Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура речи






О культуре сотрудника органов внутренних дел судят не только по его внешнему виду и манере поведения, но и по умению грамотно говорить, излагать свои мысли.

Культура речи — составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передавать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей. Язык — это способ выражения мысли, средство общения между людьми, форма выражения характера отношений людей друг к другу. Слово — оружие, которое может нанести рану и даже убить. Но словом можно и поддержать человека в трудную минуту, помочь ему преодолеть трудности, а порой и спасти жизнь человека.

Весомость и емкость слова, необъятная значимость его в жизни человека запечатлены народной мудростью в многочисленных по­словицах, поговорках, притчах. Вспомним притчу о мудром Эзопе, древнегреческом баснописце.

Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину:

— Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть он принесет нам самое прекрасное, что есть на свете.

Хозяин велел позвать Эзопа.

—Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.

—Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой.
Ее поднимают, а там лежит язык.

—Эзоп, ты же принес язык!

А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком
мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы
провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».

Через некоторое время кто-то подсказал хозяину:

— Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на
свете.

Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.

Удивлению гостей нет предела.

—Эзоп, ты же опять принес язык!

—А разве это не самое ужасное, что есть на свете? Языком мы
произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну,
языком мы произносим слово «раб».

С этой умной притчей перекликается высказывание Ильи Эренбурга: «Я знаю силу слова, я говорю это с гордостью и горе­чью. Слово может помочь человеку стать героем, призвать его к благородным поступкам, разжечь в его сердце любовь, и слово мо­жет принизить человека, одурманить его, заглушить совесть, толк­нуть на низкие дела».

Культура языка — это в конечном итоге культура мысли. Чтобы хорошо писать и говорить, надо прежде всего правильно думать. Человек, говорящий неправильно, вызывает к себе насмешливое, пренебрежительное отношение окружающих. Поэтому в народе го­ворят: «Лучше ногою запнуться, чем языком». Свою мысль всегда старайтесь выражать кратко и ясно. Не засоряйте речь такими бес­смысленными выражениями, как: «железно», «законно», «лады» и т.д. Очень обедняют речь часто употребляемые без надобности слова: «так сказать», «значит», «собственно говоря», «понимаете» и другие.

Чтобы избавиться от ненужных слов — контролируйте себя. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Красота речи (единство содержания и формы и их соответствие условиям, обстановке, назначению) способствует утверждению кра­соты во взаимоотношениях как между сотрудниками, так и между сотрудниками и гражданами.

Сотруднику в любом звании и должности следует помнить, что его речь, будь то выступление с трибуны, разговор за рабочим сто­лом, с гражданами, обращение к подчиненным перед строем или в непринужденной беседе, в общественном месте, в наряде, целиком раскрывает его личность, интеллект, психологическое состояние. В совершенстве овладеть навыками высокой культуры речи — профессиональная обязанность сотрудников органов внутренних дел. Их речь должна соответствовать следующим требованиям:

• быть содержательной, свидетельствовать о глубоком знании того, о чем идет речь;

• быть грамматически и литературно грамотной;

• быть точной, ясной, краткой и понятной;

• быть выразительной, эмоциональной, образной;

• при разговоре с гражданами сотрудник должен тщательно подбирать слова, учитывать их психологическое воздействие.
Лучше употреблять только те слова, значение которых вам
понятно;

• мимика и жесты должны быть сдержанными, четкими, скупыми, ненавязчивыми и соответствовать содержанию речи.

Культура речи, как известно, может быть привита сотруднику лишь в том случае, когда она своими основами опирается на вы­сокие образцы и примеры для подражания. «Подобное порождает подобное» — именно это сущностное правило характерно для сис­темы обучения и воспитания. Известно, что воспитать себе по­добного может каждый, но не всякий способен взрастить высоко образованного и культурного человека с присущими ему чертами интеллигентности и нравственного совершенства. Вот почему по­ложение о «зеркальном» отражении у воспитуемых качеств воспи­тателя, в том числе и в сфере речевого общения, предъявляет се­годня значительные требования к облику тех, кто призван руково­дить и воспитывать.

