Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страхование судов торгового флота






Практика внешнеэкономической деятельности по экспор­ту-импорту товаров и услуг опирается на систему догово­ров страхования, которые предоставляют определенные гарантии экспортерам и импортерам при возникновении различ­ных непредвиденных обстоятельств и случайностей. В подавляю­щем большинстве внешняя торговля обслуживается морским транспортом. Поэтому вопросы страхования внешнеэкономиче­ской деятельности рассматриваются через систему договоров мор­ского страхования. В круг вопросов морского страхования входят страхование морских судов (корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств), страхование карго (перевозимых грузов) и страхование ответственности судовладельцев. Страхование карго носит также название транспортного страхования грузов. Широ­кое развитие в последние годы контейнерных перевозок привело к выделению в самостоятельный вид страхования контейнеров.

Исходя из общепринятой практики страховые компании принимают на страхование любой общественный интерес, свя­занный с эксплуатацией судна от любых случайностей и опасно­стей во время плавания или в период постройки судна.

В целях стандартизации договоров страхования, предостав­ления выбора страхователю в страховом покрытии в практике страхования судов также применяются различные условия, объе­диняющие определенную группу рисков.

По условиям с ответственностью за гибель и повреждение возмещению подлежат:

а) убытки от повреждений или фактической либо конструк­тивной полной гибели судна вследствие огня, молнии, бури, вихря, и других стихийных бедствий, крушения, посадки судна на мель, столкновения судов между собой или со всякими не­подвижными или плавучими предметами, включая лед, или вследствие того, что судно опрокинется или затонет, а также вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке и выгрузке груза или при приеме топлива, взрыва на борту судна или вне его, взрыва котлов, поломки валов, скрытого дефекта корпуса, машин и котлов, небрежности или ошибки капитана, механика или других членов команды или лоцмана;

б) убытки от повреждения судна вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;

в) убытки от пропажи судна без вести;

г) убытки, взносы и расходы по общей аварии;

д) убытки, которые судовладелец обязан возместить владель­цу другого судна вследствие столкновения судов;

е) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению судна, по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

По этим условиям убытки от повреждения возмещаются с применением 3%-ной франшизы, т. е. убытки не подлежат воз­мещению, если не достигли 3% страховой суммы. Убытки от по­вреждений возмещаются без франшизы только в тех случаях, когда их причинами явились крушение, столкновение с другим судном, посадка на мель, пожар или взрыв на судне, а также при наличии общей аварии. Убытки от полной гибели судна во всех случаях возмещаются без франшизы.

Условия без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения по объему ответственности страховщика более ограни­чены. При этом же перечне рисков убытки от полной гибели судна возмещаются полностью, а убытки от повреждений — только в тех случаях, если они явились следствием крушения судна (посадки его на мель, пожара или взрыва на борту судна, столкновения с другим судном или со всяким неподвижным или плавучим предметом, включая лед, или вследствие мер, приня­тых для спасения или тушения пожара). Подлежат возмещению также убытки от пропажи судна без вести; убытки, взносы и расходы по общей аварии; убытки, которые судовладелец обязан оплатить владельцу другого судна вследствие столкновения су­дов; все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению судна, а также по уменьшению и определению его размера, если убыток подлежит возмещению по условиям стра­хования.

Условие без ответственности за частную аварию предусмат­ривает возмещение убытков от полной фактической или конст­руктивной гибели судна по причинам, изложенным выше в п. а) предшествующего условия; убытков от пропажи судна без вести; убытков, относящихся к общей аварии, однако только в тех слу­чаях, когда убытки причинены оборудованию, механизмам, ма­шинам и котлам, но не корпусу судна и рулю; возмещаются также убытки, причиненные тушением пожара или столкнове­нием с другими судами во время спасательных работ, возмеща­ются расходы по спасению судна, по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по услови­ям страхования.

Условие с ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасению, предусматривает возмещение убыт­ков от полной гибели (фактической или конструктивной), про­пажи судна без вести, возмещение расходов по спасению судна.

Условие с ответственностью только за полную гибель судна предусматривает возмещение убытков только от полной (факти­ческой или конструктивной) гибели судна, вследствие опасно­стей, перечисленных выше, и от пропажи судна без вести.

