Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 1. Рис.1. Виды оперативных финансовых планов, которые могут разрабатывать корпорации






Рис.1. Виды оперативных финансовых планов, которые могут разрабатывать корпорации

Приложение 2

Рис.2. График безубыточности

 


Приложение 3

Рис.3. Баланс доходов и расходов

Приложение 4

Рис.4. Формат инвестиционного плана


Приложение 5

Рис.5. Кредитный план акционерной компании

Приложение 6

Рис.6. Формат валютного плана корпорации


Схемы

Определения финансового планирования

Авторы Определения
Брейли и С. Майерс Финансовое планирование – это процесс, включающий[13]: · анализ инвестиционных возможностей и возможностей текущего финансирования, которыми располагает корпорация; · прогнозирование последствий принимаемых решений; · обоснование выбора варианта из ряда возможных решений для включения его в окончательный план; · оценку соответствия результатов, достигнутых корпорацией, параметрам, установленным в финансовом плане.
Ф. Ли Ченг и Д. И. Финнерти Финансовое планирование понимают как процесс анализа дивидендной, финансовой и инвестиционной политики, прогнозирования их результатов, воздействия этих результатов на экономическое окружение корпораций и принятия решений о допустимом уровне риска и выборе проектов.

 

Задачи финансового планирования

Задачи финансового планирования заключаются в следующем · в использовании экономической, правовой, учетной и рыночной информации, а также сведений о финансовой и инвестиционной политике компании;
· в анализе и оценке взаимосвязи решений о дивидендах, финансировании и инвестициях;
· в прогнозировании последствий управленческих решений, с целью избежать влияния негативных событий и четко представлять взаимосвязь оперативных и долгосрочных решений;
· в выборе решений, которые выполнимы в рамках принятых финансового и инвестиционного планов;
· в сравнительной оценке результатов реализации выбранных решений и целей, установленных финансовым планом.

3. Главная цель финансового планирования


Принципы финансового планирования

Принцип Пояснение
1. Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») заключается в том, что получение и использование средств должно происходить в установленные сроки
2. Принцип платежеспособности предполагает, что планирование денежных средств должно обеспечить платежеспособность корпорации в любое время года
3. Принцип рентабельности капиталовложений заключается в том, что для капитальных вложений следует выбирать самые дешевые способы финансирования (самофинансирование, финансовую аренду — лизинг и др.)
4. Принцип сбалансированности рисков Особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений и др.).
5. Принцип приспособления к потребностям рынка Для корпорации важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов и займов, так как не во всех случаях собственных средств достаточно для финансирования текущей и инвестиционной деятельности.
6. Принцип предельной рентабельности указывает на то, что целесообразно выбирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность на инвестированный капитал при допустимом уровне риска

 

Методы финансового планирования

Методы финансового планирования Расчетно-аналитический заключается в том, что на основе достигнутой величины финансовых показателей прогнозируют их уровень на будущий период
Нормативный заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность корпорации в денежных ресурсах и источниках их образования
Балансовый состоит в том, что достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (накопления и потребления), квартального плана доходов и расходов, месячного платежного баланса (календаря) и др.
Оптимизации плановых решений Сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный
Экономико-математическое моделирование позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину

 


Содержание финансовой работы и контроля в корпорации

 

Содержание финансовой работы

Финансовую работу в корпорациях осуществляют специальная финансовая служба или бухгалтерия.

Назначение финансовой службы:

v обеспечение производственно-коммерческой деятельности денежными ресурсами, т.е. постоянной платежеспособности корпорации и ликвидности ее баланса;

v обеспечение роста доходности активов (имущества), собственного капитала и продаж;

v осуществление расчетов и выполнение финансовых обязательств перед государством и партнерами (юридическими и физическими лицами);

v разработка оперативных (текущих) и долгосрочных финансовых планов (бюджетов);

v контроль над рациональным движением денежных ресурсов (денежными потоками).

Руководитель финансовой службы несет ответственность за финансовое состояние корпорации, за оперативное управление всеми видами финансовой работы, включая и регулирование денежных потоков (притока и оттока денежных средств). Финансовая служба тесно взаимодействует с ведущими производственно-коммерческими подразделениями акционерной компании.

Финансовая работа в корпорации осуществляется по трем основным направлениям[14]. Это:

1. Финансовое планирование (бюджетирование расходов, доходов и капитала).

2. Оперативная (текущая) деятельность по управлению денежным оборотом.

3. Контрольно-аналитическая работа.

Финансовое планирование заключается в разработке и анализе выполнения различных видов финансовых планов (бюджетов).