Наиболее привлекательная манера речи в общении отличается плавностью, размеренностью и, конечно же, отсутствием крика. Когда сотрудник легко сбивается на крик — это верный признак того, что он не умеет владеть собой. Но кричат не только начальники. Чаще всего переходят на крик отчаявшиеся что-либо объяснить со­беседнику (коллеге, подчиненному и др.) в рамках нормального тона, не формируя повышенный звук.

Как подсказывает житейский опыт, эффективность крика в си­туации, когда нужно убедить человека или склонить к своей точке зрения, близка к нулю, и громче — вовсе не значит убедительней и понятнее. Поэтому исключение крика из арсенала повседневного общения, несомненно, существенно повысит не только речевую культуру сотрудника, но и явится важнейшим показателем его общей культуры и интеллигентности.

Обращаясь к проблеме совершенствования культуры речи, особо следует сказать о сквернословии и жаргоне.

Жаргон — это буквально «испорченный язык», цель которого обособить какую-то группу людей от основной части общества. Щеголяют жаргоном, как правило, те, кто желает выделить себя из устоявшейся культурной среды. Именно они стремятся заимст­вовать некоторые слова из арго. Арго — это речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют вульгарной руганью или матерщиной.

Матерная брань имеет свои истоки в пластах русской лексики. Она возникла много веков назад и сложилась не сразу, а в течение жизни многих поколений. Ругательства с упоминанием матери соз­дались из традиций родового строя, когда представитель старшего поколения мог обратиться к молодому человеку со словами, напо­минающими последнему, что он мог быть отцом этого молодого человека, поскольку имел половую связь с его матерью. Таким об­разом, «матерные выражения» изначально не были бранью, по­скольку напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в не­пристойнейшие ругательства.

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — очень распространенное явле­ние, и оно в основном свидетельствует о психологической незащи­щенности человека, его слабости, а вовсе не силе. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Грубая, жаргонная, вульгарная речь портит любое симпатичное лицо, искажает приятное впечатление от знакомства, отталкивает человека. И хочется верить, что «жаргонный словесный мусор» не будет засорять общения тех, кто носит форму сотрудника ОВД, чей долг и достоинство требуют быть образованным и культурным человеком.

Таким образом, речь сотрудника ОВД, будучи важнейшим сред­ством взаимодействия между людьми, играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем его образо­ванности, культурности.

Специфическая значимость правоохранительной деятельности вытекает из тех задач и функций, которые возложены на органы правопорядка и их сотрудников. Каждый сотрудник — от рядового до генерала — облечен государственной властью, от имени государ­ства охраняет правопорядок, наделен определенными властными полномочиями и применяет принудительные санкции, реализация которых далеко не всегда воспринимается позитивно теми, на кого они направлены. Кому понравится, когда тебе делают замечания, не дают поступить так, как хочется, да еще с возможным примене­нием силы. И как ни парадоксально, но именно это обстоятельство требует от каждого сотрудника быть всегда подтянутым, опрятно одетым в установленную форму одежды, строгим, но вежливым, решительным, но не грубым, настойчивым, но не бестактным.

Жизнью проверено, что законные требования сотрудника ОВД, одетого не по форме или в неаккуратное обмундирование, предъяв­ляемые равнодушным, а то и грубым, оскорбительным тоном, чаще всего не выполняются, вызывают протест, сопротивление.

Поэтому надо помнить, что форма сотрудника — не спецодеж­да. Она атрибут государственной власти. Носить ее надо с честью и достоинством. Содержать в чистоте и порядке. На службу выходить подтянутым и опрятным. Всем своим поведением подавать пример высокой порядочности и уважительного обращения с окружающи­ми людьми, как на службе, так и в семье, в быту.

