Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Функциональная стилистика. Тема 5. Разговорная речь (РР) как особая функциональная разновидность литературного языка






Тема 5. Разговорная речь (РР) как особая функциональная разновидность литературного языка. Стилеобразующие факторы и стилевые черты. Лингвистическая специфика разговорной речи.

 

Русская литературно-разговорная речь как объект лингвистического исследования впервые выделена в конце 60-х гг.20 в. Известный русский психолог и лингвист Н.И. Жинкин однажды заметил: «Как это ни парадоксально, я думаю, что лингвисты долгое время изучали человека молчащего». Действительно, долгое время считалось, что говорят так же или примерно так же, как пишут, а если не так, то это следствие небрежности, недостаточного владения правильной речью. Но дело было, прежде всего, в том, что РР – речь устная, сиюминутная, поэтому изучать ее было сложно. И только в 60-е гг. 20 в., когда появилась возможность фиксировать непринужденную естественную устную речь с помощью магнитофона, эта речь попала в полном объеме в поле зрения лингвистов. Анализ языковых особенностей РР (фонетики, синтаксиса, словообразования, лексики, невербальных средств коммуникации) показали, что она в значительной мере отличается от той речи, которая зафиксирована в грамматиках, справочниках, словарях, учебниках (т.е. книжной речи).

РР – это разновидность устной речи.Важнейшей чертой устной речи является ее неподготовленность: она, как правило, творится в ходе беседы. Неподготовленный характер устной речи порождает ряд ее специфических особенностей: обилие незавершенных синтаксических конструкций, самоперебивов, повторов, паузы хезитации (колебания) и употребление десемантизированных слов типа вот, там, ну, так сказать, понимаешь, да?, да-а, помогающих привлечь внимание собеседника или дающих говорящему время для обдумывания своей мысли. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, и тогда она осуществляется как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях (например, лекция). Такая устная речь характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи, порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин «звучащая речь».

Исследователи выделяют различные виды устной речи в зависимости от:

характера коммуникации (официальная/неофициальная)

и вида общения (личное/публичное).

Неофициальная устная речь (которую обычно называют разговорной речью) осуществляется преимущественно в сфере личного общения (но распространена также в электронных СМИ (жанры ток-шоу, реалити-шоу), официальная устная речь осуществляется в сфере как личного общения, так и публичного. Очевидно, что официальная речь более строгая, здесь говорящий осуществляет больший контроль за своей речью.

РР – разновидность ЛЯ. Понимание литературного статуса РР, пишет О.А. Лаптева, укреплялось по мере уверенности в том, что ею владеют и ее используют все носители литературного языка, причем чем выше уровень образованности и языковое чутье говорящего, тем тоньше стилистическая игра разговорными элементами и тем выше речевой эффект.

Итак, РР - это устная функциональная разновидность ЛЯ, употребляемая в условиях неофициального, непринужденного общения, межличностной коммуникации (Е.А. Земская). Преимущественной функцией РР является функция общения, преимущественной формой – диалогическая. В системе ЛЯ РР противопоставлена книжной речи, которая обслуживает речевое общение (письменное и устное) носителей ЛЯ в условиях групповой и массовой коммуникации. В книжной речи наиболее полно реализуются функции сообщения и воздействия.

Часто говорят, что РР обслуживает сферу бытовых отношений, семейное и дружеское общение. Но считать так – значит узко понимать сферу функционирования РР. РР предназначена для общения: а) не только в семье, но и в любом круге лиц, с которыми имеются непринужденные отношения; б) не только на бытовые темы, а например, на производственные. Учитывая это, следует выделить более широкую коммуникативную сферу – сферу непринужденного общения, которая подразумевает неофициальные отношения между говорящими (в противоположность большой сфере официальных отношений, обслуживаемую книжной речью).

В то время как книжная речь реализуется в условиях массовой или групповой коммуникации (чаще всего неконтактной), РР реализуется только при личной контактной коммуникации, и это является признаком непосредственности общения. Причем этот признак актуален и в ситуации, когда говорит один из собеседников, а другой слушает. Второй коммуникант при этом не остается пассивным (реплики, междометия, жесты, мимика). (существуют и периферия разговорной речи, например, телефонный разговор, при котором личного непосредственного контакта нет).

