Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории черт






6.3.1. Концепция преобладающего стиля руководства (автор К.Левин).

Основана на сравнении эффективности достижения результатов группой при использовании различных стилей руководства:

- авторитарного - руководитель сам решает, что нужно сделать и как;

- демократического - решения принимаются после обсуждения; - и либерального - члены группы работают самостоятельно, руководитель сам является членом группы.

В экспериментах Левина самой производительной была работа при авторитарном руководстве, но при этом необходимо было присутствие руководителя, в противном случае работа прекращалась. Члены такой группы проявляли агрессивность по отношению друг к другу и увлекались поиском “козлов отпущения”. Демократическое руководство было самым популярным и позволяло получать стабильные результаты как по качеству, так и по производительности. Попустительский (либеральный) стиль руководства оказался самым плохим во всех отношениях.

Главным критерием, которым пользовался К.Левин, была производительность труда, но производительность может использоваться как критерий лишь на короткий период времени. В экспериментах Левина работа не регистрировалась, когда руководитель отсутствовал. Более того, в «долговременных ситуациях» произхводительность труда могла быть снижена из-за прогулов или большой текучести кадров.

 

Интересен исторический аспект создания этой теории. Левин - немец еврейского происхождения. Для него защита демократического стиля руководства - личный вклад в победу демократии.

 

Однако позднее К.Левин установил, что эффективность руководства определяется еще и видом профессиональной деятельности. Было выявлено, что авторитарный стиль больше подходит для групп рабочих, полицейских, пожарных, демократический - для творческих работников, сотрудников НИИ и вузов, а либеральных - для людей с высокой потребностью участия в принятии решений.

 

Достоинства этого подхода - простота освоения менеджерами на основе минимального обучения. Минусы - отсутствие прямой связи между результатами труда и удовлетворенностью членов группы, сложность воздействия лидера на группу с разной мотивацией (на работу или человеческие отношения), в зависимости от качества и состояния управленческой ситуации.

 

6.3.2. Теория “Х” и “У” стилей

Автор - Мак-Грегор - считает, что руководитель ориентирован либо на работу, либо на человеческие отношения.

При ориентировке на работу - “Х” - для него важны достижение конечного результата, повышение производительности труда, четкое выполнение заданий, система вознаграждений за труд. При этом он исходит из того, что:

- люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы,

- у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили,

- больше всего люди хотят защищенности и предпочитают работать в группе,

- чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение и угрозу наказания.

Исходя из этого, идеальным руководителей является автократ, сосредоточенный на работе, выдающий точные указания группе, осуществляющий строгий контроль за действиями подчиненных, могущий оказать психологическое давление на членов группы.

При ориентировке на человека - “У” - руководитель стремится к созданию человеческих ценностей, участию работников в принятии решений, помощи в профессиональном росте, делается упор на взаимопомощь.

В этом случае система ценностей руководителя совершенно иная - это демократический руководитель, который считает, что:

- труд - процесс естественный, люди не только принимают ответственность, но и стремятся к ней,

- если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самообучение и контроль,

- приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением целей,
- способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал человека используется лишь частично.

 

Однако, несмотря на простоту концепции двух подходов, ее логичность и четкость мотивации, она ориентирована на две противоположные группы людей, которые в коллективе составляют меньшинство - поэтому ее применение ограничено. Большая часть людей сочетают качества “Х” и “У”, что требует сочетания авторитарного и демократического стилей руководства.

 

Задание (см. книга 6, стр. 12)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.