3. Этикет семейной жизни

Семья — важнейший социальный организм общества. От ее состоя­ния зависят здоровье, продолжительность жизни, численность на­селения. Прямо или косвенно семья влияет на экономическое и социально-политическое развитие страны, ее обороноспособность, состояние правопорядка, авторитет на международной арене, ста­бильность государства. В семье рождается и воспитывается новый человек. Именно в семье ребенок получает первые сведения, кто он, в какой стране живет, кто его предки, что есть добро и что зло, что красиво и что безобразно. Из семьи сотрудник идет на службу, в семью же он возвращается, выполнив каждодневный служебный долг. Охраняя правопорядок в городе, районе, поселке, сотрудник защищает покой и безопасность и своих родных и близких. В семье человек удовлетворяет свои многообразные потребности, в том чис­ле и эстетические.Семья — источник радости, гордости, благопо­лучия и счастья супругов и детей, бабушек и дедушек, других ее членов. В семье человек получает истоки культуры поведения, азы этикета.

Но семья может быть и источником огорчений, разочарований, средой, угнетающей человека, мешающей ему нормально жить и творить. «Из всех несчастий, которые падают на долю человека, — писал великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин, — нет страшнее горя семейного, домашнего. Оно не бросается в глаза, не выставляет напоказ своих ран и потому всегда остается незамечен­ным. Надо самому много испытать, чтобы понять, сколько есть по­давляющего в этих, по-видимому, маленьких огорчениях, в этих незаметных преследованиях, которые не убивают сразу, но мало-помалу отравляют всякий миг вашего существования и, наконец, делают вас неспособным жить»1.

Чтобы семья жила счастливой и полно­ценной жизнью, выполняла все свои функ­ции (детородную, хозяйственную, воспитание детей, заботу о старших, удовлетворения ин­тимных потребностей и др.), надо не забы­вать о том, что отношения в семье, семейный быт, поступки ее членов должны быть краси­выми. При этом под красотой семейной жиз­ни понимается не красота дорогих интерье­ров квартиры, не внешний лоск ее обитате­лей, а красота душевных отношений в семье, благородство и мудрость старших, тактич­ность и внимательность младших, чтобы че­ловека в семье ценили, поддерживали, укрепляли его веру в спра­ведливость, в добро и красоту.

Сам термин «семейный этикет» не нашел широкого примене­ния в научной и учебной литературе, в публицистике. Вместе с тем именно в семье закладываются основы этикета во всем его много­образии (этикет одежды, приветствий, застолья, быта, взаимоотно­шений старших и младших, родителей и детей, общения с соседями, этикет семейных праздников и т.д). Более того, этикет в подлин­ном смысле этого слова в дворянских семьях царской России фор­мировался, по существу, главным образом в семье. Пройдя достой­ную школу воспитания, дворянскому сыну надо было только усвоить элементы этикета государственной службы, чтобы быть достойным представителем своего класса, слугой Отечества и императора.

Этикет семейной жизни весьма многообразен. Однако он базиру­ется на трех главных составляющих полноценной семьи: этикет взаимоотношений жены и мужа, этикет общения родителей и их детей, этикет семейного быта. Рассмотрим три стороны этикета более подробно.

В основе семьи, как правило, лежит любовь юноши и девушки, мужчины и женщины, вступивших в брачный союз. При этом эстетическая составляющая (особенно на первых порах общения) зачастую играет решающую роль. Внешняя привлекательность парт­нера, его манеры, аккуратность, вежливость, пунктуальность, знаки внимания оказывают большое влияние на избранника (будь то муж­чина или женщина). И только спустя какое-то время (порой значи­тельное) молодые люди, став супругами, замечают друг у друга мораль­ную составляющую (верность, трудолюбие, заботу о ближнем, любовь к детям, сострадание, доброту, великодушие, доверительность, спо­собность простить другому ошибки, скромность, искренность и др.), которые станут определять прочность и чистоту семейных уз в по­следующие годы совместной жизни. И тем не менее эстетическая составляющая не может быть предана забвению.

Существуют определенные принципы, определяющие стабильность семьи, ее душевный комфорт.

Один из них можно сформулировать так: «То что делается во имя семьи, ее блага, не достойно осуждения и критики».

