Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация утомления, понятие термина «монотонность работы» и меры по ее предупреждению






Причины пониженной работоспособности. Деятельность человека ввиду ее напряженного характера, как правило, сопровождается снижением работоспособности за счет нарушения функционального состояния, падения активности психических функций и т. д. Среди функциональных нарушений особое место с точки зрения частоты возникновения и влияния на работоспособность и занимает состояние утомления и переутомления. Повышенная чувствительность к стандартным рабочим нагрузкам, быстрая утомляемость и медленное восстановление после их воздействий свидетельствуют о недостаточной профессиональной пригодности индивида.

Утомление — особое, своеобразно переживаемое, психическое состояние, для которого характерны (Н.Д. Левитов):

1) чувство слабосилия. Человек чувствует снижение своей ра­ботоспособности, даже когда производительность труда еще не па­дает. Это выражается в переживании особого, тягостного напря­жения и в неуверенности; человек чувствует, что не в силах долж­ным образом продолжать работу;

2) расстройство внимания. Внимание — одна из наиболее утом­ляемых психических функций. Оно легко отвлекается, становит­ся вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым;

3) расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам под­вергаются рецепторы, которые принимали участие в работе. Если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него на­чинают «расплываться» в глазах строчки текста. При продолжи­тельном и напряженном слушании, что имеет место, например, при многочисленных совещаниях, теряется нить содержания и смысл излагаемого. Продолжительная ручная работа может при­вести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствитель­ности;

4)нарушения в моторной сфере: замедление или беспорядоч­ная торопливость движений, расстройство их ритма, ослабление точности и координированности движений, их деавтоматизация;

5) дефекты памяти и мышления, особенно оперативных ком­понентов. Эти дефекты также относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа. В состоянии сильного утомле­ния рабочий может забыть инструкцию, оставить в беспорядке ра­бочее место и одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе. Мыслительные процессы особенно наруша­ются при утомлении от умственной работы, но и при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительно­сти и умственной ориентации;

6)ослабление воли — решительности, выдержки и самоконт­роля, причем человек всегда находит этому своеобразные «объяс­нения». Отсутствует настойчивость. Проявляется сонливость как выражение охранительного торможения. Потребность во сне при изнурительной работе такова, что человек засыпает часто в лю­бом положении, например сидя.

Отмеченные психологические показатели утомления проявля­ются в зависимости от его силы. При слабом утомлении не проис­ходит значительных изменений в психике. Такое утомление толь­ко сигнализирует о необходимости принять меры, чтобы не пони­зилась работоспособность. Вредно переутомление, при котором резко понижается работоспособность и тем самым эффективность управленческого труда. При переутомлении указанные выше на­рушения в психической сфере очень заметны. Важно отметить, что если утомление считается «нормальным», рабочим состоянием, не требующим специального вмешательства для организации коррекции, то переутомление — как правило, состояние патологическое, при котором необходимо проведение специальных реабилитаци­онных и коррекционных процедур.

Развитие утомления имеет свою динамику, в которой можно выделить разные стадии. Н.Д. Левитов выделяет первую ста­дию утомления, на которой появляется относительно слабое чувство усталости. Эффективность труда не падает или падает не­значительно. Однако нельзя считать, что если субъективное пере­живание — чувство усталости не сопровождается понижением производительности, то это переживание не имеет никакого зна­чения. Чувство усталости появляется нередко тогда, когда чело­век, несмотря на тяжелую изнурительную работу, субъективно чув­ствует себя вполне работоспособным. Причиной могут быть по­вышенный интерес к работе, особое ее стимулирование, волевой импульс. Находясь в таком состоянии сопротивления утомлению, человек в одних случаях действительно его преодолевает и не сни­жает производительности труда, а в других случаях это состояние может привести к своеобразному взрыву переутомления, который часто имеет большую разрушительную для работоспособности силу.

На второй стадии у т о м л е н и я понижение производи­тельности становится заметным и все более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качественным показате­лям труда. В это время существенно вырастает «физиологическая цена» деятельности, т. е. расходуемые физиологические усилия, не­обходимые для выполнения стандартной операции.

Третья стадия утомления характеризуется острым пе­реживанием утомления, которое принимает форму переутомления. «Кривая работы» или резко снижается, или же принимает «лихо­радочную» форму, отражающую попытки человека сохранить дол­жный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускоряться, но оказывается неустойчивым. В конце концов, рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек по­чувствует невозможность продолжения работы, переживая при этом болезненное состояние.

Перечисленные выше признаки утомления и переутомления встречаются в различных сочетаниях и с разной степенью выраженности. Развитие симптомов утомления, степень их выраженности и влияния на психическую деятельность определяются как общей функциональной устойчивостью организма человека, так и уровнем его профессиональной подготовленности и развитием способностей к выполнению конкретной деятельности, то есть профессиональной пригодностью.

Многие исследователи выявили различия индивидуальной под­верженности утомлению. С.М.Архангельский отмечает, что ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от ряда условий: 1) индивидуальных особенностей работника; 2) обстоя­тельств протекания работы; 3) качества выполняемой деятельно­сти; 4) особенностей трудового режима и т.д. Н. Д. Левитов счита­ет, что подверженность утомлению зависит от таких индивидуаль­ных особенностей человека, как физическое развитие и состоя­ние здоровья, возраст, интерес и мотивация, волевые черты характера. От такого рода индивидуальных свойств зависит и то, как субъективно переживает человек утомление и как справляет­ся с ним на разных его стадиях.

