Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административная школа управления (1920-1950 г.).






Лекции по Менеджменту

 

Тема: Развитие управленческой мысли.

 

1. Школа научного управления.

2. Административная школа.

3. Школа человеческих отношений.

4. Поведенческая школа.

5. Математическая школа управления.

 

Школа научного управления.

Получила распространение в период с 1880 по 1020 годы. Представители: Ф. Тейлор, Френк и Лилия Гилберт, Г. Грант и др. В России идеи этой школы были восприняты А. К. Гастевым, А. А. Богдановым и др.

Исходными принципами школы являются:

- рациональная организация труда,

- разработка формальной структуры организации,

- определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Основными методологическими приемами данного направления являлись наблюдение, замеры, анализ причин событий.

Целью исследователей являлась создание производственной системы, которая экономно и методично создавала бы требуемые продукты.

Наиболее известным представителем, а также фактическим основателем явился Ф. У. Тейлор (1956-1915). Тейлор на базе анализа содержания работы и определения составных элементов сформировал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, заложил основы стимулирования и рациональной расстановки работников. Заслугой Тейлора является разработка таких инструментов, как хронометраж, инструктивные карточки, плановое бюро и др.

Ф. и Л. Гилберт занимались изучением физической работы, исследовали возможность увеличения выпуска продукта за счет уменьшения усилий, затрачиваемых на производство. Л. Гилберт также положила начало отрасли «управления кадрами».

Научная школа выступала за отделение управленческих функций организации и планирования от фактического исполнения, то есть выделяли управленца в качестве самостоятельной фигуры, обладающей некоторым набором функций. Однако основное внимание было уделено производственному управлению.

 

Административная школа управления (1920-1950 г.).

Создатели классической школы, в отличие от Тейлора и Гилберта, были управляющими высшего звена. Соответственно, областью исследования этой школы выступала организация в целом. Основные представители: Г. Эмерсон, Анри Файоль, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд.

Целью школы было создание универсальных принципов управления.

Г. Эмерсон впервые поставил вопрос об эффективности производства в широком смысле слова. Эффективность – в его понимании означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. Эмерсон использовал системный подход в решении задач управления. Автором также сформулированы основные принципы управления:

1) Точно поставленные идеалы и цели,

2) Здравый смысл в анализе проблем и принятии решений,

3) Компетентная консультация, т. е. необходимость для управляющих специальных знаний по вопросам, связанных с деятельностью организации,

4) Дисциплина, подчинение всех членов коллектива установленным правилам,

5) Справедливое отношение к персоналу,

6) Своевременный и полный учет,

7) Диспетчирование,

8) Нормы и расписания,

9) Нормализация условий, т. е. оптимальное сочетание времени и затрат,

10) Нормирование операций, т. е. каждая самостоятельная операция нуждается в нормировании и постоянной корректировке,

11) Письменные стандартные инструкции,

12) Вознаграждение за производительность.

Однако наибольшую известность среди представителей административной школы приобрел А. Файоль (отец менеджмента). Широкую известность имеют разработанные им принципы управления:

1. Разделение труда.

2. Власть и ответственность (где есть полномочия, там есть и ответственность).

3. Дисциплина.

4. Единство распорядительства или единоначалие.

5. Единство руководства, направления (одна программа – один план – один руководитель),

6. Подчинение частных и личных интересов общим.

7. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы.

8. Централизация.

9. Иерархия (наличие уровней управления).

10. Порядок (всякая вещь и всякий работник д. б. на своем месте).

11. Справедливость.

12. Постоянство состава персонала (всякая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел).

13. Инициатива.

14. Корпоративный дух в организации.

Файоль впервые разложил менеджмент на ряд взаимосвязанных функций планирования, организации, распоряжения, координации и контроля. Он сформировал набор качеств, которыми, по мнению исследователя, должен обладать менеджер: здоровье и физическая бодрость; интеллектуальные способности; моральные качества настойчивости, энергичности, ответственности и др.; широкий кругозор, управленческие способности (предвидение, организаторские способности, коммуникативность, умение контролировать); знание своей организации, знание всех аспектов того вида хозяйственной деятельности, которой он занимается.

Файоль исследовал функциональный аспект организации, в отличие от него, социолог и философ М. Вебер развивал институциональный аспект. Вебер выделяет три основных типа организаций в зависимости от характера власти:

Харизматический тип имеет место когда лидирующая роль руководителя основывается на его исключительных личных качествах.

Традиционный тип - это признание главенства руководителя на основе сложившейся традиции, например, правящая династия царей.

Бюрократический тип основан на установленном общественными институтами и закрепленном в соответствующих документах разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером.

Бюрократический тип Вебер считал предпочтительным, он впервые дал подробную интерпретацию этого типа управления:

- вся деятельность организации расчленяется на элементарные операции, выполнение которых закрепляется за отдельными звеньями,

- каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью и авторитетом внутри организации, при этом выстраивается иерархическая система,

- система четких правил, инструкций и стандартов,

- руководитель должен быть беспристрастным, и в равной мере обходительным по отношению к подчиненным и клиентам, т. е. его личные чувства и переживания не должны оказывать влияния на принимаемые решения,

- каждый член организации должен занимать место в соответствии с его квалификацией и опытом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.