Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория институтов и институциональных изменений






В конце 1980-х — начале 1990-х годов американский ученый Дуглас Норт, ставший впоследствии лауреатом Нобелевской премии по экономике, опубликовал целую серию работ, имеющих непосред­ственное отношение к обоснованию роли и принципов функциони­рования организаций. По мысли Норта, рынок — это сложное и неод­нозначное явление Он представляет собой структуру, охватывающую различные институты законы, правила игры и, что наиболее важно, определенные кодексы поведения, типы отношений и связей. Инсти­туты, согласно Норту, — это набор правил, процедура соответствии, моральное и этическое поведение индивидуумов в интересах макси­мизации дохода. Институты — это разработанные людьми формаль­ные (законы, конституции) и неформальные (договоры и доброволь­но принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы при­нуждения, структурирующие их взаимодействие. Все вместе они об­разуют побудительную структуру общества и экономики. Институци­ональное развитие экономики происходит под влиянием взаимодей­ствия между институтами и организациями, когда первые определя­ют «правила игры», а вторые являются «игроками». Новые институ­ты, согласно Норту, появляются, когда общество усматривает возмож­ность получения дохода, который не может быть получен в условиях сложившейся институциональной системы. Иными словами, если производственные факторы предоставляют возможность увеличения дохода, а институциональные - этому препятствуют, то велики шан­сы возникновения новых институтов.

Принципиальное значение и актуальность сохраняют выводы из теории новой институциональной экономики, сформулированные Нортом. Главное состоит в том, что чрезвычайно трудно, да и практи­чески недостоверно анализировать переход от плановой экономики к рыночной без институционального подхода к проблемам и событиям. Суть выводов сводится к следующему.

1.Если законы могут быть изменены в течение короткого времени, то неформальные нормы меняются постепенно. Именно такие нормы создают легитимную основу для действия законов, а революционные изменения последних часто приводят к результатам, отличающимся от ожидаемых. Страны, которые принимают законы, пригодные для дру­гих экономических условий, для других неформальных норм и побуди­тельных факторов, приобретают совсем не то направление развития, что имеют государства, откуда эти законы заимствованы

2 Функционирование экономики в значительной степени опре­деляется государственным устройством, формирующим экономичес­кие законы, создающим и обеспечивающим эффективные права соб­ственности и влияющим на политику развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.