В соответствии с Методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ по разработке финансовой политики предприятия от 01.10.97 бюджеты составляют по структурным подразделениям (центрам ответственности) и по предприятию в целом. Для организации системы бюджетирования Минэкономразвития РФ рекомендует создавать следующие центры ответственности:

§ по доходам, включая управление коммерческой и маркетинговой деятельностью;

§ по расходам, включая управление производством, снабжением и ремонтом основных средств;

§ по прибыли, включая управление финансовой деятельностью;

§ по инвестициям, куда входит управление техническим развитием и персоналом предприятия.

Четкое определение состава центров ответственности позволяет интенсивно внедрять систему финансового планирования и прогнозирования. Рекомендуемая Министерством экономического развития РФ система бюджетирования доходов, расходов и инвестиций на предприятиях России приводится в Приложении 1.

Бюджеты подразделяются на операционные и финансовые.

В состав операционных бюджетов включают:

  • бюджет продаж;
  • бюджет производства;
  • бюджет производственных запасов;
  • бюджет затрат на материалы и энергию;
  • бюджет расходов на оплату труда;
  • бюджет амортизационных отчислений;
  • бюджет общепроизводственных расходов;
  • бюджет коммерческих расходов;
  • бюджет управленческих расходов;
  • бюджет доходов и расходов (прогноз отчета о прибылях и убытках).

Финансовые бюджеты:

  • бюджет движения денежных средств;
  • бюджет по балансовому листу (прогнозного баланса активов и пассивов);
  • бюджет формирования оборотных активов и источников их финансирования;
  • капитальный (инвестиционный) бюджет.

Бюджеты могут классифицироваться также по следующим признакам:

Ø по периодичности составления – периодический и постоянный (стабильный);

Ø по способу расчета показателей – базирующийся на данных истекших периодов и разрабатываемый «с нуля»;

Ø по учету влияния изменений – фиксируемый, изменяемый и многовариантный.

Многие предприятия составляют бюджеты по центрам финансового учета – центрам прибыли, затрат и профит-центрам.

Центры финансового учета могут включать объекты трех типов:

1) влияющие на доходность предприятия (статьи бюджета доходов и расходов);

2) воздействующие на его платежеспособность (статьи бюджета движения денежных средств);

3) влияющие на развитие предприятия (статьи капитального бюджета).

Для разработки бюджетов используют следующую информацию:

· прогнозные данные о выручке от продажи продукции (работ, услуг);

· данные по переменным производственным издержкам в разрезе каждой товарной группы;

· обобщенные данные по постоянным издержкам с распределением их по отдельным видам, что позволяет обоснованно оценить рентабельность отдельных изделий;

· прогнозные данные об удельном весе бартерного обмена, взаимозачетов в общем объеме выручки от реализации продукции;

· прогнозы, касающиеся налоговых платежей, взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, банковских кредитов и возможностей их погашения;

· данные о производственном потенциале предприятия (состав и структура основных средств, уровень их физического износа, коэффициенты выбытия и обновления, фондоотдачи и рентабельности);

· прогноз объема капиталовложений и источников их финансирования;

· прогноз состава и структуры оборотных активов, величины их прироста и источников финансирования, показателей оборачиваемости и доходности оборотных активов и др.

Первоочередные действия для перехода к бюджетному управлению:

1. Анализ экономического потенциала (ресурсного и финансового).

2. Внедрение управленческого учета и отчетности.

3. Учет персонала.

4. Построение системы финансового управления, т.е. выделение центров финансового учета.

5. Подготовка операционных и финансовых бюджетов и соответствующей отчетности для контроля их исполнения.

Управление бюджетированием начинают с назначения директора по бюджету. Директором по бюджету обычно назначают финансового директора (вице-президента по экономике и финансам в акционерном обществе). Он выступает в качестве штатного эксперта и координирует деятельность отделов и служб предприятия. Директор по бюджету руководит работой бюджетного комитета, состоящего из специалистов верхнего звена управления предприятием. Комитет по бюджету – постоянно действующий орган, который занимается проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации и разрешает спорные вопросы, возникающие в процессе разработки и утверждения бюджетов. В западных корпорациях подобное структурное подразделение называют «группа стратегического планирования» или «группа финансового анализа и планирования».

В состав консолидированного (сводного) бюджета предприятия (корпорации) включают:

¨ исходные прогнозные данные (объемы производства и реализации продукции, капиталовложений и др.);

¨ сводный бюджет по доходам и расходам. Бюджет расходов включает локальные бюджеты производственных, коммерческих, управленческих, а также общих затрат по корпорации в целом (полную себестоимость продукции, работ, услуг);

¨ прогноз отчета о прибылях и убытках (форма № 2);

¨ прогноз отчета о движении денежных средств (форма № 4);

¨ прогноз баланса активов и пассивов (по укрупненной номенклатуре статей – форма № 1).

