Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции






Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел

 

6.1 Участие прокурора в рассмотрении дел в суде первой инстанции.

6.2 Речь государственного обвинителя.

6.3 Участие прокурора в суде кассационной инстанции.

6.4. Участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции.

6.5 Участие прокурора в судебном заседании при пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции

 

В соответствии со ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельностью, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе.

Объем и пределы полномочий прокурора, участвующего в судебном рассмотрении уголовных дел, установлены Уголовно-процессуальным законодательством.

Предметов надзора в данном случае выступает соответствие закону приговоров, определенных и постановленных судов (судей) по уголовным делам.

Формами участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел являются;

участие прокурора в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дела судом первой инстанции

участие в рассмотрении уголовных дел в контрольных стадиях уголовного судопроизводства: кассационной, надзорной инстанциях, а также при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

участие при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

В настоящее время в юридической литературе нет единого мнения в отношении правового положения прокурора в суде первой инстанции по уголовным делам. Ряд авторов считают, что прокурор в суде обладает властными полномочиями, и в ходе судебного разбирательства, и ему предоставлено право не только вскрывать нарушения закона, но и устранять их.

Другие учёные считают, что смыслом деятельности прокуратуры в суде является уголовное преследование от имени государства, т.е. главным в её деятельности должно быть уголовное преследование лиц, совершивших преступления, и поддерживание государственного обвинения в суде. Сторонники этой точки зрения указывают на независимость и самостоятельность судебной власти которая, исключает необходимость контроля со стороны других государственных органов, за исключением вышестоящих судов, которые в установленном порядке проверяют законность судебных актов. Прокурор же в суде, лишь поддерживает выводы органов расследования, а возложение на него «по совместительству» ещё и функции надзора необоснованно усиливает позицию стороны обвинения перед защитой.

Вместе с тем имеется мнение, указывающее на двойственную природу выполняемой прокуратурой функции в суде. С одной стороны, прокурор – представитель государства, обязанный отстаивать в суде общегосударственные интересы. Эти интересы заключаются в соблюдении закона, прав участников процесса, постановлении законного и обоснованного приговора. С другой стороны, он должен поддерживать государственное обвинение, т.е. отношения, в которые вступает прокурор, будучи процессуальными по форме, являются надзорными по существу.

В самом судебном разбирательстве прокурор никаких мер ни к участвующим в деле лицам, ни к суду применить не может, его возражения и протесты, высказанные во время судебного разбирательства, не обязательны для суда, рассматривающего дело. Они учитываются судом лишь в меру их обоснованности. К числу правовых актов, используемых при этом прокурором и способствующих устранению нарушений закона, допущенных при рассмотрении судами уголовных дел, относятся: заявления ходатайств, возражения, протесты и представления.

Участие прокурора в судебном заседании является важнейшей гарантией постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

Обязанность поддерживания государственного обвинения по уголовным делам, возбужденным в публичном, частно-публичном порядке является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов и иных актов законодательстве в государстве.

Как правило, поддержание государственного обвинения возлагается на старших помощников и помощников прокурора. Прокуроры и их заместители обязаны принимать участие в рассмотрении судами первой инстанции актуальных уголовных дел, а также дел, имеющих большой общественный резонанс.

При этом учитывается объем, способность и по возможности, соответствие категории уголовного дела основному предмету надзора прокурорского работника, а также опыт работы и квалификация.

В приказе от 28 августа 2012г. №28 «Об организации поддержания государственного обвинения и осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам», практика поддерживания государственного обвинения по уголовным делам. Генеральный прокурор требует принять меры по совершенствованию процессуального мастерства государственных обвинителей и подробно регламентирует данную отрасль деятельности.

Полномочия государственного обвинителя в судебном разбирательстве уголовных дел предусмотрены в ч. 6 ст. 34 УПК. Одновременно прокурор как государственный обвинитель вправе пользоваться другими полномочиями, закрепленными в УПК.

Согласно ч.8 ст. 34 УПК участие прокурора при судебном разбирательстве уголовных дел в качестве государственного обвинителя обязательного по делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 455 УПК. По сложным и много эпизодным делам государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров.

Ст. 46 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» устанавливает, что прокурор поддерживает в суде государственное обвинение от имени государства, выступая в качестве стороны обвинения – государственного обвинителя. Генеральный прокурор Республики Беларусь в упомянутом выше приказе №28 от 28 августа 2012г. требует предлагаемую формулировку по вопросам, указанным в пунктах 1-16 ст. 352 УПК, а также мотивированную позицию в случае полного или частичного отказа от обвинения, представлять суду в письменной форме, для приобщения к уголовному делу.

Поддерживая в суде государственное обвинение, прокурор руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела. Если в результате судебного разбирательства прокурор придёт к убеждению, что предъявленное обвиняемому обвинение не нашло подтверждения, он обязан от него отказаться. Государственный обвинитель отказ от поддержания обвинения должен всесторонне и полно мотивировать.

