Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники Соборного Уложения. Официальными источниками Уложения стали:






 

Официальными источниками Уложения стали:

1) «Правила святых апостолов и святых отцов», то есть церковные постановления вселенских и поместных соборов;

2) «градские законы греческих царей», то есть византийское право;

3) указы прежних великих «государей, царей и великих князей российских» и боярские приговоры, сличенные со старыми судебниками.

Но пометы, сделанные на полях рукописного свитка, и само содержание статей данного правового памятника показывают, что его составители черпали правовые нормы из большего количества источников, чем это обозначено в преамбуле. Среди подобных заметок встречаются, например, такие: «из Моисеева закона», «из Стоглава», «из Литовского [статута]». Источником Соборного уложения 1649 г. стали еще и указные книги различных приказов, не упомянутые ни в преамбуле к его основному тексту, ни в заметках на его полях. В эти книги записывались по мере их издания царские указы, а также доклады приказов по тем или иным государственным делам, предназначавшиеся для внесения на рассмотрение царя и Боярской думы.[15]

По мнению К. Д. Кавелина, «указные книги представляли по разным частям готовые уложения с подробными указаниями на отмененные и измененные законы, а доклады приказов, еще не внесенные в Думу, заключали в себе новые случаи, не разрешенные законодательным порядком, следовательно, все материалы, нужные для написания новых статей». К.Д. Кавелин считал, что при составлении Соборного уложения 1649 г. «редакционной комиссии оставалось только собрать эти указные книги и заготовленные доклады из разных приказов, выбрать текст законов, сгруппировать статьи, выбранные из старых законов, с текстом новых, которые их дополнили или изменили, наконец, составить, на основании заготовленных докладов, несколько примерных статей, - и главная, существенная часть работы была готова»[16].

В предисловии также ничего не говорится о челобитной, поданной 10 июня 1648 г. и о созыве Земского собора 1 сентября для утверждения проекта Уложения.

Историк А. Н. Зерцалов, специально исследовавший деятельность Земского собора 1648-1649 гг., отмечал: «Во всех приказах шла усиленная переписка указов и боярских приговоров для Уложенной комиссии, каковые документы и присылались к составителям при памятях[17].

Самым обильным источником для Уложения стали указные книги приказов: так главы о поместьях и вотчинах были составлены по книгамПоместного приказа, глава о холопьем суде – по книге Холопьего приказа, о разбойных делах – по книге Разбойного приказа и т.п.

Вопросыюридической техники (формулировки, построение, рубрикация и т.д.)заимствовались из Литовского Статута1588 г. Но по своим масштабам и глубине содержания Уложение превосходит Литовский статут. Несмотря на то, что заимствования из Литовского статута были в тексте Соборного уложения довольно большими по своему объему, практически ни одна заимствованная статья не была оставлена без переработки, причем чаще всего существенной, затрагивавшей не только форму, но и содержание. Переработка литовского правового материала была по-настоящему творческой: в результате ее нормам литовского права придавалась большая определенность, конкретность изложения, а зачастую и новый смысл.[18]

По мнению В. О. Ключевского Статут послужил не столько юридическим источником Уложения, сколько кодификационным пособием для его составителей, давал им готовую программу.[19]

Не менее двадцати статей Соборного уложения 1649 г. происходили из «градцких законов греческих царей», - византийского юридического сборника, составленного в 70-е годы IX в., в период совместного правления императоров Василия, Константина и Льва. В современной исторической литературе данный сборник именуется «Прохироном», или «Прохейроном».

Сформулированные на основе норм Прохирона статьи Соборного уложения относились в основном к сфере уголовного права: в них устанавливались, например, наказания за поджог города или дворов (ст. 4 гл. II), за переход к неприятелю во время государевой службы в полках (ст. 20 гл. VII), за кражу лошади во время военной службы (ст. 29 той же главы), за убийство матери и отца (ст. 1—2 гл. XXII), за подстрекательство к смуте (ст. 13 гл. XXII), за убийство женою своего мужа (ст. 14 той же главы).[20]

В значительной мере изменило планы составителей Уложения участие в кодификационной работе земских представителей, которые свои поправки и дополнения выборные вносили в Думу в форме земских челобитных.Дума придавала им законодательный характер и включала в состав Уложения. Так на основании челобитных от служилых и посадских людей была составлена гл. XIX Уложения «о посадских людях», в которой устанавливался порядок возвращения в посадское тягло объектов (дворов, предприятий, земель), принадлежавших нетяглым, «белым» владельцам[21].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.