Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи, методы и функции современного менеджмента






Основные задачи менеджмента:

1. обеспечение производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся ресурсов;

2. обеспечение автоматизации производства и оптимальное использование высококвалифицированного труда;

3. стимулирование работы сотрудников путем создания соответствующих условий труда и адекватного денежного вознаграждения;

4. постоянный контроль над эффективностью деятельности фирмы и координация работы всех подразделений фирмы;

5. определение конкретных целей развития предприятия;

6. разработка стратегии развития фирмы;

7. разработка системы мероприятий для решения намеченных проблем.

Функции менеджмента – это виды управляющей деятельности:

1) планирование;

2) организация;

3) координация;

4) мотивация;

5) контроль.

 

Планирование - выбор целей и план действий по их достижению.

Виды планирования.

Стратегическое планирова­ние ориентировано на достижение целей, оценку тенденций в окружении системы, учет поведения конкурентов. Достижение стратегических целей (масштабные про­блемы) охватывает обычно период 5 лет.

Тактическое планирование направлено на тактические цели (частные проблемы), поддерживает стратегический план, определяет промежуточ­ные цели на пути к достижению стратегических целей и задач.

Оперативное планирование основано на стандартах деятельности, описание конкретных работ и операций.

Организация связана с созданием самой организации, её структуры управления и коммуникаций, а также с обеспечением работы людей всеми необходимыми средствами, документацией и информацией.

Это распределение задач между подразделениями или работниками, установление взаимодействия между ними. Реализация этой функции позволяет определить цели и задачи совместной деятельности персонала, выявить потребности в ресурсах и обеспечения ими; установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и сроков исполнения, выбор способов действий

Координация, или регулирование, объединение в единое целое усилий всех частей организации. Функция регулирования обеспечивает выполнение текущих мероприятий, связанных с устранением отклонений от заданного режима функционирования организационной системы.

Мотивация – стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий, к достижению поставленных целей.

Мотивация – это процесс внутреннего побуждения. В состав мотивации входят 2 основных понятия: потребность и вознаграждение.

Потребность – это физический или психологиче­ский недостаток чего-либо. Они вызывают побуждения к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе обретения жизненного опыта.

Потребности можно удовлетворить вознагражде­ниями.

Вознаграждение – это то, что человек считает для себя цен­ным.

Мотив – это внутреннее желание человека удовлетворять свои потребности.

Стимул – это возможность получения средств удовлетворения своих потребностей за выполнение определенный действий.

Менеджмент должен создавать систему стимулов соответствующих мотивами работников и направляющих их деятельность в общее русло.

Стимулы становятся действенными, т.е. стимулируют работников тогда, когда они согласуются с их внутренними мотивами и отвечают им.

Стимулы: экономические, моральные, коллективные, индивидуальные, идеологические, правовые, эстетические и т.д.

Результаты: экономические (производительность, качество труда, выполнение заданий); социально-экономические (трудовая, творческая активность, дисциплина, отношение к труду); социальные (общественно-политическая активность, развитие личности, гармоническое сочетание интересов личности и общества).

Суть функции заключается в определении потребностей людей (а последние часто сами не знают, чего хотят), выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения.

 

Контроль соотнесение реально достигнутых или достигаемых результатов с запланированным, выявление отклонений и их причин, что в свою очередь, позволяет спроектировать процесс планирования.

К основным принципам контроля относятся: своевременность, непрерывность, гласность, всесторонность, эффективность.

Функции менеджмента находятся в динамической связи и чтобы выполнить одну функцию необходимо выполнять весь комплекс функций, относящихся к определенной сфере управления предприятием опираясь на методы управленческой деятельности.

Методы менеджмента – это способы и средства воздействия на управляющую систему для достижения поставленных целей. Посредством методов реализуются принципы управления.

Методы различаются мотивацион­ной характеристикой, т.е. как ведут себя люди при применении к ним тех или иных ме­тодов. Методы делятся на методы прямог о и косвенного воздействия. Невыполнение методов пря­мого воздействия (организационно-распорядительные методы) ведет за собой применение различных санкций административ­ного характера (основаны на ответственности подчиненных перед властью руководи­теля, регулируют правовые и организационные отношения).

К косвенным относят экономические (основаны на материальной заинтересованно­сти рабочих, контроли­руют экономические отношения) и социально-психологические методы (основаны на нематериальном интересе рабочих, регулируют социальные, идеологические, эстетиче­ские отношения).

Особенности организационно-распорядительных методов управлении: 1) Принадлежат к группе силового воздействия. 2) Предопределяют однозначные решения вопроса и не предоставляют исполнителю большой самостоятельности. 3) Оказывают конкретное воздействие – определяют цели и задачи, порядок и сроки вы­полнения, ресурсы. 4) Имеют самостоятельное значение, но могут служить средст­вом осуществления др. методов. 5) Акты административного воздействия характеризуются обязательностью выполнения и подкрепляются дисциплинарными требова­ниями.

Эти методы является наиболее сильным средством воздействия на коллектив для поддержания дисциплины и порядка в работе.

Организационно-распорядительные ме­тоды делятся на группы: •стабилизирующего воздействия

•распорядительного воздействия

•дисциплинарного воздействия.

В методы стабилизирующего воздействия включается регламентирование – это совокуп­ность правил, определяющих порядок работы в организации. Он заключается в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения. Бывает общегосударственное, общесистемное, структурное, должностное регламентирование. Нормирование – устанавливает допустимые границы деятельности и заключается в утверждении определенных норм, которые служат ориентиром действий, как правило, устанавливают верхние и нижние границы.

В методы распорядительного воздействия включаются способы и решения конкретных ситуаций, не предусмотренных стабилизирующим воздействием. Осуществляется для оперативного управления, выступает в форме приказов, распоряже­ний и т.д.

Методы дисциплинарного воздействия устанавливают ответственность для определенных должностей, права и обязанности руководителей.

 

Экономические методы управления основаны на знании и сознательном использова­нии объективных экономических законов.

Он характеризуются: 1)свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе; 2)выполнение договорных обязательств. Достоинства метода: стимулиру­ется проявле­ние инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Недостатки: остаются неудовлетворен­ными многие потребности, лежащие вне сферы материаль­ного интереса, что снижает мо­тивацию.

В систему экономических методов входят практически все рычаги механизма хозяйствования

· методы планирования

· система ценообразования

· система кредитова­ния, финансирования, налогообложения,

· анализ хоз. деятельности

· распределение доходов и прибыли

· оплата труда

· материальное стимулирование.

Социально-психологические методы управления представляют собой совокуп­ность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы, протекаю­щие в нем.

Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздейст­вуют на личность с целью превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Приемы носят личностный характер (личный пример, авторитет).

Главная цель – положительный социально-психологический климат в коллективе.

Основное средство воздействия на коллек­тив – убеждение. Понимание руководителем биологической природы и внутрен­него мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом руководства является взаимоотноше­ния работников. СПМ позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкрет­ной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Для того, чтобы эффективно осуществлять эти методы, используют следующие виды сбора информации: интервьюирование, анкетирование, изучение документов, самонаблюдение, эксперимент.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.