Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Операционный анализ. Анализ безубыточной деятельности организации.






 

Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Чтобы обеспечить безопасность и безубыточность своего производства, предприятие с небольшой долей постоянных расходов может производить относительно меньше продукции (в физическом выражении), чем предприятие с более высокой их долей в суммарных издержках.

Валовая маржа, или валовой маржинальный доход, есть разница между выручкой от реализации и переменными издержками. Максимизация валовой маржи — одна из основных целей менеджмента, т.к. именно она является источником покрытия постоянных затрат и формирования прибыли.

Порог рентабельности (ПР) — показатель, который называют точкой безубыточности, отражающий ситуацию, при которой предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли. При этом объем продаж, находящихся ниже точки безубыточности, влечет за собой убытки, а выше точки безубыточности — прибыль.

Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает, насколько фактическая выручка от реализации превышает порог рентабельности, и чем больше эта величина, тем финансово устойчивее предприятие.

Уровень безубыточности помогает измерять влияние отдельных управленческих решений на финансовый результат (например, расширение производственных мощностей, изменений ассортимента продукции или воздействие внешних факторов на доходность предприятия).

Пороговую выручку от реализации (порог рентабельности) вычисляют по формуле:

1. Порог рентабельности (пороговая выручка) = Постоянные затраты/(Выручка – Переменные затраты)

2. Пороговая выручка = Постоянные затраты/Коэффициент маржинального дохода

3. Пороговое количество продукции = Постоянные затраты/Ц ед.прод. – Пер.зат.ед.прод.

4. Коэффициент маржинального дохода (Кмд) показывает его удельный вес в выручке от реализации (в деловом обороте предприятия).

Кмд = Маржинальный доход/Выручка от реализации

5. Запас финансовой прочности (ЗФП) = Выручка от реализации - Порог рентабельности = или в % к сумме выручки от реализации.

Сила операционного рычага рассчитывается отношением валовой маржи к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки. Данный показатель всегда рассчитывается для определенного объема продаж. С изменением объема продаж меняется и сила операционного рычага.

1. Эффект производственного рычага = Маржинальный доход/прибыль от продаж

2. Эффект производственного рычага = (Выручка –Переменные затраты)/Прибыль от продаж

Это означает, что для определения, на сколько процентов увеличится прибыль в зависимости от изменения выручки от продаж, следует процент роста выручки от продаж умножить на полученную единицу. (Скажем, выручка от продаж вырастет на 7%, тогда прибыль соответственно увеличится на 35% (7% х 5, если значение ЭПР =5).

 

Для финансового аналитика функция прогнозирования объемов производства и прибыли — одна из наиболее приоритетных. Более того, если наложить динамику прибыли на различные экономические условия, то можно сделать полезные выводы о направлениях работы руководства предприятия.

Операционный анализ показывает также чувствительность, т. е. возможную реакцию финансового результата на изменение внешних и внутренних факторов производства и сбыта товаров, и в частности отвечает на вопрос: насколько можно изменить объем продаж без потери прибыли.

Решение данного вопроса связано со следующей ситуацией. В современных условиях на первый план выходит проблема не роста массы прибыли, а ее сохранение в заданных самим предприятием параметрах, обеспечивающих оптимальное соотношение между производственными и социальными выплатами и величиной налоговых платежей. Часто эти ограничения не соответствуют максимально возможному уровню прибыли.

В основу анализа чувствительности положен объем производства, который обеспечивает исходный финансовый результат при изменении одного из следующих показателей: постоянных издержек, переменных издержек и цены за единицу изделия.

Рассмотрим возможные варианты.

1. Если изменяются постоянные издержки (СИ), то объем производства (Qt) в физическом выражении, обеспечивающий исходные (базовые) условия, определяют по формуле:

где МД1 — маржинальный доход в отчетном периоде; К°чд — коэффициент маржинального дохода в базисном периоде; Цо — цена за единицу изделия в базисном периоде.