Частью 7 ст. 34 УПК установлено, что прокурор, участвуя в судебном разбирательстве, обязан соблюдать порядок судебного заседания, подчиняться законным распоряжениям председательствующего и исполнять другие обязанности, предусмотренные УПК. При неподчинении государственного обвинителя законным распоряжениям председательствующего суд сообщает об этом вышестоящему прокурору.

Выполнение задач судебного разбирательства дела во многом зависит от подготовленности прокурора к участию в процессе. Прокурор, назначенный в качестве государственного обвинителя по уголовному делу, должен до судебного заседания предварительно изучить материалы дела. Большего внимания и времени требуют объемные и сложные дела. Предварительное изучение прокурором материалов уголовного дела является основной качественного поддержания государственного обвинения.

 

Речь государственного обвинителя, ее содержание

В соответствии со ст. 345 УПК по окончании судебного следствия суд переходит к судебным прениям, которые состоят из речей участников судебного разбирательства, представляющих стороны обвинения и защиты.

Последовательность выступлений участников судебных прений устанавливается судом по их предложениям, но во всех случаях первым выступает государственный или частный обвинитель.

Если по сложным и многоэпизодным уголовным делам государственное обвинение поддерживают несколько прокуроров, последовательность их выступлений определяется судом по их предложениям.

В ч.ч. 5 и 6 ст. 293 УПК установлен предмет судебных прений государственного обвинителя. Государственный обвинитель излагает суду своё мнение по существу обвинения, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении обвиняемому наказания, поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует защита прав граждан, государственных или общественных интересов. Государственный обвинитель может в своей речи изложить своё мнение также и по другим вопросам, возникающим в судебном разбирательстве. К таким вопросам могут относиться те, которые суд разрешает при постановлении приговора, предусмотренные ч. 1 ст. 352 УПК. Государственный обвинитель должен формировать свою позицию на основе тщательного анализа всех собранных доказательств и их объективной оценки.

Государственный обвинитель начинает готовиться к выступлению в судебных прениях до открытия судебного заседания и продолжает в течение всего судебного следствия путём активного участия в исследовании доказательств. Окончательно содержание речи государственного обвинителя формируется к завершению судебного следствия. В своей речи государственный обвинитель может ссылаться только на те доказательства, которые были исследованы в ходе судебного следствия. Он не вправе ссылаться на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании. При необходимости предъявить суду для исследования новые доказательства он может ходатайствовать о возобновлении судебного следствия (ч.2 ст. 345 УПК). К новым доказательствам следует отнести и те, которые имеются в деле, но не были проверены на судебном следствии и на которые государственный обвинитель ссылается в своей речи.

Обвинительной речью заканчивается деятельность прокурора как государственного обвинителя в судебном разбирательстве. Независимо от того, поддерживает ли государственный обвинитель обвинение, считая виновность обвиняемого в совершении преступления доказанной, или отказывается от него, считая виновность недоказанной, он своей речью помогает суду постановить законный и обоснованный приговор. Однако речь должна способствовать суду не только правильно разрешить вопросы, связанные с постановлением приговора (ст. 352 УПК), но и иметь воспитательное значение.

Речь государственного обвинителя должна отвечать определенным требованиям. В речи государственного обвинителя должна быть дана социально-общественная оценка преступления. Необходимым качеством речи является ее убедительность, объективность, общая и юридическая культура. В речи государственного обвинителя должна быть безукоризненная логика в суждениях по любому вопросу, который суд должен разрешить в совещательной комнате. Речь должна быть ясной и доходчивой, понятной любому лицу, находящемуся в зале судебного заседания, не должна изобиловать юридическими терминами. Она должна быть по возможности краткой и юридически обоснованной. В ней должно быть не простое перечисление доказательств, а должен быть дан анализ и объективная их оценка. Государственный обвинитель в своей речи оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств уголовного дела. В речи излагается только то, что имеет отношение к существу дела, не должно быть повторений одних и тех же положений. Хорошим качеством речи является последовательность изложения ее положений.

По структуре речь государственного обвинителя должна состоять из следующих элементов:

1) социально-общественная оценка преступления;

2) анализ и оценка доказательств;

3) юридическая квалификация преступления;

4) характеристика личности обвиняемого, оценка отягчающих и смягчающих вину обстоятельств;

5) анализ причин совершения преступления и условий, способствовавших его совершению;

6) предложение о мере наказания;

7) мнение о возмещении вреда, причиненного преступлением, взыскании процессуальных издержек, судьбе вещественных доказательств.

Соотношение отдельных частей речи, их место в ее структуре, их объем могут меняться в зависимости от конкретных обстоятельств каждого уголовного дела. В одних случаях больший акцент следует сделать на юридическую квалификацию преступления, в других – на анализ и оценку доказательств, в третьих – на характеристику личности обвиняемого и т.д. Может меняться последовательность структурных частей речи. Например, социально-общественная оценка преступления может быть дана или в начале, или в конце речи в зависимости от характера дела, обстоятельств совершенного преступления. При этом все элементы речи должны находиться в неразрывной связи между собой, один другой дополняя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.