В статье 16 Закона о кон­куренции на рынке финансовых услуг перечислены случаи осуществления контроля. 2) размер уставного капитала. В зависимости от размера уставного капи­тала организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой приобретаются, контроль может быть предварительным или последующим. 5. Принудительное разделение (выделение) хозяйствующих субъектов. Антимонопольный орган вправе принимать решение о принудительном раз­делении коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если они занимают до­минирующее положение и совершили два или более нарушений антимоно­польного законодательства, что подтверждается актом антимонопольного ор­гана. Решение может быть принято при наличии совокупности следующих условий: а) возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений организации; б) отсутствие между ее структурными подразделениями тесной техноло­гической взаимосвязи; в) возможность для юридических лиц, образуемых в результате реорга­низации, самостоятельно работать на рынке определенного товара. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты антимонопольного воздействия несут юридиче­скую ответственность. За такие нарушения предусмотрено три вида ответст­венности: гражданско-правовая, административная, уголовная.
Понятие и сферы естественных монополий Естественная монополия - это состояние товарного рынка, которое ха­рактеризуется следующими признаками: - удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие кон­куренции в силу технологических особенностей производства; - товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены потреблении другими товарами; - спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъекта­ми естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения це­ны на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектами естественных монополий могут быть хозяйствующие субъ­екты, которые являются юридическими лицами и заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Сферы естественных монополий перечислены в ст. 4 Федерального зако­на «О естественных монополиях» Органы регулирования деятельности субъектов естественных монополий Указом Президента РФ от 29 ноября 1995 г. № 1194 образована Феде­ральная энергетическая комиссия РФ (ФЭК РФ), регулирующая отношения в области транспортировки нефти и нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам, передачи электрической и тепловой энергии. Регулирова­ние естественных монополий на транспорте и в области связи осуществляет МАП России. Органы регулирования естественных монополий принимают решения о введении, изменении или о прекращении регулирования деятель­ности субъекта. Субъекты, в отношении которых осуществляется государст­венное регулирование и контроль, заносятся в соответствующий реестр. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий Законодательством предусмотрено два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий: 1) ценовой метод, который осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня 2) неценовой метод — через определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; 3) установление минимального уровня обеспече­ния потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объемепотребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естествен­ной монополии.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.