2. Если изменяются переменные издержки (ПИ), то объем производства (Q2) устанавливают по формуле:

3. Если изменяется цена (Ц), то объем производства (Q3) в физическом выражении вычисляют по формуле:

где МД° и МДХ базовый и новый маржинальный доход; Кймд и К]^ — базовый и новый коэффициенты маржинального дохода, доли единицы; Дои Д, — базовая и новая цена за единицу продукции.

Проявление эффекта операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью, а именно:

1. Положительное воздействие операционного рычага начинает проявляться только после преодоления предприятием точки безубыточности своей деятельности. Предприятие вначале должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные операционные расходы. При высоком удельном весе постоянных затрат точка безубыточности лежит гораздо правее при наращивании объёмов реализации продукции. Исходя из выше изложенного утверждения, положительное воздействие операционного рычага может наблюдаться только по пшенице, ржи, просу, гречихе, ячменю, овсу, овцам и козам.

2. После преодоления точки безубыточности, чем выше удельный вес постоянных затрат, тем большей силой воздействия на прирост прибыли обладает наращивание объёма реализации продукции. На прирост прибыли, из выше указанных видов продукции, через наращивание объёма реализации влияют пшеница, рожь, просо, гречиха, ячмень овёс, овцы и козы.

3. Наибольшее положительное воздействие операционного левериджа достигается в непосредственной близости к точке безубыточности (после её преодоления).

4. Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объёма реализации продукции в ещё большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли. Аналогично, по мере приближения к точке безубыточности в обратном направлении, негативный эффект операционного левериджа будет возрастать.

5. Эффект производственного левериджа стабилен только в коротком периоде. Это объясняется тем, что постоянные операционные затраты остаются неизменными лишь временно. В процессе роста объёмов реализации продукции происходит скачок постоянных затрат и хозяйству необходимо преодолевать новую точку безубыточности.

Вопросы для самоконтроля

 

1.Понятие финансовой стратегии.

2.Главная цель финансовой стратегии, её задачи

3.Виды финансовой стратегии их характеристика

4.Охарактеризуйте доминантные сферы финансовой стратегии

5.В чём заключается последовательность разработки и оценка финансовой стратегии

6.В чём состоит подготовительный период разработки финансовой стратегии

7.Сущность финансового анализа деятельности предприятия, по каким данным он проводится

8.Раскройте цели и задачи финансового планирования

9.В процессе чего могут достигаться цели финансовой стратегии

10.Укажите какие виды и содержание финансовых стратегий разрабатываются на предприятии

12.Понятие финансовой политики предприятия. Какие виды финансовой политики выделяют в финансовом менеджменте

13.Дайте определение понятию «тип финансовой политики»

14.Охарактеризуйте умеренный тип финансовой политики

15.Охарактеризуйте агрессивный тип финансовой политики

16.Охарактеризуйте консервативный тип финансовой политики

17.В чём заключается процесс оценки финансовой политики

18.Перечислите какие параметры используются для оценки финансовой стратегии

19.Укажите какие приоритетные доминантные сферы выделяются в стратегии финансовой поддержки ускоренного роста предприятия

Лекция 5. Финансовое планирование и прогнозирование в организации.

Финансовое планирование в организации, его цели и задачи.

 

Планирование — это вид деятельности, связанный с составлением планов и уменьшающий неопределенность. Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения.

Финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей организации.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению развития организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Ключевой целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет различных источников.

К задачам финансового планирования относятся:

обеспечение производственного, социального развития предприятия, прежде всего за счет собственных средств;

увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и обращения с учетом структуры капитала;

обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности, рыночной, деловой и инвестиционной активности предприятия,.

установление оптимальных финансовых отношений с бюджетом, банками, страховщиками и другими хозяйствующими субъектами на основе оптимизации денежных потоков;

Таким образом, важнейшими объектами финансового планирования выступают:

  • выручка от реализации продукции, работ, услуг;
  • прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;
  • фонды специального назначения и их использование;
  • объем платежей в бюджет и социальные фонды;
  • объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;
  • финансовые потребности на различных стадиях производства;
  • объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

 

Основу финансового планирования составляют стратегический и производственный планы.

