Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система доказательств по Соборному Уложению






Доказательства, которые использовались и принимались во внимание судом в состязательном процессе, были многообразны – свидетельские показания (практика требовала привлекать в процесс не менее десяти свидетелей), письменные доказательства (наиболее доверительными из них были официально заверенные документы), крестное целование (допускалось при спорах на сумму не свыше одного рубля), жребий.

Судоговорение в состязательном процессе было устным, но протоколировалось в «судебном списке». Каждая стадия оформлялась особой грамотой.

Процессуальными мероприятиями, направленными на получение доказательств, являлись общий и повальный обыск: в первом случае опрос населения осуществлялся по поводу факта совершенного преступления, во втором – по поводу конкретного лица, подозреваемого в преступлении[31].

Назначение и производство обыска заключалось в опросе окольных людей о спорных обстоятельствах дела. Люди окольные – это люди, близко (около) живущие, посторонние для тяжущихся сторон, выступающие при сыске в качестве сви­детелей или очевидцев[32].

По поводу какого-либо факта, имеющего принципиаль­ное значение для рассмотрения дела в суде, проводился спе­циальный вид обыска – повальный обыск, касающийся мас­сового опроса населения. Показания при обыске светских лиц приносились под присягой. Иноверцы не подвергались процес­суальным ограничениям. Они наряду с русскими людьми (пра­вославными) могли участвовать в повальном обыске.

Результаты повального обыска оценивались на основе фор­мальных признаков. Подсчитывались показания опрошенных лю­дей, и в пользу какой стороны было больше ответов, та сторона и выигрывала дело. Голоса всех опрашиваемых, в том числе и нерусских людей, были равны. Крепостные крестьяне как участ­ники обыска выступали наравне с феодалами, но закон требовал записывать отдельно показания феодалов и их крестьян, избегая воздействия первых на вторых (глава X, статья 161).

Широко практиковались свидетельские показания как вид доказательств. Уложение 1649 г. исходило из теории формальных доказательств, господствовавших в феодальном праве. Ценность свидетельского показания определялась в зависимости от социального положения свидетеля. Для спора по более крупному иску нужны были и свидетели, занимающие более высокое социаль­ное положение в феодальном обществе. Свидетельские показа­ния давались под присягой («по государеву крестному целова­нию»). Соборное уложение 1649 г. требовало множественности свидетелей: десяток и более людей (глава X, статьи 158—159).

Особый вид свидетельских показаний представляла ссыл­ка из виноватых. Если хотя бы один из десяти свидетелей давал показания не в пользу данной стороны, она проигрывала дело (глава X, статья 160).

Имело место применение еще одного вида доказательства – общей ссылки. Она являлась разновидностью свидетельских по­казаний и была родственна ссылке из виноватых. В отличие от последней при общей ссылке обе стороны ссылались на одного или нескольких свидетелей, условливаясь, что их показания будут решающими для дела. Человек, на которого ссылались, должен был быть очевидцем фактов, о которых он свидетель­ствовал. К общей ссылке мог привлекаться не один свидетель, а три. Этому виду доказательств придавалось особое значение. Предписывалось: «А будет истец с ответчиком на суде пошлются оба на обчую правду, хотя на одного человека, и по обчей ссылке дело и вершити. А сверх тоя обчия ссылки повальным обыском сыскивати не посылати, чтобы от того истцу и ответчику лишния проести и волокиты не было» (X, 167). При этом если в общей ссылке из трех человек один покажет одно, а двое — другое и начнут уличать первого во лжи, то «в таком деле верить двум, а одного -отставить» (X, 169)[33].

Ложные показания свидетеля относи­лись к разряду уголовно наказуемых дел. Вторично по одному вопросу общая ссылка применяться не могла, а возможность оспаривания результатов общей ссылки отпадала (глава X, ста­тьи 167-172).

Довольно своеобразным процессуальным действием в «суде» стал так называемый правеж. Правеж – это средство, побуждающее к уплате долга. Правеж состоял в том, что должника, который не хотел платить, утром, еще до начала работы приказов, вы­водили перед приказной избой, обнажали ему икры и били по ним палками. Процедура эта длилась целый день и заканчива­лась с отъездом судей из приказа. Закон устанавливал предель­ные сроки правежа из расчета один месяц за сто рублей долга. По особой просьбе ответчика правеж можно было отсрочить на месяц, но не более. Это называлось «перевести деньги на другой месяц» (глава X, статья 261).

«Правеж» не просто наказание – это мера, побуждающая ответчика выполнить обязательство (у него могли найтись поручители, или он сам мог решиться на уплату долга).

Пытка. В главе XXII Соборного Уложения впервые регламентировалась такая процессуальная процедура, как пытка. Основанием для ее применения могли послужить результаты «обыска», когда свидетельские показания разделялись: часть в пользу подозреваемого, часть – против него. В случае, когда результаты «обыска» были благоприятными для подозреваемого, он мог быть взят на поруки, т.е. освобожден под ответственность (личную и имущественную) его поручителей. Применение пытки регламентировалось: ее можно было применять не более трех раз с определенным перерывом. Показания, данные на пытке («оговор»), должны были быть перепроверены посредством других процессуальных мер (допроса, присяги, обыска»). Показания пытаемого протоколировались[34].

Несмотря на то, что система судебных доказательств су­щественно не изменилась, возросло значение письменных до­казательств (глава X, статья 156). Поле (поединок), широко при­менявшееся ранее, постепенно исчезло из способов доказыва­ния вины или правоты. В Соборном уложении 1649 г. этого ин­ститута уже не было.

Крестное целование, рассматривалось как одно из важнейших средств доказательства правоты показа­ний в ходе судебного разбирательства – как показаний сторон, так и всех видов показаний свидетелей, - в особенности в тех случаях, когда отсутствовали или были недостаточными иные до­казательства, а также при повальном обыске.

Запрещалось целовать крест при судебном разбирательстве лицам моложе 20 лет (за исключением особых случаев). Каждому разрешалось давать клятву путем крестоцелования всего три раза по трем разным искам. Четвертое дело решалось с помощью сыска или его приходилось «розымать пыткою». При одновременном рассмотрении двух или трех исков к одному и тому же лицу, если дело доходило до веры, требовалось крестоцелование по каждому иску в отдельности. Служилые люди по отечеству могли поручать целование креста своим людям. Духовенство исключалось из процедуры крестоцелования в силу своего сана. Светские феодалы приводились к кресту начиная от стольников и ниже. Крестоцелование как средство судебного дознания распространялось на все непривиле­гированные слои населения Устанавливался процессуальный порядок целования креста[35].

Иски менее рубля решались путем жеребьевки (XIV, 10). Но жеребей как форма «божьего суда» применялся и при иных делах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.