Во всех случаях не возмещаются убытки, произошедшие вследствие умысла или грубой небрежности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей; немореходности судна (т. е. ненадежности или неприспособленности судна для данного плавания, отсутствия необходимого снаряжения или оборудова­ния, необходимого состава команды, надлежащей ее квалифика­ции, отправления в рейс без надлежащих судовых документов или неправильно нагруженным); ветхости или износа судна, его частей и принадлежностей; форсирования льда без проводки ле­доколом, погрузки с ведома страхователя или выгодоприобретателя, но без ведома страховщика веществ или предметов, опас­ных в отношении взрыва или самовозгорания; всякого рода во­енных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны; пиратских действий, а также граждан­ской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения судна по требованию во­енных или гражданских властей; потери фрахта, простоя (включая расходы по заработной плате и содержанию команды во время простоя и ремонта судна).

Не возмещаются также другие косвенные убытки страховате­ля кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат возмещению в порядке общей аварии.

Все перечисленные условия страхования судов являются как бы базисными, проформами для договоров страхования. По соглашению сторон они могут расширяться за счет включения в них других рисков.

Так, общепринято за отдельную премию включение в дого­вор страхования военных и забастовочных рисков, потери фрах­та и т.п.

Наряду с перечисленными условиями страхования в практи­ке широко применяется включение в национальные страховые полисы некоторых английских стандартных условий, так назы­ваемых оговорок Института лондонских страховщиков, регули­рующих те или иные взаимоотношения сторон в определенных условиях.

Так, например, оговорка Института лондонских страховщи­ков предусматривает регулирование взаимоотношений страхова­теля и страховщика при возникновении убытка вследствие столкновения судов. Так называемая ледовая оговорка, или га­рантии Института, представляет собой серию стандартных га­рантий или оговорок, главным образом навигационного поряд­ка, предусматривающих запрет застрахованным судам заходить в опасные воды, особенно в зимнее время, из-за возникающей там ледовой опасности.

Заключение договора страхования судов происходит на ос­новании письменного заявления страхователя, в котором долж­ны быть сообщены подробные сведения о судне, объекте страхо­вания, его тип, название, год постройки и другие данные, харак­теризующие судно; страховая сумма, которая не может быть выше страховой стоимости, т. е. действительной стоимости суд­на к началу страхования; указываются желаемые условия страхо­вания, период страхования судна — на определенный срок или рейс. В первом случае указывается, кроме срока, предполагае­мый район плавания, во втором — порты захода судна.

При страховании на срок ответственность страховщика на­чинается и оканчивается в 24 ч тех чисел, которые указаны в договоре страхования. При этом, однако, если судно в момент окончания срока договора находится в плавании, терпит бедст­вие или стоит на приколе в порту убежища или захода, договор страхования считается продленным до прибытия в порт назна­чения, а страховщик имеет право на получение дополнительной премии, пропорционально сроку продления договора.

При страховании на рейс ответственность страховщика (если не оговорено иного) начинается с момента отдачи швартовых или снятия с якоря в порту отправления и оканчивается в момент пришвартовывания или постановки на якорь в порту назначения. Страховщик несет ответственность за убытки, происшедшие только в том районе плавания и только по тому рейсу, который был обусловлен в договоре страхования (полисе).

При выходе судна из пределов района плавания или при от­клонении (девиации) от обусловленного в договоре пути следо­вания страхование прекращается. Чтобы в таких случаях договор страхования мог оставаться в силе, страхователь должен своевременно заявить страховщику о предстоящем изменении района плавания или рейса и подтвердить готовность уплатить до­полнительную премию, если страховщик ее потребует. Не считается нарушением договора страхования отклонение судна от обусловленного пути или выход из района плавания в целях спасения человеческих жизней, судов и грузов, а также Отклонение, вызванное действительной необходимостью обеспе­чения безопасности дальнейшего рейса.

Международная конвенция обязывает капитанов судов ока­зать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому уг­рожает гибель, и при получении сигнала помощи с возможной скоростью следовать на помощь терпящим бедствие (Анало­гичная норма отражена в ст. 53 КТМ).

О всех ставших известными страхователю случаях изменения в страховом риске, как-то задержка рейса, отклонение от пути следования, выход из оговоренного района плавания, плавания во льдах, зимовка судна, не предусмотренная в договоре страхо­вания, буксировка (активная и пассивная) и т.п., страхователь обязан уведомить страховщика.

