Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории происхождения лидерства и руководства






ТЕМА 6. ЛИДЕРСТВО В МАЛОЙ ГРУППЕ.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЛИДЕРСТВА

 

Социально-психологическая структура коллектива заканчивается выдвижением лидеров в малых группах и в целом в коллективе.

Активная разработка концепций лидерского поведения началась накануне второй мировой войны и продолжается до настоящего времени. В основном, все они на первых этапах были построены на основании тезиса о существовании единственно верного пути лидерского поведения.

Теории происхождения лидерства и руководства

А. Личностные теории или теории черт (Джон Хант) Данный подход включает в себя харизматические теории и личностные теории. Харизматическая теория: (харизма - благодать) лидером может быть не каждый человек, но лишь такой, который обладает определенным набором качеств. Множество исследований предъявляло обширные, но не согласующиеся между собой списки качеств лидера. Личностные теории в большей степени отражали черты экспериментатора, но не черты лидера.

Б. Теории стиля или ориентации (Левин, Мак-Грегор, Блейк - Моутон) - эти концепции ориентированы на преобладающий стиль руководства, где определяющим, конституирующим фактором является система установок лидера - ориентировка на задачу, или на человека.

 

В. Ситуационные теории (Танненбаум - Шмидт, Херсей - Бланшард, Фидлер) - в основном лидерство - продукт ситуации. В различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве. Так как именно это качество необходимо в данной ситуации, то именно этот человек и становится лидером.

 

Г. Синтетическая теория лидерства или функциональный подход (модель Дж. Адаира). Лидерство - это процесс организации межличностных отношений в группе для достижения целей группы, но на роль лидера претендуют личности совершенно определенного склада.

 

6.1. Различия в понятиях “лидер” и “руководитель”

Чаще всего подразумевается, что руководитель одновременно является лидером организации или некоторой группы внутри организации. Именно поэтому в рамках психологии менеджемента создавались теории лидерства (50-60 гг.), и лишь позднее, убедившись, что на практике подобное положение вещей чаще является желаемым, но не действительным, стали создавать теории руководства.

Поэтому важно разграничивать эти понятия (и, соответственно, сферы влияния) - см. таблицу.

1. Определения:

Лидерство - это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личности и авторитета человека на поведение группы и эффективность групповой деятельности или процесс, посредством которого отдельные члены группы мотивируют и ведет за собой группу. Лидер – это человек, отвечающий эспектациям (ожиданиям) группы.

Р уководство - одна из функций менеджмента, которая связана с управлением людьми при решении какой-либо задачи.

Стиль руководства - индивидуально-типические особенности целостной, устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций.

Таблица.

Лидер Руководитель
лидер регулирует межличностные отношения в группе руководитель регулирует официальные отношения группы как некоторой социальной организации
лидерство - элемент микросреды руководство - элемент макросреды, так как оно связано со всей системой общественных отношений
лидерство возникает стихийно руководитель либо назначается, либо избирается, но в любом случае, это целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры
лидерство менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от мнения и настроения группы (т.е. носит ситуативный характер) руководство достаточно стабильно
власть лидера абсолютна власть руководителя ограничена формальными полномочиями
в раках у лидера нет определенной системы санкций руководство предполагает определенную, иногда жесткую систему санкций и наказаний
лидер принимает непосредственные решения относительно групповой деятельности процесс принятия решений руководителем опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе
сфера деятельности лидера - малая группа сфера деятельности руководителя - реализация основных управленческих функций в структуре организации.

 

 

2.Формы лидерства и руководства:

 

На практике лидерство может носить эмоциональный, деловой или информационный характер:

- эмоциональный лидер - человек, к которому каждый может обратиться за сочувствием.

- деловой лидер - с ним хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, наладить дело.

- информационный лидер - к нему все обращаются с вопросами, он может разрешить проблему, дать нужную информацию, помочь с разъяснениями.

Руководство тоже может быть определено с разных точек зрения:

- какими личными качествами и характерными чертами должен обладать руководитель,

- как руководитель должен использовать свое влияние, какой стиль руководства он должен применять или какой стиль руководства будет более действенным,

- как руководитель выполняет свою работу - различные функции руководства.

 

В идеале руководитель должен воплощать в себе все три компонента лидерства и реализовываться во всех трех формах руководства, однако в практике это далеко не так. Разумнее всего занимать следующую позицию: иметь четкое представление о своих собственных возможностях и способностях, о качествах и задатках членов группы; представлять четко формальную и неформальную структуры группы и их взаимосвязь; выявлять неформальных лидеров и превращать их в своих союзников, используя их лидерский потенциал с максимальной отдачей в зависимости от ситуации.

Могут существовать более уместные и лучшие способы выполнения заданий, но, когда они противоречат тому, что естественно и привычно для темперамента и является личным стилем руководителя, он может оказаться в неприятном положении. Личность и личностный стиль – очень глубокие понятия. Бороться с личностными особенностями – все равно, что бороться с дьяволом – самоубийство, особенно на работе. Попробовать это где-то на семинаре, может, и легко, но в жизни – нет. Слишком многое формируется в течение длительного жизненного цикла, и каким бы разумным ни казалось нам изменение, оно может быть невозможно. Тот, кто пытается изменить свое естественное поведение, чтобы соответствовать какому-то идеалу или шаблону, наверняка разрушит то, что делает его сегодняшнюю работу эффективной и помогает ему оставаться психологически здоровым.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.