Например, молодая хозяйка, желая порадовать своего мужа ка­ким-то новым блюдом, нарушила технологию приготовления, какие-либо пропорции (пересолила, недожарила, переперчила, недоварила и т.д.). Блюдо, приготовленное впервые, потребовало от жены мно­гих усилий и значительного времени. Однако ее надежды не оправ­дались. Любящий муж, во-первых, заметит переживание супруги и, во-вторых, никогда не скажет: «Что это такое ты приготовила?», или что-либо в более резкой, обидной форме. Другой пример. Суп­руг накануне Нового года (8-го Марта и т.д.) обошел десяток мага­зинов в поисках подарков жене, детям. Он старался порадовать до­мочадцев, преподнести им сюрприз. Однако подарки были подоб­раны и куплены неудачно, в спешке, неумело. Воспитанные члены семьи вряд ли будут радоваться подаркам, восхищаться ими (это было бы лицемерием), но они непременно поблагодарят мужа, зятя, отца и, конечно, не скажут: «Зачем ты все это накупил?» или: «Зря только потратил деньги».

Следующий принцип: не пытайтесь перевоспитать супругу {суп­руга). В отношениях мужа и жены не должно быть начальников и подчиненных, воспитателей и воспитуемых. К тому же, по словам известного советского поэта М.А. Светлова, «только плохо воспи­танный человек стремится всегда играть роль воспитателя».

Супруги должны приспособиться друг к другу, влияя друг на друга одобрением (неодобрением), стимулированием, поощрением желанных действий, поступков суждений. Разумеется, какие-то во­просы в семье предпочтительнее решать мужчине, мужу, какие-то женщине, жене. Плохо, когда все семейные заботы возлагаются на кого-то одного из супругов. Вопрос «Кто в семье главный?» — за­частую надуманный, искусственный, интересующий больше социо­логов, журналистов, нежели любящих супругов.

В общении людей, а в семейной жизни особенно, исключительную роль играет такт как проявление культуры и воспи­танности человека. Такт проявляется в чувстве меры, уважении чужого мнения, интересов окружающих, умении владеть собой, заботливом отношении к домочад­цам. При этом такт должен проявляться всеми членами семьи по отношению друг к другу. Родители, к примеру, могут посо­ветовать сыну, дочери одеться, так сказать, по сезону и по случаю, но сделать это должны тактично, не навязывая своих вку­сов, особенно, если советы родителей ад­ресуются достаточно взрослым детям и делаются безапелляционно. Семейная жизнь не терпит мелочной опеки, придирок из-за пустяков, капризов, необоснованных претензий друг к другу. Все это, как правило, является следствием эгоизма, завышенной само­оценки, неумения владеть собой. Допустим, сотрудник пришел со службы усталый, расстроенный и привычно не поздоровался с женой, не поцеловал ее. В ответ жена упрекает мужа в том, что работа ему важнее семьи, что он не любит ее и т.д. Муж в данной ситуации не прав, поскольку один из принципов семейной жизни гласит: не не­сите неприятности со службы в семью. Семья, конечно, должна за­щитить человека от служебных стрессов, но не путем обсуждения служебной ситуации, кто прав и кто виноват, а путем переключе­ния внимания на родных и любимых членов семьи, их интересы и заботы, на организацию совместного отдыха, оздоровительных ме­роприятий. Однако и жена поступила не корректно, эгоистично. Почувствовав подавленное состояние мужа, она должна была не предъявлять претензию к супругу, а помочь ему снять напряжение добрым словом, лаской, красивым ужином, доброй вестью.

Если существует (должен существовать) определенный барьер между службой и домом, то также должен быть барьер между семьей и работой. Конечно, условия семейной жизни (взаимоотношения супругов и других членов семьи, быт, материальный достаток, усло­вия для здорового отдыха и развития) накладывают заметный отпеча­ток на сотрудника, его настроение, трудовую активность, отношение с коллегами и т.д. Однако это отнюдь не означает, что, допустим, плохое настроение сотрудник станет возмещать на подчиненных и коллегах, что будет делиться с сослуживцами семейной информацией. Подобное поведение свидетельствует о слабоволии или распущен­ности работника.

