Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Нового времени. 17 век открывает следующий этап в развитии философии, который принято называть философией Нового времени






17 век открывает следующий этап в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Важнейшим фактором, порождающим изменения в экономике и социальных отношениях, стало естествознание. Развитие науки вызвало к жизни новую ориентацию философии, теперь она опирается на естествознание и, прежде всего, на механику, математику.
В 17 веке особенно быстро развивается экспериментально-математическое естествознание, а в философии на первый план выходят проблемы теории познания (гносеология).
В теории познания выделились два противоположных направления: эмпиризм и рационализм.
Родоначальником эмпиризма был английский философ Ф. БЭКОН. В своих исследованиях он опирался на опыт (эксперимент) и обратил внимание на исключительную значимость наблюдения и опытов для установления истины. Ученый и философ должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. До этого пользовались преимущественно дедуктивным методом, суть которого состоит в том, что мысль движется от общих положений к частным выводам.
Призыв Бэкона обратиться к эксперименту (эмпиризму) стал лозунгом для ученых того времени.
Однако следует отметить, что Бэкон слишком абсолютизировал эмпирические методы исследования, недооценивая при этом роль разума, т.е. рационального начала в сознании. Эта проблема составила предмет исследований Р. ДЕКАРТА, представителя рационализма. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагающего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые и определяют результаты познания.
ДЖ. ЛОКК, английский философ, был противником рационализма и отвергал точку зрения о врожденных идеях. Локк полагал, что все наши знания мы берем из опыта через ощущения, т.е. через данные наших органов чувств. «В разуме нет ничего, что предварительно не прошло бы через органы чувств». Критикуя воззрения Декарта, Локк остается приверженцем эмпиризма.
Представитель классической немецкой философии И. КАНТ частично преодолевает односторонность эмпиризма и рационализма.
Знание по Канту есть синтез чувственного и рассудочного. Чувственное знание, состоящее в многообразии ощущений, - это первый этап познания человеком окружающего мира. На втором этапе рассудок упорядочивает ощущения и подводит многообразие чувственного материала под единство понятия. Человек мыслит при помощи понятий.
Деятельностью рассудка руководит разум, который ставит перед рассудком все новые цели, пытаясь достигнуть абсолютного знания. Но абсолютное знание получить невозможно, поскольку, считает Кант, есть высшие сущности, предельно общие задачи, которые рассудок решить бессилен. Такие высшие сущности, недоступные для познания, Кант называет «вещами в себе».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.