Стратегичесий план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании. Нередко эти цели формулируются на качественном уровне или в виде весьма общих количественных ориентиров.

В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако как минимум выделяются четыре типа целей:

• рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в производственно-коммерческой деятельности компании);

• производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества);

• финансово-экономические (каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);

• социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или определенных его слоев).

Основное предназначение стратегического плана — во-первых, обоснование, какой товар должен производиться и, во-вторых, где товар может быть реализован. Естественно, план не ограничивается' лишь констатацией целей, он также включает их обоснование, в том числе и ресурсное. Именно поэтому составной частью любого стратегического плана является финансовый раздел.

Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики корпорации.

 

Финансовое планирование базируется на следующих его системах:

1. Стратегическое финансовое планирование является наиболее сложной из рассматриваемых подсистем финансового планирования и требует для своей реализации высокой квалификации исполнителей. Это планирование состоит в разработке прогноза основных показателей финансовой деятельности и финансового состояния организации на долгосрочный период.

2. Тактическое финансовое планирование состоит в разработке конкретных видов среднесрочных финансовых планов, которые позволяют определить на предстоящий период все источники финансирования развития организации, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность организации, предопределить структуру ее активов и капитала на конец планируемого периода.

3. Оперативное финансовое планирование базируется на разработанных среднесрочных финансовых планах. Это планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности организации.

Основу долгосрочного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии организации на рынке.

 

Финансовое планирование в организации должно строиться с учетом следующих принципов:

• принцип соответствия: финансирование текущих активов следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Так, если планируется закупка сырья и материалов, то нет необходимости прибегать к эмиссии облигаций для финансирования этой сделки, правильнее в этом случае воспользоваться краткосрочным банковским иди коммерческим кредитом. В то же время для проведения модернизации основных средств следует использовать долгосрочные источники финансирования;

• принцип постоянной потребности в чистом оборотном капитале: в прогнозном балансе организации сумма оборотных активов должна превышать сумму текущих обязательств, т.е. нельзя планировать «слаболиквидный» баланс. Определенная часть оборотных активов должна финансироваться из долгосрочных источников (долгосрочных кредитов и собственного капитала). В этом случае организация испытывает меньший риск дефицита оборотных активов;

• принцип избытка денежных средств: в процессе планирования необходимо иметь определенный запас денежных средств для поддержания платежной дисциплины в случае, если какой-либо плательщик нарушит договорные обязательства и просрочит свой платеж. В случае если сумма денежных средств начинает превышать некоторое пороговое значение, организация может прибегнуть к покупке высоколиквидных ценных бумаг;

• принцип рентабельности капиталовложений: необходимо выбрать недорогие способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный кредит) капиталовложений. Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. В этом случае обеспечивается положительный эффект финансового рычага;

• принцип сбалансированности рисков: особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных источников;

• принцип адаптации к потребностям рынка: для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов;

• принцип предельной рентабельности: целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность при допустимом уровне риска.

 

Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес-планов. Бизнес-план — это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности организации. Отсутствие такого документа приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых и материальных ресурсов; не позволяет сконцентрировать усилия всего персонала на решении наиболее перспективных задач; создает сложности для проведения эффективного контроля из-за отсутствия другого обобщающего документа, позволяющего оценить степень отклонения фактически достигнутых результатов от запланированных.

Бизнес-план разрабатывается на год или на более длительный период в зависимости от масштаба целевого проекта. Чем короче планируемый период, тем более детальной должна быть проработка основных аспектов деятельности. В том случае, если проект рассчитан на несколько лет, ключевые показатели и ориентиры для первого года даются в разбивке по месяцам; для последующих лет обычно ограничиваются годовыми данными.