Весьма благоприятно влияют на семейную жизнь маленькие, но по возможности частые «знаки внимания» супругов. Это и билеты в любимый театр, и букет цветов, и подарок к празднику, и люби­мое блюдо на столе, и прием гостей, и ужин при свечах, и бутылка шампанского, и совместный отдых на природе. При этом не цена «знака внимания» играет здесь решающую роль, а чувства, кото­рые его сопровождают. Как говорят в народе: «Мне не дорог твой подарок. Дорога твоя любовь!». При этом не надо искать особых поводов, чтобы подарить жене цветы, а мужу галстук или авторуч­ку. Разумеется, к юбилею, годовщине свадьбы, рождению ребенка, ко дню рождения супруги подарок должен быть более значимым. Но опять же, если материальная стоимость подарка определяется финансовыми возможностями семьи, то его эстетическая и нрав­ственная ценности — чистотой, искренностью и силой чувств поздравляющего.

Семья — одна из важнейших ценностей человека. Человек во многом живет и трудится ради семьи, ее благополучия, процвета­ния, счастья. Поэтому стремление сотрудника к материальному достатку, эстетическому комфорту дома, желание сделать, как гово­рится, дом полной чашей является естественным и нормальным. Но быт не должен стать самоцелью, когда не материальная среда служит человеку, а он ей, становясь порой рабом своих вещей (ме­бели, картин, сервизов, гардероба, автомашин и т.п.). Чистота и уют домашнего очага, наличие необходимых и достаточных предме­тов быта, облегчающих домашний труд, создающих условие для здорового отдыха и воспитания детей, — главные критерии матери­альной составляющей семьи. Основой подлинной семьи, подчерк­нем еще раз, является ее духовное состояние, т.е. забота, внимание, любовь, дружба, сострадание, общность интересов и, как, может быть, ни покажется странным, близость взглядов и супругов, и де­тей на такие понятия, как «Родина», «вера», «идеал», «долг», даже если эти слова в семье не произносятся вслух.

Конечно, жизнь в общежитии, коммунальной квартире, в част­ном секторе, в доме «без удобств» и т.д. создает серьезные препятст­вия для нормального развития и поддержания семейных отношений. Быт способен даже разрушить семью (вспомним В.В. Маяковского), однако не каждую. Недаром народная мудрость гласит: «С милым и в шалаше рай». Минимальный уют и комфорт можно создать в лю­бых условиях. И нужно создавать. Эстамп на стене, портрет родите­лей, цветы на подоконнике, ваза с цветами на столе, книги на пол­ке, свежие обои, вещи, сделанные своими руками, необходимые бытовые приборы, радиоприемник, телевизор, вымытая посуда — все это влияет на настроение людей, способно приглушить объек­тивные неудобства быта. Неприятное впечатление производят со­трудники, годами живущие во временном жилище, ничего не делая для его благоустройства и улучшения эстетического вида, полагая, что рано или поздно бросят, оставят свой приют. Грязные стены, покореженные двери, некрашеные рамы окон, текущие краны, во всем запустенье, серость, убогость. В таких домах часты ссоры, вза­имные упреки, незаслуженные обиды. Из такого жилища редко вы­ходит жизнерадостный, опрятный, подтянутый сотрудник, готовый к успешному решению служебных задач.

Этикет семейной жизни предъявляет определенные требования и к внешнему виду супругов и других членов семьи. Он, в частности, не одобряет неряшливость в одежде, когда, допустим, супруга с утра до вечера ходит по квартире в замызганном халате, а муж щеголяет в майке и трико с пузырями на коленях. Домашняя одежда должна быть простой, удобной, но не лишенной эстетической привлека­тельности. Отдых от службы не означает отдых от того, что пред­ставляют собой нормы приличия.

Социологические исследования свидетельствуют, что порой в основе супружеской неверности лежат причины сугубо бытового характера. Человек аккуратный, следящий за собой вследствие вос­питания и условий службы, изменяет неряшливой и бесхозяйствен­ной жене. Он находит отдых и отраду после службы у другой жен­щины, которая встречает его всегда причесанной, изящно и со вку­сом одетой, в чистой, уютной квартире, за хорошо сервированным столом.