Нормы РР, в отличие от норм книжной речи, не кодифицированы, устанавливаются употреблением и никем сознательно не поддерживаются. Норма в РР – то, что постоянно употребляется в речи носителей ЛЯ и не воспринимается при спонтанном восприятии как ошибка, не режет слуха. В связи с этим нормы РР не должны оцениваться с точки зрения кодифицированных предписаний.

В РР встречается произношение стоко, када, тада, щас, усеченная форма личных имен, употребление именительный падеж там, где в письменных текстах возможен только косвенный. (эта кофточка красная покажите мне)

Нормы разг. речи имеют одну важную особенность. Они не являютсяся строго обязательными, т.е. на месте разговорной может быть употреблена общелитературная норма. Однако носители языка чувствуют любое немотивированное отступление от этих норм и воспринимают ее как ошибку. Многие средства книжной речи в РР нетерпимы.

Непосредственность общения обусловливает такую характеристику РР, как конситуативность (обстановка и общий предыдущий опыт говорящих). Говорящие, как правило, имеют определенный запас фоновых знаний, характеризуются общностью пресуппозиции. Конситуация, по выражению Е.А. Земской «вплавляется» в речь, поэтому многие элементы коммуникации не имеют вербального выражения (ты как? – да…) Конситуация оказывает большое влияние на строение и характер семантики языковых единиц разных уровней.

Книжная речь всегда подготовлена, а РР спонтанна (неподготовленна). Спонтанное создание разговорного текста объясняет, почему ни лингвисты, ни тем более обычные носители языка не замечали его больших отличий от кодифицированных текстов: разговорные языковые особенности не осознаются, не фиксируются сознанием, в отличие от кодифицированных. Когда носителям языка для нормативной оценки предъявляют их же собственные высказывания типа «Дом обуви как проехать?», то часто эти оценки бывают негативными. Спонтанность РР ведет к самоперебивам, перестройкам фразы на ходу, построению речи не путем логического развертывания мысли, а постоянным присоединением, ассоциативным нанизыванием мыслей.

Основная форма реализации РР – произносительная, устная форма. РР протекает в основном в форме диалога. Следовательно, в РР основную роль играет слуховой канал связи. Отсюда – большая роль интонации, темпа речи, ее тембра. Все эти параметры несут смысловую нагрузку. Например, тембр голоса сообщает нам о внутреннем самочувствии говорящего: он доволен, рад, спокоен, взволнован. Об этом свидетельствуют такие обычно принятые характеристики, как он говорил хриплым голосом, ликующим, радостным и т.д.

Кроме слухового в РР играет важную роль визуальный канал связи. Непосредственность общения влечет за собой также широкие возможности для использования невербальных языковых средств (жесты, мимика).. Роль жестов и мимики в РР принципиально иная, чем в книжной устной речи. Только в РР жесты могут быть отдельными репликами диалога. Жесты могут составлять часть высказывания, составлять целую реплику: У тебя нет? (сигареты). Вместо «сколько времени?» – соответствующий жест. Жест может выступать как сопроводитель местоимения, не имеющего при себе знаменательного слова: А это для чего?

Характерной особенностью РР является повышенная эмоциональность, экспрессивность, оценочная реакция. На вопрос Написали? Чаще всего ответ ага – написали, прям написали, куда там написали, да уж, написали, и т.д.

Экстралингвистические характеристики РР определяют и ее языковые особенности, обладающие, как мы уже сказали, высокой степенью регулярности. Особенностью системы РР является то, что за одним означающим закреплено большее количество означаемых, чем в КЛЯ, что ярко проявляется в сфере номинации. Здесь активны слова прозрачной структуры - времянка, арбузник, дергалка, держалка, лексически опустошенные существительные и глаголы: вещь, дело, штука, грохать, шпарить и т.д.

Все авторы работ по РР подчеркивают такое ее свойство, какминимальная забота о форме выражения. В РР сосуществуют устойчивые речевые стандарты, воспроизводимые в типичных, повторяющихся ситуациях, и общелитературные явления, которые, в отличие от книжной речи могут больше подвергаться различным смещениям. И в разговорной, и в книжно-письменной речи можно встретить сочетание «оставить на ужин». Но только в РР можно встретить «оставить на после обеда», «оставить на когда вам захочется». Иными словами, в РР семантический (смысловой) принцип организации преобладает над формально-грамматическим.

Языковые средства в РР используются в соответствии с законом экономии речевых средств и речевых усилий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.