Данный раздел консолидированного бюджета прогнозируют на основе плана продаж (реализации) продукции и плана денежных поступлений из прочих источников. Кроме того, необходимо учесть входные остатки денежных средств на балансовых счетах корпорации: касса (50), расчетные счета (51), валютные счета (52), специальные счета в банках (55), переводы в пути (57).

Расходный раздел консолидированного бюджета рассчитывается на основе:

Þ бюджета материальных затрат в расчете на производственную программу;

Þ бюджета расходов на электроэнергию;

Þ бюджета фонда оплаты труда;

Þ плана-графика налоговых выплат;

Þ плана-графика взносов в государственные социальные внебюджетные фонды;

Þ плана-графика погашения кредитов;

Þ бюджета прочих расходов.

Состав консолидированного (сводного) бюджета доходов и расходов корпорации приведен в Приложении 2.

На практике нередки случаи задержки платежей за отгруженную продукцию либо взаимозачета встречных платежей. В такой ситуации фактическую доходную часть консолидированного бюджета понижают. Поэтому для ликвидации дефицита следует оперативно пересматривать (корректировать) его доходные и расходные статьи. Корректировка бюджета находится в компетенции руководства корпорации.

Оперативная финансовая работа заключается в обеспечении регулярных денежных взаимоотношений с партнерами (контрагентами) корпорации:

v поставщиками материальных ценностей и услуг (оплата закупок, управление производственными запасами и др.);

v покупателями готовой продукции и услуг (получение платежей и управление дебиторской задолженностью);

v бюджетной системой государства;

v персоналом (оплата труда, социальные и дивидендные выплаты);

v банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами и др.;

v арбитражным судом в случае возникновения претензий и т.д.

Частью оперативной финансовой работы считается также выбор наиболее эффективных способов финансирования корпорации. К таким способам относятся:

­ самофинансирование (в основном за счет собственных средств) – умеренная финансовая политика;

­ финансирование за счет краткосрочного банковского кредита (агрессивная финансовая политика);

­ финансирование преимущественно за счет собственных средств и долгосрочных кредитов и займов (консервативная политика);

­ хеджирование (компенсация активов обязательствами при разном сроке их погашения);

­ финансирование за счет отсрочки выплат по обязательствам (например, поставщикам);

­ комбинированное (смешанное) финансирование, сочетающее элементы приведенных выше способов.

В случае использования кредитного финансирования корпорация в состоянии поддерживать обеспеченность полученных ссуд следующими методами:

§ увеличением доли наиболее ликвидных активов (денежных средств и краткосрочных ценных бумаг);

§ увеличением сроков, на которые предоставляются банковские кредиты.

Необходимо учитывать, что эти методы приводят к снижению доходности ссудополучателя: в первом случае – из-за вложения средств в низкодоходные активы (внеоборотные активы и запасы); во втором – за счет необходимости выплаты процентов по кредитам и займам при наличии собственных средств.

В процессе оперативной финансовой работы осуществляют систематический анализ показателей дебиторской и кредиторской задолженности (по данным квартальной отчетности или Главной книги, а также журналов-ордеров по расчетам с дебиторами и кредиторами) с учетом рекомендуемых значений этих показателей. По результатам такого анализа могут быть приняты следующие решения:

  1. Замена неденежной формы расчетов или определение их оптимального (критического) уровня (например, 25-30%).
  2. Составление плана-графика постепенной ликвидации задолженности по оплате труда.
  3. Возможная реструктуризация задолженности перед бюджетной системой.
  4. Полная инвентаризация задолженности в целях ее взаимного погашения, реструктуризация ее или списание безнадежных долгов и невостребованных сумм.
  5. Определение штрафных санкций и обращение в арбитражный суд.

Финансовой службе необходимо рассмотреть задолженность, выраженную в векселях, рассчитав при этом дисконтные суммы по ним как для получения, так и для уплаты. Эту работу выполняют совместно с бухгалтерией.

Следует иметь в виду, что расчеты с банками по операциям учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств со сроком погашения не свыше 12 месяцев учитывают на отдельном субсчете к счету «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Операция учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств организация-векселедержатель отражает по кредиту счета «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (номинальная стоимость векселя) и дебету счетов «Расчетные счета» или «Валютные счета» (фактически полученная сумма денежных средств) и «Прочие доходы и расходы» (учетный процент, уплаченный банку). Операции учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств закрывают на основании извещений банков об уплате путем отражения суммы векселей по дебету счета «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и кредиту соответствующих счетов учета дебиторской задолженности.