Особое место в структуре бизнес-плана занимает финансовый раздел, так как он представляет собой обобщение всех предыдущих этапов планирования в денежном выражении. Назначением этого раздела являются:

♦ определение размера и сроков инвестиций, необходимых для реализации бизнес-плана;

♦ расчет планируемой прибыли по годам (кварталам);

♦ определение и прогноз прибыльности представленного варианта бизнес-плана;

♦ построение прогнозной отчетности.

 

 

5.2. Финансовое прогнозирование

 

Прогнозирование (от греч. prognosis — предвидение) состоит в изучении возможного финансового состояния организации на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений.

Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся (но заранее спрогнозированных) тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения организации.

Финансовое прогнозирование является основой не только для финансового планирования перспективных планов, но также и для финансового бюджетирования (т. е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов).

Этапы прогнозирования:

1. Составление прогноза продаж статистическими и другими методами.

2. Составление прогноза переменных затрат.

3.Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для прогнозного объема продаж.

4. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников (с учетом рациональной структуры источников средств организации).

Внутреннее финансирование — это финансирование за счет нераспределенной прибыли, внешнее — за счет заимствований и эмиссии акций.

Бюджетирование — составная часть финансового планирования или инструмент финансового планирования. Бюджет — количественное воплощение плана, который характеризует доходы и расходы на определенный период, а также капитал необходимый для достижения целей.

Финансовый контроль осуществляет мониторинг выполнения запланированной политики и обеспечивает поступление информации в системе обратной связи, позволяющей оперативно реагировать на отклонение реальных рыночных условий от тех, на которых основан план. Контроллинг — это управление организацией, направленное на обеспечение экономичности и рентабельности производства.

Контроллинг — это процесс:

• планирования, основанного на выборе целей функционирования и развития предприятия и методов их реализации;

• контроля и анализа плановых заданий и их фактического исполнения на основании информации о ходе производственного процесса, поведении рынка товаров и конкурентов, финансовых результатах деятельности организации;

• разработки решений (с учетом ее внутреннего состояния и состояния внешней экономической среды), позволяющих повысить эффективность работы организаций.

Контроллинг, являясь инструментом менеджмента (управления), генерирует информацию о результатах производственно-финансовой деятельности и помогает управлять этой деятельностью организации.

Главные методы финансового прогнозирования: Первый — бюджетный, основан на концепции денежных потоков. Второй — «метод процента от продаж» (первая модификации) и " метод формулы" (вторая модификация).

 

 

Планирование и прогнозирование в организации: сходства и различия

Важную роль в планировании деятельности организации, и финансовой в частности, составляют различные прогнозы и ориентиры. Специалист должен уметь прогнозировать основные показатели и результаты финансово-хозяйственной деятельности своей организации.

При этом прогнозирование заключается не только в расчете ориентиров для критериев, имеющих числовое выражение, а должно пониматься шире — как метод выявления возможных вариантов действий при определенных условиях.

Под прогнозом понимается научно обоснованное описание возможных состояний объектов в будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения такого состояния. Процесс получения прогнозных уровней показателей называется прогнозированием (от греч.prognosis — предвидение, предсказание).

План — это образ исследуемого объекта, система мер, направленных на достижение поставленной цели. Применительно к экономическим объектам план определяют как систему целевых показателей развития экономической системы, а также указание на этапы и способы их достижения, распределение ресурсов, определение ожидаемых результатов и способов их использования.

Общие черты прогнозов и планов:

• опережающий характер содержащейся в них информации, что отличает предвидение от экономического анализа и статистики;

• возможность использования одинаковых методов и показателей;

• использование общей информационной базы. Прогнозирование — исследовательская, предварительная база

планирования. Прогноз предшествует разработке плана, но может также следовать за ним, определяя возможности достижения запланированных уровней показателей.

