Название метода
| Краткое описание метода
| Результат
|
|
|
|
Источниковедческий (биографический)
| Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика.
| Логические заключения о семье, образовании, карьере, чертах характера
|
Интервьюирование (собеседование)
| Беседа с работником в режиме «вопрос - ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о человеке.
| Вопросник с ответами
|
Анкетирование
(самооценка)
| Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа.
| Анкета «Вакансия»
|
Социологический опрос
| Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные) и построение диаграммы качеств личности.
| Анкета социологической оценки, диаграмма качеств
|
Наблюдение
| Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня.
| Отчет о наблюдении
|
Тестирование
| Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей».
| Психологический портрет
|
Экспертные оценки
| Формирование группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального или реального работника.
| Модель рабочего места
|
Критический инцидент
| Создание критической ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к вину, женщинам и т.д.).
| Отчет об инциденте и поведении человека
|
Деловая игра
| Проведение организационно-деятельностной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям («генератор идей», «организатор», «критик», «эксперт», «делопроизводитель», «наблюдатель» и др.) и оценка способности работы в малой группе.
| Отчет об игре. Оценки игроков и их ролей
|
Анализ конкретных ситуаций
| Передача работнику конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по ее разрешению в форме доклада.
| Доклад с альтернативами решения ситуации
|
Приложение 14.1 (окончание)
|
|
|
|
Ранжирование
| Сравнение оцениваемых работников между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе).
| Ранжированный список работников (кандидатов)
|
Программированный контроль
| Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов.
| Карта программированного контроля, оценка знаний и умений
|
Экзамен (зачет, защита бизнес-плана)
| Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающий предварительную подготовку оцениваемого по определенной дисциплине (кругу проблем) и выступление перед экзаменационной комиссией.
| Экзаменационный лист с оценками, бизнес-план
|
Самоотчет (выступление)
| Письменный отчет или устное выступление руководителя или специалиста перед трудовым коллективом с анализом выполнения плана работы и личных обязательств.
| Письменный отчет
|
Комплексная оценка труда
| Определение совокупности оценочных показателей качества, сложности и результативности труда и сравнение их с предыдущим периодом или нормативом с помощью весовых коэффициентов.
| Таблица оценки труда
|
Аттестация персонала
| Комплексный метод оценки персонала, использующий другие методы (интервью, анкетирования, наблюдения, тестирования, экспертных оценок и др.) для определения аттестационной комиссией соответствия кандидата вакантной или занимаемой должности и последующего анализа ответов для определения потенциала человека.
| Анкета «Аттестация», протокол аттестационной комиссии, приказ директора
|