При возврате организацией-векселедержателем денежных средств, полученных от банка в результате учета (дисконта) векселей или иных долговых обязательств, из-за невыполнения в установленный срок векселедержателем или другим плательщиком по векселю своих обязательств по платежу производят запись по дебету счета «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При этом задолженность по расчетам с покупателями, заказчиками и другими дебиторами, обеспеченная просроченными векселями, продолжает учитываться на счетах учета дебиторской задолженности. Аналитический учет дисконтированных векселей ведут в разрезе банков, осуществляющих учет (дисконт) векселей и иных долговых обязательств, векселедержателей и отдельных векселей.

Наиболее общие рекомендации по управлению дебиторской задолженностью включает следующее:

¶ контроль состояния расчетов с покупателями, особенно по отсроченной (просроченной) задолженности;

¶ ориентацию на большее число покупателей с целью снижения риска неуплаты одним или несколькими крупными контрагентами;

¶ анализ соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью. Превышение суммы расчетов с дебиторами над величиной расчетов с кредиторами создает угрозу финансовой устойчивости предприятия в будущем и приводит к необходимости привлечения дополнительных (как правило, более дорогих) источников финансирования;

¶ использование способа предоставления скидок при досрочной оплате товаров;

¶ понижение суммы дебиторской задолженности на величину безнадежных долгов;

¶ отслеживание задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации денежной наличности товаров;

¶ заключение договоров с покупателями с гибкими условиями сроков и формы оплаты.

Целесообразно также учесть порядок налогообложения курсовых разниц в том случае, если кредит получен в иностранной валюте. Для заемщика имеет значение правильный выбор кредитной организации. При этом следует учитывать: наличие лицензии; размер процентной ставки; способы ее расчета (простым или сложным процентом); формы обеспечения кредита; условия пролонгации кредитов; репутацию банка на кредитном рынке и др.

При определении дивидендной политики необходимо помнить «классическую» формулу: «Курс акции прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке при досрочных контрактах».

Для выработки кредитной политики финансовая служба осуществляет анализ структуры пассива баланса и определяет уровень соотношения заемных и собственных средств, т.е. коэффициент задолженности, оптимальное значение которого 0, 67 (40%: 60%). На основе этих данных корпорация решает вопрос о достаточности собственных средств для финансирования текущей и инвестиционной деятельности. В отдельных случаях корпорации выгодно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как доходность собственного капитала повышается в результате того, что отдача от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка за кредит.

Принимая решение о привлечении заемных средств, финансисты корпорации должны разработать план их возврата, определить приемлемую процентную ставку по ним и по альтернативным вложениям капитала. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций корпорации даже без выплаты дивидендов, если имеется достоверная информация о перспективах развития корпорации, причинах снижения выплаты дивидендов или их невыплаты и направлениях реинвестирования чистой прибыли. Западные финансисты полагают, что доля дивидендных выплат в устойчиво работающей корпорации должна составлять не более 30-40%. Остальная доля чистой прибыли должна быть направлена на цели развития корпорации.

Контрольно-аналитическая работа заключается в осуществлении систематического контроля над исполнением консолидированного и локальных бюджетов, над структурой капитала, использованием основных и оборотных средств, платежеспособностью и ликвидностью баланса корпорации. Организует финансовую работу на предприятиях различных форм собственности финансовый или главный директор.

Примерная схема управления финансами для акционерных обществ России приведена в Приложении 3.

Финансовый директор использует следующие методы управления корпорацией: планирование, самофинансирование, кредитование, страхование, самострахование (образование резервов), налогообложение, систему безналичных расчетов, систему амортизационных отчислений, финансовые поощрения и санкции, трастовые, залоговые, лизинговые, факторинговые и иные операции. Перечисленные методы предполагают использование специальных приемов управления корпоративными финансами: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировки курса ценных бумаг и валют, дисконт и др.

Стратегической целью финансового директора является обеспечение денежными ресурсами процесса производства и продажи товаров (продукции, работ, услуг). Он должен составить прогноз финансового состояния корпорации на ближайшее будущее (квартал, год) и на более отдаленную перспективу (далее календарного года). В соответствии с этой задачей разрабатывается стратегия формирования и использования финансовых ресурсов на цели развития акционерной компании и выплату дивидендов. Стратегические разработки финансового директора предполагают обязательный прогноз возможного изменения государственной политики в финансово-кредитной сфере с точки зрения соответствия такой политики целям и задачам корпорации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.