Различие между планом и прогнозом состоит в следующем:

• прогнозирование носит характер исследования, научного описания будущего (предсказания), а план — характер целеполагания (предуказания);

• прогноз носит вероятностный, а план — нормативный характер;

• прогноз имеет вариантное содержание, а план представляет собой однозначное решение;

• требование к планам — их ресурсная обеспеченность, в то время как прогнозы могут предсказывать вероятность достижения цели при неполном обеспечении ресурсами;

• в процессе планирования проявляется влияние субъективного фактора — воля и желания специалиста, принимающего решение, а при прогнозировании учитываются объективные данные, определяющие вид и решение разработанных моделей прогноза.

 

 

5.3. Бюджетирование – инструмент финансового планирования

 

Процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования, т. е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Финансовые планы обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувязки показателей развития предприятия с его финансовыми ресурсами.

Цель разработки и внедрения системы бюджетирования — совершенствование системы финансового управления и экономического анализа деятельности организации.

 

Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:

I. Подготовка прогноза и бюджета продаж.

II. Определение ожидаемого объема производства.

III. Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.

IV. Расчет и анализ денежных потоков.

V. Составление плановых финансовых отчетов.

Несмотря на то, что бюджет не имеет стандартизированных форм, определяемых государственными органами, наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением оперативного и финансового бюджетов.

Общий бюджет (основной бюджет) — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования. Структура общего бюджета представлена на рис. 3.

Операционный (текущий, периодический, оперативный) бюджет — это система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации. Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета, первым шагом в котором является бюджет продаж. Целью и заключительным этапом процесса составления операционного бюджета выступает бюджетный отчет о прибылях и убытках. В ходе составления операционного бюджета формируются бюджеты различных расходов (на закупку сырья и материалов, коммерческих и административных расходов и т. п.).

Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и, соответственно, о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования и наиболее спорным моментом.

Бюджет производства показывает, сколько единиц продукции или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов.

На основе оперативных бюджетов составляется бюджетный отчет о прибылях и убытках. Информация о доходах берется из бюджета продаж.

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного баланса.

Бюджет движения денежных средств — это план денежных поступлений и платежей. При расчете бюджета движения денежных средств принципиально важно определить время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций.

Бюджет капитальных вложений на основе выбранного критерия рентабельности инвестиций определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить. Информация, содержащаяся в этом бюджете, влияет на бюджет движения денежных средств (затрагивая вопросы выплаты процентов), на бюджетный отчет о прибылях и убытках, на бюджетный бухгалтерский баланс (изменяя величину основных средств и других долгосрочных активов).

Завершающим шагом в процессе подготовки общего бюджета служит разработка бюджетного бухгалтерского баланса, который характеризует изменения в финансовом и имущественном положении предприятия при условии выполнения запланированных в предыдущих бюджетах хозяйственных и финансовых операций.

 

На первом этапе происходит непосредственно процесс бюджетирования, который может быть условно разделен на две части, каждая из которых является законченным этапом планирования:

• подготовка операционного бюджета;

• подготовка финансового бюджета.

На втором и третьем этапах происходит оценка абсолютных и относительных показателей и их отклонений, используется такой набор инструментов финансового анализа, как расчет коэффициентов ликвидности, рентабельности, платежеспособности, финансовой устойчивости предприятия и т.п.

На четвертом этапе принимаются управленческие решения по центрам финансовой ответственности (ЦФО), а на пятом — конкретные решения доводятся до сведения руководителей ЦФО, происходит регулирование деятельности ЦФО.

Основной задачей бюджетирования является получение своевременной полной информации, необходимой для решения следующих задач: управление денежными средствами; формирование необходимого объема финансовых ресурсов; рассмотрение альтернативных финансовых стратегий; контроль и коррекция финансово-хозяйственной деятельности; оптимизация документооборота.