В силу рода деятельности, образования, состояния здоровья и т.д. члены семьи имеют свои пристрастия и увлечения. Но в семье обязательно должны быть и общие интересы, объединяющие всех домочадцев. Эти интересы могут быть эстетического или бытового (хозяйственного) характера, связанные с воспитанием детей, организацией отдыха, уходом за больным членом семьи. Полезны со­вместные просмотры телепередач или прочтение и обсуждение художественных произведений, выходы всей семьей на природу, посещение концертов, музеев, театров, работа на садово-дачном участке, художественное творчество членов семьи, совместные иг­ры дома или на свежем воздухе. Особенно важно поощрять, сти­мулировать любые проявления творчества младшего поколения.

Одной из важнейших функций семьи является детородная функ­ция. Как поется в известной песне, дети — это «вершина любви», это — «чудо великое». С годами дети становятся главным смыслом существования семьи, центром притяжения и надеждой родителей. Правда, если на первых порах (особенно до 12—14 лет) дети больше нуждаются в родителях, то позже, когда дети покинут родное гнез­до, родители все более начинают нуждаться в детях. Причем нужда эта, как правило, не материального, а духовного, нравственного порядка. Молодым родителям полезно об этом знать с первых лет супружества.

От родителей, их физического и морального здоровья, образа жизни зависит, какими и кем станут их дети, что унаследуют они от них. Дети принимают от своих родителей не только лучшие черты, но, к сожалению, и их дурные склонности и привычки, и даже порой, физические болезни. О чем людям, вступаю­щим в брак, не вредно заранее ознакомиться и учитывать в семейной жизни.

В семье происходит первое приобщение де­тей к прекрасному. Роль родителей здесь трудно переоценить. Великий итальянский мечтатель Томмазо Кампанелла писал в «Городе Солнца», что для рождения красивого душой и телом ребенка надо, чтобы будущая мать жила в кругу красивых людей, слушала хорошую музыку, смотрела на красивые полотна художников.

Эстетические увлечения родителей (музыка, театр, поэзия, жи­вопись, киноискусство, рукоделия), их отношение к прекрасному, художественное оформление жилища — все это не остается незаме­ченным детьми, закладывает основу их эстетического мироощуще­ния. Радуга в полнеба, увиденная в раннем детстве, стрекоза на по­плавке удочки, церковь на косогоре, ветка, опушенная инеем, архи­тектура родного города остаются в памяти ребенка и служат в последующем своеобразным критерием оценки как произведений искусства, так и окружающего мира.

Диалектика эстетического воспитания в семье осуществляется почти по классической формуле: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к восприятию произведений искусства. Фор­мулу можно продолжить, поскольку эстетический вкус, сформиро­вавшийся художественными произведениями, проявляется в воспри­ятии человеком окружающего мира. Так, без поэзии А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина вряд ли возможно правильно воспринимать и любить родную природу. Точно так же это трудно сделать без полотен И.И. Левитана, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова. Таким образом, первой ступенькой в эстетическом освоении жизни ребенком является семья. Именно от семьи зави­сит, будет ли ребенок, став взрослым, «жить и творить по законам красоты», что он воспримет из этикета семьи и жизни.

А.П. Чехов вложил в уста одного из своих героев фразу, которая стала крылатым выражением: «В человеке все должно быть пре­красным: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Далеко не каждое лицо, красивое от природы, можно назвать прекрасным. Если человек (мужчина или женщина) холодный, надменный, эгоистичный, злой, завистливый, двуличный, то как бы красив он ни был, вряд ли кто назовет его лицо прекрасным. Внешний вид человека, его восприятие окружающими во многом зависит от моральных добродетелей человека (чуткость, искрен­ность, преданность, скромность, отзывчивость и др.). Зависит оно и от его умения одеваться, пользоваться косметикой, поддержи­вать в чистоте свое тело. Главные требования к одежде и обуви: аккуратность и соответствие фигуре, возрасту, образу жизни, об­стоятельствам, а также моде, насколько это, конечно, возможно. Одежда и обувь должны подчеркивать достоинства и скрывать не­достатки фигуры. У людей с хорошим вкусом, как правило, нет вопросов, как и во что одеться. Многие люди, к сожалению, этим вкусом не обладают.