Следует особо подчеркнуть, что, как правило, развитие состо­яния утомления является неизбежным атрибутом профессиональ­ной деятельности, ибо выполнение любого, сколько-нибудь зна­чительного задания требует расходования сил и энергии. Более того, утомление есть непременное условие становления профес­сионала, формирования трудовых навыков. Еще в 1920-х гг. в пси­хологии труда была установлена закономерность (так называемый закон гиперкомпенсации), известная как «эффект Баумгартен» (по имени автора — немецкой ученой, работавшей в этой области). Он заключается в том, что восстановление психофизиологиче­ских функций, сниженных вследствие развития утомления, про­исходит до уровня, превышающего исходный. В этом — ключ по­нимания психофизиологических закономерностей формирования навыка (есть еще нейропсихологическая трактовка, связывающая формирование навыка с автоматизацией и «свертыванием» ком­понентов исполнительского действия). Таким образом, утомле­ние — это нормальное явление, но до определенных пределов, пока оно не перешло в переутомление.

Отдельное внимание специалистов в настоящее время привле­кает так называемый синдром хронической усталости (СХУ). Его особенность заключается в том, что отдых, даже продолжитель­ный, не приводит к появлению у работника ощущения свежести, прилива сил, желания работать, которые в обычной ситуации яв­ляются индикаторами нормального состояния в цикле работа — отдых. Попытки объяснить (а значит, и выработать обоснованные рекомендации) развитие этого состояния привели к возникнове­нию двух взглядов на СХУ. Одни исследователи связывают разви­тие СХУ с вирусной инфекцией (так называемая болезнь Эпштейна—Барра). Другие развитие этого состояния объясняют особы­ми условиями труда представителей ряда профессиональных групп, в частности, управленцев, которые ни на минуту не могут избавиться от мыслей о производственных проблемах. А сейчас, пока нет объяснения этому феномену, нет и действенных мер про­филактики и коррекции. Люди, страдающие СХУ, рискуют полу­чить в ближайшей перспективе целый ряд серьезных соматиче­ских заболеваний.

Поэтому нужно не бороться с утомлением вообще, что в прин­ципе сделать невозможно, а стремиться устранить причины преж­девременного развития утомления, прогнозировать возможное появление ошибок в работе в этом состоянии, обеспечить макси­мально быстрое восстановление функций работников после на­пряженной работы.

Понятие монотонии всегда связывается с трудом по выполне­нию однообразных и кратковременных операций. Впервые эта проблема привлекла к себе внимание специалистов в период ши­рокого внедрения в производство конвейерной сборки. Однооб­разный труд, требующий небольшого числа трудовых навыков, настолько изматывал работников, что дело доходило до судебных разбирательств, в которых профсоюзы отстаивали права работни­ков на более интересную и разнообразную работу. Весьма харак­терно это состояние и для работников транспорта (машинистов поездов, пилотов, водителей-«дальнобойщиков»). В настоящее время единого мнения в отношении критерия степени монотон­ности работы пока нет. Важным вопросом в понимании природы состояния монотонии является разграничение отличительных его черт и общих с состоянием утомления. Общее у этих двух состоя­ний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Существен­ное различие между ними заключается в том, что утомление вы­зывается тяжестью умственной и физической работы, а состояние монотонии может переживаться и при легком, совсем неутоми­тельном труде. Это состояние соответствует минимальному уров­ню активации на кривой Йеркса-Додсона, что отражается и в не­высокой эффективности качества работы. Утомление является фазовым процессом, а монотония характеризуется волновой кри­вой, обладающей повышениями и спадами. Во многом эти коле­бания повторяют естественные флюктуации внимания и уровня активации. Значит, первым следствием утомления является сни­жение качества выполнения заданий, а монотонии — колебания выполнения. Утомление усиливает психическую напряженность; монотония, наоборот, снижает ее. Монотония проявляется чув­ством усталости, сонливости, испорченности настроения, скуки, апатии и т.д.

Широко дискутируется вопрос об индивидуальных различи­ях в сопротивляемости монотонии. Более устойчивы к развитию состояния монотонии интроверты, люди с выраженными воле­выми качествами. Устойчивость к монотонии, как показали ис­следования Н.П.Фетискина, определяет наличие монотофильного (устойчивого к монотонии) типологического комплекса, характеризующегося инертностью нервных процессов, преобла­данием внешнего торможения и внутреннего возбуждения, ма­лой силой нервной системы. И наоборот, сильнее подвержены влиянию монотонных условий труда лица, которым свойствен­ны подвижность нервных процессов, преобладание внешнего возбуждения и внутреннего торможения, сильная нервная сис­тема. Неоспоримо значение мотивации в преодолении отрица­тельного влияния скучной и однообразной работы. Отношения личности, высокое чувство ответственности в значительной мере компенсируют «неблагоприятные» природные свойства нервной системы.

И последний, разбираемый в связи с состоянием монотонии, вопрос — пути борьбы с монотонностью на производстве. М.И.Виноградов предлагает: 1) объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию; 2) периодическую смену операций, выполняемых каждым работником, т.е. совмещение операций; 3) периодиче­ские изменения ритма работы; 4) введение дополнительного пе­рерыва; 5) введение посторонних раздражителей (функциональ­ная музыка).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.