Итак, бюджетирование охватывает все сферы деятельности хозяйствующего субъекта: производство, реализацию продукции, деятельность вспомогательных подразделений, управление денежными потоками; включает в себя текущий сбор и обработку информации для принятия управленческих решений, осуществление функций контроля отклонений фактических показателей деятельности от запланированных. Таким образом, бюджетирование занимает особое место в системе управления предприятием, не только осуществляя информационное обеспечение принятия решений в целях оптимального использования имеющихся возможностей, но и одновременно являясь отправным пунктом в организации всей деятельности предприятия.

 

 

5.4. Методы прогнозирования основных финансовых показателей организации.

 

В процессе прогнозирования основных показателей долгосрочного финансового плана используются следующие основные методы:

• метод корреляционного моделирования — установление корреляционной зависимости между двумя рассматриваемыми показателями в динамике и последующее прогнозирование одного из них в зависимости от изменения другого (базового);

• метод оптимизационного моделирования — оптимизация конкретного прогнозируемого показателя в зависимости от ряда условий его формирования (при прогнозировании структуры капитала, чистой прибыли и др.);

• метод многофакторного экономико-математического моделирования — прогнозируемый показатель определяется на основе конкретных математических моделей, отражающих функциональную взаимосвязь его количественного значения и определенных факторов, также выраженных количественно (модели устойчивого роста предприятия, определяющие объемы его внешнего финансирования в зависимости от темпа роста реализации продукции);

• расчетно-аналитический метод — прямой расчет количественных значений прогнозируемых показателей на основе использования соответствующих норм и нормативов (прогнозирование сумм амортизационного потока, чистого денежного потока);

• экономико-статистический метод — исследование закономерностей динамики показателя (определении линии тренда) и распространение темпов этой динамики на прогнозируемый период. Дает наименьшую точность прогноза, так как не позволяет учесть новые тенденции и факторы, влияющие на динамику исследуемого показателя. Может применяться в прогнозных расчетах лишь при неизменных условиях формирования того или иного финансового показателя.

Из множества подходов к прогнозированию наибольшее распространение получили три группы методов:

• методы экспертных оценок;

• стохастические методы;

• детерминированные методы.

 

Рассмотрим эти методы.

Методы экспертных оценок предусматривают многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных результатов с помощью инструментария экономической статистики. Применение этих методов на практике обычно заключается в использовании опыта и знаний торговых, финансовых, производственных руководителей организации. Как правило, эхо обеспечивает принятие решения наиболее простым и быстрым образом. Недостатком является снижение или полное отсутствие персональной ответственности за сделанный прогноз. Экспертные оценки применяются не только для прогнозирования значений показателей, но и в аналитической работе, например для разработки весовых коэффициентов, пороговых значений контролируемых показателей и т.п.

Напомним последовательность выполнения и обработки экспертных опросов:

1) определение цели использования экспертного метода, подбор экспертов и формирование экспертных групп. На этом этапе исходя из целей экспертного опроса решаются вопросы структуры экспертной группы, количества экспертов и их индивидуальных качеств, т.е. определяются проблемы, для решения которых необходимо или желательно привлечь экспертов;

2) определение численности экспертной группы, которое можно осуществлять на основе использования показателей математической статистики или на основе «прагматического» подхода. При использовании аппарата статистики рассчитывают ошибку репрезентативности (т), предельную ошибку (А) и необходимое число экспертов.

Иногда расчеты по формулам математической статистики дают слишком высокие значения численности экспертной группы, поэтому можно рекомендовать использовать «прагматический» подход, который не является столь теоретически обоснованным и точным, как первый подход, но зато легко реализуем;

3) формирование вопросов и составление анкет. Должны быть разработаны правила проведения опроса и организации работы экспертной группы, учитывающие специфику оцениваемых вопросов, а также особенности менталитета специалистов-экспертов;

4) формирование правил определения суммарных оценок на основе оценок отдельных экспертов. Для определения степени согласованности экспертных оценок в статистике используется коэффициент конкордации Кендалла (W), значение которого лежит в границах от 0 до 1:

5) работа с экспертами. В зависимости от характера исследуемого объекта, от степени его формализации и возможности привлечения необходимых экспертов порядок работы с ними может быть различным;

6) анализ и обработка экспертных оценок. Может быть использован метод расстановки приоритетов, рассмотренный ранее, метод ранжирования и т.д.

