Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции лидерского поведения






Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного единственно верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам. Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры делают.

Наиболее известными концепциями данного типа являются сле-

дующие:

• три стиля руководства;

• исследования Университета штата Огайо;

• исследования Мичиганского университета;

• системы управления (Ликерт);

• управленческая сетка (Блейк и Моутон);

• концепция вознаграждения и наказания;

• заменители лидерства.

Различие между политическими системами США и Германии

перед Второй мировой войной послужило причиной исследования

лидерства, проведенного в лабораторных условиях известным амери-

канским ученым-бихевиористом Куртом Левиным [11 ]. Изучение

заключалось в сравнении эффекта от использования трех лидерсих

стилей: авторитарного, демократического и пассивного. Курт Левин ожидал, что результаты более чем четырехмесячного эксперимента в трех группах десятилетних мальчиков, где каждая группа руководилась соответствующим образом подготовленными студентами, подтвердят его гипотезу.

Оказалось, что, хотя ребята предпочитали демократического лидера,

более продуктивны они были при авторитарном руководстве. По-

дробно черты каждого стиля приведены в табл. 11.3.

Таблица 11.3.Содержание трех стилей руководства

 

  Авторитарный стиль   Демократический стиль   Пассивный стиль  
Природа Стиля     Сильные Стороны   Слабые Стороны Сосредоточение всей власти и ответ- ственности в руках лидера Прерогатива в уста- новлении целей и выборе средств Коммуникационные потоки идут преиму- щественно сверху     Внимание срочности и порядку, возмож- ность предсказания результата   Имеется тенденция к сдерживанию инди- видуальной инициа- тивы   Делегирование полномочий с удер- жанием ключевых позиций у лидера Принятие решений разделено по уров- ням на основе учас- тия Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в уп- равлении Демократический стиль требует много времени   Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы/организации Предоставление возможности само- управления в желаемом для группы режиме Коммуникация в основном строится на «горизонтальной» основе Позволяет начать дело так, как это ви- дится и без вмеша- тельства лидера   Группа может поте- рять скорость и на- правление движе- ния без лидерского вмешательства

 

 

Более поздние исследования также подтвердили факт, что демократический стиль не всегда является наиболее продуктивным. Так,

исследование 1000 рабочих обнаружило, что те из них, кто часто

взаимодействовал с начальником по роду работы, предпочитали и

были удовлетворены работой с авторитарным лидером. Работники

таких профессий, как пожарные, полицейские, административные помощники, проявляли аналогичное отношение к автократизму. В

конечном счете так и не было найдено прямой связи какого-либо

стиля с эффективным лидерством.

Исследования Университета штата Огайо. Их целью была

разработка двухфакторной теории руководства. За основу были

взяты две переменные: структура отношений и отношения в рамках

этой структуры. К первой переменной относятся образцы поведения, с помощью которых лидер организует и определяет структуру отношений в группе: определение ролей, установление коммуникационных потоков, правил и процедур работы, ожидаемых результатов.

Вторая переменная включает образцы поведения, отражающие уровень или качество отношений между лидером и последователями: Дружественность, взаимное доверие и уважение, симпатия и гармония, чувствительность друг к другу, желание сделать друг другу Доброе.

В ходе исследования была установлена связь между указанными

Двумя переменными и различными критериями эффективности. Так, в

начале удалось установить, что лидеры, поведение которых характеризуется одновременно наличием двух переменных, более эффективны в своей деятельности, чем те, у которых поведение характеризовалось только одной из них. (см. рис 2).

Рис.11.6.Четыре стиля руководства согласно результатам исследования






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.