Человек, активно занимающийся спортом, туризмом, в одежде и обуви отдает предпочтение курткам, джинсам, кроссовкам, свите­рам, футболкам, спортивным брюкам и т.д. В то же время в гарде­робе должны быть строгий костюм, вечернее платье для торжест­венного случая, выхода в театр, посещения официальных учрежде­ний. Обувь (чистая и исправная) должна соответствовать костюму, платью. К одежде темных тонов подходит только обувь черная, темно-серая и не допустима обувь коричневого, желтого и тем бо­лее белого цветов. Светлая обувь надевается со светлой одеждой. Спортивная обувь (при всей ее удобности) со строгим костюмом смотрится нелепо. Если костюм пестрых расцветок, то сорочка, блузка должны быть одного цвета. К костюму темного цвета хоро­шо подходят сорочки, блузки светлых тонов.

Важную роль в одежде мужчины и женщины играют аксессуары (перчатки, кашне, галстуки, дамские сумочки, бижутерия, носки, чулки и т.п.). При умелом использовании этого дополнения гарде­роба можно значительно разнообразить свой внешний вид и сокра­тить объем гардероба. Применение деталей аксессуара требует со­блюдения ряда требований. Так, цвет и фактура перчаток должны гармонировать с обувью и дамской сумкой или головным убором и шарфом, к цветной рубашке редко подходит пестрый галстук. Гал­стук к тому же должен гармонировать с костюмом. Если костюм пестрый, в клетку, то галстук должен быть однотонным. В одежде, как и во всем остальном, надо соблюдать чувство меры. Как гово­рил один мудрец: «В одежде старайся быть изящным, но не щего­лем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — из­лишество».

Важно также помнить: то, что допустимо и прилично в одежде и обуви на даче, в походе, на пляже, не допустимо или нежелатель­но на службе, в общественных местах. К примеру, шорты и шле­панцы в условиях города вряд ли украсят сотрудника, даже если он выгуливает собаку, выносит мусор во дворе своего дома или поку­пает газету в ближайшем киоске.

Семейная жизнь редко обходится без гостей и визитов в гости. Умение наносить визиты и принимать гостей свидетельствуют о культуре человека. Гостеприимство принимающей стороны зависит не от количества и качества напитков и закусок (хотя это важно), а от радушия хозяев, их искренней заинтересованности в гостях, в потребности общения с ними, в умении организовать это обще­ние. Стремление некоторых хозяев во чтобы то ни стало напоить гостя спиртными напитками свидетельствует либо о желании самим иметь за столом собутыльника, либо о их неумении организовать интересную встречу, беседу, либо об отсутствии подлинного инте­реса к гостю.

Мнение, будто принимать гостей без водки, коньяка, виски неприлично, не радушно, не по-русски — глубоко ошибочно. Крепкие напитки не способствуют дружескому общению и тем более препятствуют проведению деловых бесед. Если хозяевам не­привычно принимать гостей за чаем, можно украсить стол хоро­шим вином, выпить пива. Количество дорогих напитков и гастрономических деликатесов говорят о финансовых возможностях хо­зяев, а не об их искусстве принимать гостей. Нарядная скатерть, домашние приготовления блюд с учетом вкусов гостей, радушие хозяев, продуманная программа развлечения друзей гостеприимст­ва. Важно помнить, что в гости ходят не на дегустацию, а ради дружеского общения. В гостях должно быть удобно всем и каждому в отдельности.

Таким образом, этикет семейной жизни является важным усло­вием прочности и зрелости семьи, залогом успешного осуществле­ния всех ее функций, основой полноценной и счастливой жизни каждого ее члена. Истинный семейный этикет — необходимая сту­пенька вхождения человека в общество, предпосылка его служебной карьеры и дружеского общения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.