Изменения в риске, произошедшие после заключения дого­вора страхования и увеличивающие степень риска страховщика, дают ему право на требование дополнительной премии или из­менение условий страхования. В случае отказа страхователя до­говор прекращается с момента наступления изменений в риске.

Страховой премией называется плата, которую страховщик взимает за страхование (принятие на себя ответственности за возможное повреждение или гибель судна); сумма страховой премии образуется от умножения ставки премии на страховую сумму (сумма, которая обозначается в договоре страхования и которая не может быть выше действительной стоимости судна на момент страхования). Тарифная или договорная ставка пре­мии есть плата за страхование, выраженная в сотых или тысяч­ных долях страховой суммы (в процентах или промиллях от страховой суммы).

В силу большого разнообразия видов, типов и классов судов, широкой географии их эксплуатации, районов их плавания ставки по страхованию судов также отличаются очень большим разнообразием.

Естественно, что предпочтение имеют наиболее совершен­ные современные суда высшего класса регистра, плавающие в спокойных районах. Помимо условий страхования и широты страхового покрытия, страховщик учитывает степень риска, свя­занного с качеством судна. Поэтому к судам старым или вообще лишенным регистра применяются более высокие ставки. Учиты­ваются районы плавания, время года, когда может возникать ле­довая обстановка или наступает период штормов и т. д.

Так, за плавание в арктических водах, где существует ледовая опасность (суда могут застрять во льдах или получить поврежде­ния от столкновения со льдом) обычно сверх нормальных ста­вок, установленных для плавания в теплых водах, взимается до­полнительная, так называемая экстра-премия.

Отсюда понятно, что в страховании судов применяются ин­дивидуальные для каждого судна ставки премии в зависимости от его типа, условий страхования, района и времени года и т.п. Твердые тарифы ставок выработать практически невозможно.

Практика знает только отдельные тарифы для судов, пла­вающих в строго определенных районах, тарифные ставки экст­ра-премий за выход в районы, оговоренные как опасные. Такая экстра-премия представляет собой определенную сумму, взи­маемую с каждой брутто -регистровой тонны судна, плюс опре­деленный процент со страховой суммы.

При страховании целых флотов, как правило, устанавливается средняя ставка для всего флота или для более точного расчета все суда этого флота группируются по общим однородным показате­лям и ставка устанавливается для каждой такой группы отдельно.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая предусматриваются в правилах страхования и соответствующих морских кодексах (в России — ст. 218 КТМ) и являются обяза­тельными для исполнения сторонами. Невыполнение этих обяза­тельств со стороны страхователя или его представителя может привести к освобождению страховщика от ответственности по договору страхования.

Страхователь или его представитель при наступлении страхо­вого случая обязаны принять все зависящие от них меры к пре­дотвращению убытков, спасению и сохранению поврежденного судна, также обеспечить права регресса страховщика к виновной стороне.

Все обстоятельства аварии на море капитан или вахтенный помощник должен занести в судовой журнал, а по прибытии в порт сделать заявление об аварии.

Если причиной аварии явились непреодолимые стихийные силы, капитан для снятия с судовладельца (с судна) ответствен­ности за убытки должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест заявляется нотариусу или иному должност­ному лицу в порту прибытия и должен содержать описание об­стоятельств происшествия и мер, которые капитан принял для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

Страховщик может принимать участие в мерах по спасению и сохранению застрахованного судна, давать советы, согласовы­вать условия спасательных контрактов и т. п., однако все его действия не считаются основанием для признания права страхо­вателя на получение страхового возмещения. Такое право опре­деляется на основании условий договора страхования.

При требовании страхового возмещения страхователь обязан документально доказать наличие страхового случая.

Если в договоре страхования не установлено иное, убытки от повреждения судна подлежат к возмещению в сумме, которая не должна превышать стоимость восстановления поврежденной или погибшей части судна, за вычетом естественного износа этой части к моменту аварии, т. е. в данном случае применяется принцип зачета " старого за новое".

После уплаты страхового возмещения к страховщику в пре­делах уплаченной суммы переходят все претензии и права, кото­рые страхователь или выгодоприобрететель имеет к третьим ли­цам, виновным или ответственным за причинение вреда. Стра­хователь или выгодоприобретатель при получении страхового возмещения обязан передать страховщику все имеющиеся у него документы и доказательства, связанные с убытком, и выполнить все формальности, необходимые для осуществления права рег­ресса к виновной стороне.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.