Стохастические методы предполагают вероятностный характер как прогноза, так и самой связи между исследуемыми показателями. Вероятность получения точного прогноза растет с ростом числа эмпирических данных. Эти методы занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Наиболее простой пример — исследование тенденций изменения объема продаж с помощью анализа темпов роста показателей реализации (экстраполяция). Результаты прогнозирования, полученные методами статистики, подвержены влиянию случайных колебаний данных, что может иногда приводить к серьезным просчетам.

Детерминированные методы предполагают наличие функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. В качестве примера можно привести зависимости, реализованные в рамках известной модели факторного анализа фирмы «Дюпон». Используя эту модель и подставляя в нее прогнозные значения различных факторов, например выручки от реализации, оборачиваемости активов, степени финансовой зависимости и других, можно рассчитать прогнозное значение одного из основных показателей эффективности — коэффициента рентабельности собственного капитала.

Другим весьма наглядным примером служит форма отчета о прибылях и убытках, представляющая собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результативный признак (прибыль) с факторами (доход от реализации, уровень затрат, уровень налоговых ставок и др.).

Формализованные модели прогнозирования финансового состояния подвергаются критике по двум основным моментам: во-первых, в ходе моделирования могут, а фактически и должны быть разработаны несколько вариантов прогнозов, причем формализованными критериями невозможно определить, какой из них лучше; во-вторых, любая финансовая модель лишь упрощенно выражает взаимосвязи между экономическими показателями.

Методы прогнозирования отчетности, в свою очередь, делятся на методы, в которых каждая статья прогнозируется отдельно исходя из ее индивидуальной динамики, и методы, учитывающие взаимосвязь между отдельными статьями как в пределах одной формы отчетности, так и из разных форм. Действительно, различные строки отчетности должны изменяться в динамике согласованно, так как они характеризуют одну и ту же экономическую систему.

Рассмотрим несколько конкретных методов прогнозирования финансовых показателей.

Коэффициентный метод. При помощи коэффициентов, базирующихся на достижениях прошлого периода, несколько уточненных, рассчитывают предполагаемые доходы и затраты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Балансовый метод. Обоснование отдельных статей финансовых планов даже наиболее прогрессивными способами не обеспечит реальность заданий, если не будут сбалансированы доходы и расходы.

Сущность балансового метода — согласование расходов с источниками покрытия, взаимосвязь всех разделов, а также финансовых и производственных показателей. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение по всем направлениям деятельности.

Метод дисконтированных денежных потоков — используются при составлении финансовых планов для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств. Концепция дисконтированных денежных потоков основана на расчете современной (приведенной) стоимости ожидаемых притоков и оттоков денежных средств. Метод дисконтированных денежных потоков выявляет результат финансовых решений без ссылок на традиционные допущения бухгалтерского учета. Оценка прогнозных изменений финансовых потоков за определенный период работы предприятия на основе временного фактора может отличаться от традиционного экономического анализа.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Сущность планирования

2. Финансовое планирование в организации.

3. Цели и задачи финансового планирования в организации

4. Инфраструктура финансового планирования в организации

5. Определите стратегический план

6. Сущность производственного плана

7. Задачи финансового планирования

8. Виды финансового планирования в организации

9. Основная цель управления финансовой деятельностью

10. Сущность и назначение бизнес-плана

11. Бюджетирование – инструмент финансового планирования

12. Методы прогнозирования основных финансовых показателей организации.

13. Содержание основных разделов бизнес-плана.

14. Структура «бизнес-плана» предприятия.

15.. Бюджет продаж,

16. Бюджет производства и затрат

17. Система оперативного планирования

18. Раскройте общие черты прогнозов и планов

19. Назовите конкретные методы прогнозирования финансовых показателей

20. Метод дисконтированных денежных потоков

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.