Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературный язык (ЛЯ) и его признаки






ЛЯ является высшей формой существования национального языка. Обладает следующими признаками:

Экстралингвистические признаки:

· Территориальный признак: ЛЯ использует на всей территории России.

· Социально-коммуникативный признак: по результатам социолингвистических исследований, ученые сформулировали следующие признаки, которыми носители ЛЯ должны отличаться от лиц, пользующихся другими разновидностями (диалектами, жаргонами, просторечием): 1. русский язык является для них родным; 2. они родились и длительное время живут в городе; 3. имеют высшее или среднее образование, полученное в учебном заведении с преподаванием всех предметов на русском языке. Отсюда следует, что носители ЛЯ – это образованная, культурная часть общества.

· Социальная значимость: Современный ЛЯ, будучи компонентом культуры, представляет собой такую коммуникативную подсистему национального языка, на которую ориентируются все говорящие, независимо от того, владеют ли они этой подсистемой или какой-то другой. Такая ориентация означает не только стремление овладеть ЛЯ, но и понимание его большей авторитетности по сравнению с тер. Диалектами, просторечием, соц. и проф. жаргонами. Общество признает культурный престиж ЛЯ.

· Функциональный признак: максимальный объем функций. ЛЯ способен выполнять кумулятивную (хранить и передавать от поколения к поколению духовные ценности; благодаря наличию письменной формы) и когнитивную (познавательную) функцию в большем объеме, чем другие страты.

· Формы реализации:

1. Формы речевого воплощения: письменная и устная. Но исторически ЛЯ складывался как язык письменный.

2. Количество участников: Основной формой реализации ЛЯ является монолог. С развитием ЛЯ, расширением круга его функций и состава носителей появляется потребность в использовании литературных средств за пределами письменной сферы, в устном общении, в том числе – бытовом. Современный ЛЯ реализуется в форме не только монолога, но и диалога и полилога.

Собственно языковые:

· ЛЯ представляет оптимально организованную систему общенародных языковых элементов, которые в течение длительного времени прошли культурную обработку:

- по пером писателей, публицистов, политиков, ученых;

- в результате усилий ораторов, артистов;

- в текстах самого разнообразного содержания и назначения, в СМИ, различных жанрах публичной и сценической речи;

- в устном общении образованных людей – носителей ЛЯ многих поколений.

· ЛЯ присуща разветвленная, поливалентная система функциональных разновидностей и стилистическая дифференциация средств выражения мыслей, чувств человека, всей совокупности понятий и представлений окружающего мира (самодостаточность).

· ЛЯ нормирован и кодифицирован. Нормативные словари ЛЯ создаются в целях распространения, упрочения и обучения нормам ЛЯ.

Признаки литературной нормы: общезначима, социально престижна, устойчива (благодаря письменности), широко распространенна, кодифицирована.

 

Как уже отмечалось, ЛЯ присуща разветвленная система функциональных стилей, среди которых выделяются книжные стили (официально-деловой, научный, публицистический, язык художественной литературы) и устный (разговорная речь).

Функциональный стиль (ФС) – это исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность употребления ЛЯ, отличающаяся от других подобных разновидностей особенностями состава языковых средств и собенностями их организации в текст.

Все существующие тексты можно объединить в определенные группы, классифицировать на основании разных признаков. Один из таких признаков – отнесенность конкретного текста к тому или иному ФС. Специфика текстов того или иного ФС определяется рядом факторов, которые называют стилеобразующими факторами. Стилеобразующий фактор – это то обстоятельство, которое влияет на принципы организации языковых средств, способы, приемы их использования в текстах конкретного ФС, на его стилевые черты. К важнейшим стилеобразующим факторам относятся:

1)сфера общения,

2)основное социальное назначение

3)функции речи.

Однако большое значение могут иметь и другие факторы – форма речи (устная/письменная), вид коммуникации, в рамках которого действует функциональный стиль (массовая, групповая, межличностная, контактная/неконтактная).

Функциональные стили – крупные объединения текстов. Внутри они членятся на разновидности (подстили), внутри подстилей – на жанры. Жанр здесь – наиболее мелкая единица членения. Под жанрами понимаются сложившиеся в данной культуре типы, разновидности текстов, построение которых подчиняется более или менее строгим моделям (образцам) – общая тематика, общие черты композиции, способы подачи содержания, его интерпретации. Каждый жанр имеет свои законы построения, свои требования к выбору языковых средств. Жанры могут различаться по соотношению схемы, модели построения текста и индивидуального, оригинального в плане выражения (степень стандартизованности). В художественных текстах индивидуальность жанрового решения, жанровое новаторство даже поощряется, приветствуется. На другом полюсе стоят тексты официально-делового стиля – в них степень стандартизованности максимальная, требуется строгое следование норме построения текста данного типа, образцу, трафарету. В научных текстах – требования более строгие (но и в пределах одного стиля, например, научного строгость большая или меньшая степень стандартизованности зависит от конкретного жанра – наиболее стандартизованные жанры – аннотации или тексты словарных статей (их составляют из требуемых блоков – строгое следование жанровому канону), более вольные жанры - статьи, доклады, монографии. Написание таких текстов требует не механического следования модели, а определенного языкового творчества, проявления индивидуальности ученого, его индивидуального стиля.

Изучая тексты разных функциональных стилей, стилистика вырабатывает понятие о стилистических нормах. Стилистические нормы – это 1) нормы выбора и организации языковых единиц в тексте определенного стиля и жанра; 2) нормы выбора стиля и жанра, соответствующего условиям языкового общения. Соответственно, нарушение стилистических норм может быть двух типов: 1) нарушение норм построения текста данного типа (в том числе и в отношении выбора языковых средств); 2) нарушение норм выбора типа текста, уместного в данной коммуникативной ситуации.

 

Сравнительная таблица стилей

 

Стиль Сфера Социальное назначение Функции Основные стилевые черты Подстили Жанры
Научный Научная фиксация научного знания, передача научной информации Когнитивная, Информативная,   Точность, объективность логичность Собственно научный (монография, статья) Научно-учебный (учебник) Научно-деловой (аннотации, реферат) Научно-популярный (энциклопедия) Курсовая, диплом, научная статья, диссертация и др.
Офиц-дел. Административная, деловая, сфера официальных отношений передача информации правового характера, регулирующей официальные отношения между людьми, учреждениями, организациями Информативная (сообщение); Воздействия (предписание);   Стандартность изложения; характер предписания; Точность и однозначность Дипломатический (тексты меморандума, международного соглашения) Законодательный (тексты закона, конституции) Административно-концелярский (тексты административных актов) Документ: заявление, объяснительная записка, устав, закон. Акт и др.
Публиц. сфера массовой коммуникации (политико-идеологических, общественно-экономических, культурных отношений) формирование общественного мнения по общественно важным проблемам Информативная; Воздействие   Наличие программы оценки; Экспрессия и стандарт собственно-публицистический, газетно-информационный, агитационный, парламентская речь (ораторский). газетная информация, репортаж, интервью, заметка, статья, очерк, фельетон, листовка, плакат, заявление для прессы, парламентские выступления

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.