Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация конфликтов






Содержание

Основные понятия

Классификация конфликтов

Функции конфликтов

Причины конфликтов в организации

Динамика развития конфликта

Критерии конфликта

Управление конфликтами

Трудовые споры

 

 

Основные понятия

Начало современным теориям конфликта положили исследова­ния ряда немецких, австрийских и американских социологов, вы­полненные в начале XX в.: Г. Зиммеля, Л. Гумпловича, Д. Смолли, У. Самнера. Наиболее известным из них является Г.Зиммель, кото­рый рассматривал конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и прису­щего личности инстинкта агрессивности.

Деятельность зарубежных фирм, практика работы отечественных организаций, особенно в условиях изменения форм собственности, показывает, что современным руководителям и управляющим пер­соналом необходимы знания и навыки по управлению конфликта­ми и их прогнозированию.

Различие во взглядах людей, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угро­зу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация - это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

В основе конфликтной ситуации часто лежат объек­тивные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо ме­лочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента - и конф­ликт может начаться.

Инцидент (повод) - активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет (пусть даже неумышленно) интересы другой сто­роны.

Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

§ значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;

§ наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);

§ превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.

В конфликтной ситуации уже проявляются возможные участники будущего конфликта - субъекты или оппоненты, а также пред­мет спора или объект конфликта.

Конфликт (от лат. - confliclus, столкновение) - высшая степень развития разногласий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов и общества в целом, характеризующаяся противоборством, приводящим к устранению этих противоречий.

Субъектами конфликта являются участники конфликтного взаимодействия, в качестве которых могут выступать отдельные лично­сти, группы, организации. Следует подчеркнуть, что оппоненты дол­жны иметь возможность действовать от своего лица, а не выступать от третьего лица, не быть средством в реализации чьих-то интере­сов. В этом случае речь будет идти о посредниках, а не о конкретных участниках конфликта.

Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение чего одним из участников полностью или ча­стично лишает другую сторону возможности добиться своих целей. Например, право распоряжаться имуществом, право собственности на землю, выбора варианта приватизации государственной собствен­ности. Во всех перечисленных примерах та сторона, которая полу­чает это право, получает и возможность решать все вопросы по своему усмотрению и полностью лишает или существенно сокращает соот­ветствующие возможности другой стороны.

В таком случае объектом конфликта является получение права распоряжаться имуществом, землей, организацией. Субъектами конфликта выступают: организация, частные лица, т.е. те, кто оспаривает эти права.

Существует такое представление конфликта:

КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ

Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта:

- наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;

- неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;

- желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, то есть неопределенность исхода.

Классификация конфликтов

В связи с тем, что возникновение конфликтов неразрывно связано с различными сторонами деятельности человека, количество и разнообразие конфликтов достаточно велико. Для того, чтобы легче ориентироваться в многообразии конфликтов и иметь возможность выбрать адекватный метод воздействия, диагностики и управления, проведем их классификацию.

На рис. 15.1. представлена классифи­кация конфликтов в зависимости от ряда факторов: способа их раз­решения, природы возникновения, последствий для участников, сте­пени выраженности, количества участников.

Рис. 15.1. Виды конфликтов.

Антагонистические конфликты представляют способы разреше­ния противоречия в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфлик­те. Эта одна сторона и выигрывает: война до победы, полное пора­жение противника в споре.

Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их разрешения за счет взаимного изменения целей участников конф­ликта, сроков, условий взаимодействия.

Социальные конфликты представляют собой высшую стадию раз­вития противоречия в системе отношений людей, социальных групп, институтов. Они характеризуются усилением противоположных тен­денций и интересов социальных общностей, коллективов, индиви­дов. Такие конфликты предполагают наличие значительного проме­жутка во времени между объективными причинами, породившими эти конфликты, от самих конфликтов и их последствий. Пример: множество национальных конфликтов, возникших на территории бывшего СССР в последнее время. Основная объективная причина их возникновения отстоит от нас на несколько десятилетий и заклю­чается в национальной политике 20-х годов. Конфликты же происходят сейчас и их приходится решать спустя годы и десятилетия. Без­условно, за прошедший период накопилось достаточно причин развития подобного рода конфликтов, но первооснова была зало­жена именно в те годы.

Организационные конфликты являются следствием организационного регламентирования деятель­ности личности: применения должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др.

Эмоциональные или личностные конфликты характеризуются тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности сразу же при­водит к ее столкновению с окружающими. Эти конфликты, как пра­вило, вызываются чувствами зависти, враждебности, антипатии и яв­ляются быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов. Происходит совмещение (замещение) препятствия к достижению це­лей и личности, которая, по мнению индивида, мешает ему эту цель достичь. Пример: столкновения в очередях, в домашних условиях, внешне не всегда мотивированные.

Характерной чертой вертикальных и горизонтальных конфликтов является объем власти, которым располагают оппоненты, на момент начала конфликтных взаимодействий. Вертикальные - предпола­гают распределение власти по вертикали сверху вниз, что и опреде­ляет разные стартовые условия у участников конфликта: начальник - подчиненный, вышестоящая организация - предприятие, малое предприятие - учредитель. При горизонтальных конфликтах пред­полагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: руководители одного уров­ня, специалисты между собой, поставщики - потребители.

Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуа­ции и уровню участников конфликта: международными (при меж­государственных столкновениях), правовыми, социальными, этиче­скими.

При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом исполь­зуются косвенные способы воздействия. Это происходит при усло­вии, что один из участников конфликтного взаимодействия опаса­ется другого, либо у него нет достаточно и власти и сил для открытой борьбы.

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направлен­ных мотивов, потребностей, интересов. Это конфликты выбора «из двух зол меньшего». Например, работнику поручили срочную рабо­ту, а у него дома проходит капитальный ремонт и требуются посто­янные уходы с работы. Либо - это выбор одной из альтернатив, каж­дая из которых имеет свои «плюсы» и «минусы»: поехать в отпуск или купить новую мебель. На выбор правильного решения при внутриличностном конфликте человек может затратить много сил и времени, резко возрастает эмоциональное напряжение, а перед приня­тием решения поведение личности может стать неконтролируемым.

Межгрупповые и межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или групп между собой.

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой гра­ницы между различными видами не существует и на практике воз­никают конфликты: организационные, вертикальные, межличност­ные, горизонтальные, открытые, межгрупповые и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.